Главная страница
Навигация по странице:

  • Екатерины II

  • Александра III

  • Закона Божьего

  • _Богачкина Н.А., Социальная педагогика. Шпаргалка. Наталия Александровна Богачкина Социальная педагогика. Шпаргалка


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеНаталия Александровна Богачкина Социальная педагогика. Шпаргалка
    Дата07.04.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Богачкина Н.А., Социальная педагогика. Шпаргалка.doc
    ТипШпаргалка
    #449929
    страница19 из 42
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   42

    Православие и социальное воспитание в истории России



    Основным социальным институтом, осуществляющим воспитание человека, являлась церковь . В основе функционирования русской общины лежали христианские заповеди. Приходской священник – это центральная фигура в образе жизни русского народа. Он являлся проводником государственной политики, стоял на страже нравственности.

    В обязанности священника и дьякона входило обучение прихожан грамоте. Обучение проходило в трапезной сначала по букварю, затем по Часослову и Псалтырю. Так обучался каждый пятый крестьянин, а в городах – большинство служивых и торговых людей. Простой народ осваивал грамоту через чтение Часослова и Псалтыря вплоть до XX в., а дворянство – до царствования Екатерины II .

    Церковь учила с самого детства отвечать за свои поступки. В этом большое значение имела исповедь. Ребенок исповедовался с 7 лет, таким образом приучаясь анализировать свое поведение, давать ему нравственную оценку. Церковь учила, что благочестивый человек не тот, кто только постится и молится, а тот, кто добродетелен в жизни.

    В основе нравственных заповедей православия лежат общечеловеческие заповеди. Что верующий, что атеист признают жизнь высшей ценностью, только одни полагают, что это дар Божий, а другие указывают на уникальность каждого индивида, на Природу, на разум. И верующие, и неверующие должны в жизни руководствоваться заповедями: не воруй, не лги, не убий и т. д. Этим, видимо, и можно объяснить, что христианские заповеди не отторгаются на протяжении тысячелетия.

    Реформа 1861 г. нашла свое отражение и среди духовенства, которое стало выделять помещения, деньги на приобретение учебных принадлежностей и учебников. С 1859 по 1865 гг. по епархиям было открыто более 21 400 церковноприходских школ.

    Но такое положение дел не устраивало земства и интеллигенцию, которые развернули борьбу за присоединение этих школ к Министерству народного образования. Представители земств считали, что школы должны соответствовать европейским образцам, а основным направлением должно стать не религиозное, а культурное. На этом фоне число приходских школ сократилось до 4000.

    Возрождение церковно-приходских школ началось с приходом к власти императора Александра III . Начиная с 1882 г. правительство начинает финансировать эти школы, а в 1884 г. принимаются «Правила о церковно-приходских школах». Принятие этих правил способствовало тому, что приходские школы стали открываться даже в самых глухих селах. За 10 лет их численность возросла с 4000 до 31 000. В программу приходских школ, помимо Закона Божьего, входила арифметика, а в церковно-приходских училищах изучались также церковная и отечественная истории.

    Школы С. А. Рачинского



    С. А . Рачинский руководил на протяжении ряда лет церковно-приходской школой в с. Татево Смоленской губернии. Являясь профессором Московского университета, членом-корреспондентом Российской академии наук по отделению русской словесности, ботаник и математик, он создал новый тип церковно-приходской школы. Всего С. А. Рачинский в Бельском уезде на собственные средства создал около 30 школ.

    С. А. Рачинский предпринимает попытку объединить различные направления воспитательного процесса (нравственное, религиозное, трудовое, профессиональное) с потребностями крестьянского хозяйства.

    В программу школы входили приемы народной педагогики, отношения строились на принципах семейного уклада. При школе имелись огород, сад, пасека, цветник, на которых работали учителя и воспитанники. Собственноручно выращенные овощи и фрукты шли на общий стол школы.

    В учебные программы входили начальные знания по физике, геометрии, черчению, географии. Старшие ученики занимались по фортификации, тем самым готовясь к солдатской службе.

    На первом месте в школах С. А. Рачинского стояло изучение Закона Божьего , однако больше внимания уделялось не сообщению религиозных сведений, а воспитательному аспекту нравственных христианских заповедей. Считалось, что целесообразно изучать не только Новый Завет, но и Псалтырь, Часослов и Ветхий Завет. В программе стояло также проведение образовательных путешествий, что выражалось в посещении святых мест, ближайшего монастыря. Во время таких путешествий дети знакомились и с природой родного края, узнавали его историю, записывали обряды, сказки, песни.

    На втором месте находилось преподавание русского языка и чтения . По мнению Рачинского, это облегчало овладение грамотой: «Само чтение на старославянском несравненно легче, чем на русском, ибо произношение вполне соответствует правописанию».

    В качестве третьего обязательного предмета выступала арифметика , особенно устный счет.

    Современники называли школу С. А. Рачинского школой искусств. Расширяя программу, он ввел церковное пение, арифметику дробных чисел, элементарную геометрию, географию, отечественную историю. Все ученики пели в хоре, некоторые обучались играть на фисгармонии и скрипке. Летом в Татево приезжали студенты Академии художеств и обучали юных художников.

    Преподавали в школах Рачинского его же воспитанники, для которых срок обучения был продлен на год. Полагалось, что учитель в сельской школе должен быть из крестьян.

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   42


    написать администратору сайта