Главная страница
Навигация по странице:

  • Н. И. Новикова

  • А. С. Пушкина

  • М. С. Луниным

  • Ю. В. Васильковой

  • Ю. В. Василькова

  • Ф. Подшивалов

  • _Богачкина Н.А., Социальная педагогика. Шпаргалка. Наталия Александровна Богачкина Социальная педагогика. Шпаргалка


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеНаталия Александровна Богачкина Социальная педагогика. Шпаргалка
    Дата07.04.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Богачкина Н.А., Социальная педагогика. Шпаргалка.doc
    ТипШпаргалка
    #449929
    страница18 из 42
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   42

    Обучение и воспитание в дворянских семьях



    Во многих дворянских семьях было распространено обучение детей в домашних условиях. До наших дней дошли многие публицистические статьи, художественные произведения, в которых отражались особенности такого обучения и воспитания. Часто эти статьи носили критический характер. Так, в публикациях Н. И. Новикова высказывалась обеспокоенность уровнем домашнего преподавания. Он писал, что учителя, «чтобы не обедать и ужинать в Бастилии, едут в Россию учить детей».

    Вспомним А. С. Пушкина : «Француз убогий учил дитя всему шутя», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Приведенные высказывания касались обучения детей именитого дворянства, в семьях же мелкопоместных дворян дела обстояли еще хуже. В различных воспоминаниях находим, что в воспитатели перевели стремянного Савелича за трезвое поведение, и выписали из Москвы с «годовалым запасом провианского масла» француза Бопре, который в своем отечестве был парикмахером, в Пруссии солдатом, а в России стал учителем.

    Однако нельзя не отметить и сильной стороны домашнего воспитания. Для этого вспомним программу домашнего образования, разработанную героем Отечественной войны 1812 г. М. С. Луниным . Участник восстания декабристов, на поселении он сблизился с семьей Волконских и стал воспитателем их сына.

    Программа обучения и воспитания была представлена в «Плане начальных занятий». Основная ее цель – подготовиться к поступлению в университет, что сближало программу М. С. Лунина с программой Царскосельского лицея.

    У Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой находим содержание лицейской программы с добавлениями М. С. Лунина.

    1. Грамматическое изучение языков: русского, французского, немецкого, латинского (у Лунина еще английский).

    2. Философия и богословие.

    3. Науки математические: арифметика, алгебра (Лунин вводит высшую математику).

    4. Науки естественные и физические: физика, география, естественная история (Лунин включает астрономию).

    5. Науки исторические: история священная и древняя, история российская, история всеобщая (Лунин добавляет историю церкви).

    6. Риторика: разбор «избранных мест» из произведений лучших писателей, упражнения в сочинении по-русски (Лунин добавляет: «упражнения в сочинении по-русски, если ученик не предпочитает другой язык. Темы по выбору ученика»).

    7. Изящные искусства: чистописание, танцы (Лунин исключает чистописание и танцы, включает музыку и законы гармонии).

    8. Физическое воспитание: гимнастика, плавание, верховая езда (Лунин включает охоту, считая ее и спортом, и искусством).

    Кроме этого, Лунин также включает «науки политические, общественные и военные».

    Воспитание крестьянских детей



    Говоря о воспитании в крестьянских семьях, следует сказать, что дореволюционное крестьянство отнюдь не было сплошь безграмотным, тупым и невоспитанным.

    Уважаемый крестьянин – это прежде всего трудолюбивый человек. Лень и лживость презирались. Нарушение слова почиталось за грех и за стыд. Осуждались добрачные связи, супружеская неверность.

    Мощным воспитательным средством являлось общественное мнение , которое выражало отличительные особенности людей. На сходе обсуждалась репутация крестьянина, решался вопрос с опекунством. Под угрозой жестокого наказания община могла запретить человеку пить. Мать, которая запятнала себя пороком, могли лишить права воспитывать своих детей.

    Подростки активно участвовали в крестьянском труде, начиная с 10–12 лет. При этом уделялось внимание не только физическому, но и умственному развитию, что считалось важным показателем. Трудовое участие определялось возрастом. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова приводят такие данные: в 7 лет мальчик участвовал в обработке пашни, в 8 – в унаваживании, в 9 – убирал хлеб и кормил скот, в 14 – владел косой, серпом, топором. Девочка в 6 лет пасла цыплят, в 8 – оставалась за старшую в семье, в 10 – умела шить, в 10–12 – стирала, доила коров, стряпала, вязала. В 15–17 лет выполняла все виды крестьянского труда.

    Не все крестьяне XIX в. были пахарями и скотниками. Существуют статистические отчеты, которые свидетельствуют о занятии крестьян подсобными промыслами и ремеслами. Таких промыслов насчитывалось около 40: плотники, иконописцы, коновалы, обозники, углежоги и др. Ремесла требовали специальных знаний и умений. Именно поэтому почти в каждой деревне были свои философы, поэты, педагоги и т. п. Так, крепостной Ф. Подшивалов в XIX в. пишет сочинение о справедливом будущем обществе, в котором человек будет богат духовно и физически. Он подчеркивает роль семейного воспитания, но говорит, что оно должно дополняться школьным. Свое сочинение крестьянский философ вручает Бенкедорфу для передачи царю. После этого его сажают в тюрьму Соловецкого монастыря, а через 9 лет отправляют на поселение в Сибирь.

    В селах, особенно на севере России, в домах были книги, иногда количество экземпляров доходило до 2000. По деревням ходили офени и торговали книжками и картинками вразнос. Вместо газеты предлагался лубок, в котором оперативно отражались основные события, происходящие в стране. Часто крестьяне приобретали книжки и лубки не за деньги, а на обмен. Особым спросом пользовались лубки о Мамаевом побоище, Ермаке, Иване Сусанине, любили сказки об Иване-царевиче.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   42


    написать администратору сайта