Реферат Натурфилософия античности и медицина Гиппократ. Натурфилософия античности и медицина Гиппократ
Скачать 77.5 Kb.
|
ФГБОУ ВО ОмГМУ, колледж Минздрава РФ РЕФЕРАТ по дисциплине: Философия Тема: "Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ" Выполнил студент: группы № 281 СВ Свистанюк Наталья Валерьевна Отделение: «Сестринское дело» Проверил преподаватель: Сулейманова Карина Омыровна Омск – 2020 План 1. Введение……………………………………………………….……….…..…..3 2. Основная часть………………..………………………………….……….……4 3. Заключение……….……………………………………………………………15 4. Литература…………………………………………………….………………16 Введение Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая более 1200 лет (с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э.), была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной - евразийской. А в одном отношении античная цивилизация является универсальной основой, пьедесталом всей последующей общечеловеческой культуры - в той мере, в какой она содержит дух рационализма, пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир (как природный, так и человеческий) состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям. Именно античная цивилизация утвердила представление о том, что освоение мира возможно только по его собственным законам. Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. 1. Натурфилософия античности Натурфилософия (от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на абстрактные понятия, вырабатываемые в ходе возникновения и развития философии. Натурфилософия представляет собой первый этап в развитии всей греческой философии, первые философы именовались соответственно фюсиками (от греч. фюсис - природа) или фюсиологами, а первые философские трактаты, как правило, были посвящены исследованию природы, ее устройства (трактаты "О природе" были написаны и Фалесом, и Гераклитом, и Анаксимандром, и Анаксименом, и Парменидом). В 6 и даже в 5 вв. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Стихийно-материалистические тенденции древнейшей философской мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеческого опыта и естествознания, приобрели форму натурфилософии. Внутри нерасчленённого единства первоначальных философских понятий и понятий научных, воззрения, относящиеся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые древнегреческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, фюсиологами, но вместе с тем их научные представления о мире определяли постановку и решение ими вопросов философских. Для науки древних греков характерно обилие почти одновременно зарождавшихся научных гипотез и типов философских учений. Философы, действовавшие в 6-5 вв. до н.э. - Фалес, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан - при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и причём вещественного начала. Такова "вода" Фалеса, "воздух" Анаксимена, "огонь" Гераклита, "земля" Ксенофана. В целом для натурфилософских исканий характерны эмпиризм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, второстепенность антропологической и этической проблематики (за исключением Гераклита). В центре внимания всей ранней философии - космос, стремление понять сущность природы, мира в целом. Отсюда главным становится вопрос о первоначале мира ("из чего всё произошло"). Особенно характерны натурфилософские тенденции для школы, сформировавшейся в городе Милете (культурном центре Ионии, Малая Азия) в 7-6 вв. до н.э. Основные представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Эта школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания. С нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии и картографии, метеорологии, астрономии, биологии, и возможно, математики. Всё это составляло единую науку "о природе", или естественную историю, которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ. Правещество вечно, бесконечно в пространстве, движение присуще ему "от веку". Мир порождается из него спонтанно. Так Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала - воды. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни - Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и круговорот вещей продолжается. "Боги" народной мифологии отождествляются со стихиями или светилами (Анаксимен) или "бесчисленными мирами" (Анаксимандр.), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное "божество". Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, противопоставлявшую божественное (небесное) человеческому (земному) и ввела всеобщность физических законов. Главным для всех милетских теоретиков остается закон сохранения или отрицания абсолютного "возникновения" и "уничтожения" ("рождения" и "гибели") как антропоморфных (человекообразных) категорий. Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология. Анаксимандр заменяет "рождение" и "гибель" на "соединение" и "разделение", Анаксимен описывает все физические процессы в терминах "сгущения" и "разрежения". В ряду первых натурфилософских гипотез важное место занимает атомистическая гипотеза, разрабатываемая Левкиппом, который впервые ввел понятие атомов (с греч. букв. - неделимый) как далее уже неделимых частиц бытия, из которых состоят все вещи, и его учеником Демокритом (5 в. до н. э), который стремился создать на основе этого понятия ясное и обоснованное учение. Согласно Левкиппу и Демокриту, атомы не обладают какими-либо качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве и находятся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе). Таким образом суть учения о бытии Демокрита сводилось к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: всё многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению. 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно. Теория Демокрита носит умозрительный характер, поскольку в чувственном восприятии мы никогда не находим атомов. 2. Гиппократ. Биография и происхождение Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся: · труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после смерти Гиппократа · византийский энциклопедический словарь Суда X века · произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца. Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена. натурфилософия атомистический гиппократ медицина Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери -- Геракла. Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины. Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины. Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии. Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э. У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими. Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э. показывали путешественникам. 3. Гиппократовский корпус Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III века до н. э. в Александрии. Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб). Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализировал работы четверых специалистов -- Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми». 4. Учение Гиппократа Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу. Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» -- описаний течения заболеваний. Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках. В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологиичеловека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы -- косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди». 5. Заслуги Гиппократа Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, -- крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы). - Преобладание желчи (греч. чплЮ, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» -- холериком. - Преобладание слизи (греч. цлЭгмб, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным -- флегматиком. - Преобладание крови (лат. Sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым -- сангвиником. - Преобладание чёрной желчи (греч. мЭлбйнб чплЮ, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым -- меланхоликом. В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое -- меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором метода лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям. Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». Стадийность течения заболеваний. Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни -- дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным. Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных -- аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме. Вклад в хирургию. Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции. Диетология. Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну. 6. Клятва Гиппократа «Клятва» (др.-греч. ?скпт, лат.Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности: 1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками: Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому. 2. Принцип не причинения вреда: Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости. 3. Отказ от эвтаназии и абортов: Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария 4. Отказ от интимных связей с больными: В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел… 5. Сохранение врачебной тайны: Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения. 7. Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа Ноготь Гиппократа. Основная статья: Симптом барабанных палочек: Своеобразная деформация ногтей, более известная под названием «ногти в виде часовых стёкол». Часто сочетается с колбовидным утолщением концевых фаланг пальцев рук -- «пальцами в виде барабанных палочек». Являются признаком гипертрофической остеоартропатии, возникающей при длительных нарушениях газового обмена на фоне хронических заболеваний лёгких (абсцесс лёгкого, бронхоэктазы, опухоли лёгких и др.). Такая деформация может быть отмечена также при врождённых пороках сердца (особенно при цианотической группе этих пороков), при хроническом септическом эндокардите, при билиарном циррозе печени. Шумом плеска Гиппократа (лат. succussio Hippocratis) называется звук, выслушиваемый при гидропневмотораксе, то есть при одновременном наличии в полости плевры газа и жидкости. Он выслушивается, если захватить обеими руками плечи больного и быстро, энергично встряхивать верхнюю половину его тела. Маска Гиппократа. Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»: Нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твёрдая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, чёрный или бледный, или свинцовый. Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа. Пострадавший лежит на спине. Хирург садится со стороны вывиха лицом к больному и берёт повреждённую руку за предплечье выше запястья. После этого вставляет средний отдел одноимённой с вывихнутой рукой стопы в подмышечную ямку. При этом наружный край среднего отдела стопы упирается в боковую поверхность грудной клетки, а внутренний -- в медиальную поверхность верхней трети плеча. Образуется двусторонний рычаг, коротким плечом которого являются головка и верхняя часть плечевой кости, а длинным -- средняя и нижняя трети плеча. Хирург начинает постепенно, без рывков, наращивать силу тяги по оси руки с приведением её к туловищу. В это время по принципу действия рычага головка плечевой кости постепенно выводится в суставную поверхность лопатки и становится на место. Плечевой сустав приобретает нормальную форму, восстанавливаются пассивные движения. После этого производится иммобилизация сустава Шапочка Гиппократа. Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области. Заключение Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках. Гиппократ внес неоценимый вклад в развитие и процветание современной медицины. Он был интересной, сложной личностью, величайшим человеком, буквально перевернувшим ранее привычные представления об искусстве врачевания. Гиппократ - один из основоположников философского подхода к болезням человека, Он основатель учения о 4 темпераментах. Его по праву называют отцом медицины. Список использованной литературы 1. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. II. С. 96. 2. Большая Советская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года. 3. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996. 4. Врачи - философы”, С. Я. Чикин, 1990 год. 5. Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год. 6. “История Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год. 7. Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с. |