Главная страница
Навигация по странице:

  • История происхождения жанра натюрморт

  • Основные поджанры натюрморта

  • Символизм натюрморта

  • «застывшая жизнь»

  • Натюрморт в России

  • Современный натюрморт

  • Декоративный натюрморт

  • Натюрморт. Натюрморт живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название натюрморт


    Скачать 24.87 Kb.
    НазваниеНатюрморт живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название натюрморт
    АнкорНатюрморт
    Дата21.04.2022
    Размер24.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНатюрморт.docx
    ТипДокументы
    #488566

    Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.


    История происхождения жанра натюрморт

    Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки, двери, мебель.

    До XVI—XVII века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства, созданных в других жанрах. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, убитой дичи на картинах с охотниками.

    Первой известной работой, которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 — 1516). Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом, известный также как «мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. В это время де Барбари работал при дворе саксонского курфюста Фридриха III.

    Основные поджанры натюрморта

    Цветочный. Как нельзя лучше отображал массовое увлечение голландцев цветоводством.

    Тональный. Большинство картин написаны в приглушенных тонах с преобладанием серых и коричневых цветов.

    Кухонный. На многих работах мастеров этого поджанра помимо неодушевленных предметов изображены сцены из повседневной жизни людей.

    Рыбный. Эта специализация — дань уважения отважным мореплавателям и рыбакам из Голландии.

    Роскошный. Отражал стремление нового класса буржуазии к богатству и роскоши.

    Охотничий. Картины с изображением битой дичи были популярны среди местных зажиточных бюргеров-охотников.

    Цветочно-фруктовый. Пик популярности этого поджанра приходится на вторую половину XVII века. «Накрытый стол» («Банкеты» и «Завтраки»). На холстах были изображены традиционные для нации продукты и деликатесы.

    «Суета сует» (vanitas). На полотнах обязательно присутствовали предметы, напоминающие о бренности человеческой жизни (череп, свеча, завядшие цветы или подгнившие фрукты).

    «Обманка». Создавали у зрителя иллюзию трехмерности, нарисованные предметы было крайне сложно отличить от настоящих.

    На стыке жанров. Часто встречаются натюрморты, вписанные в пейзаж или в интерьер. В этом случае главным является натюрморт, а его художественное обрамление — второстепенно и несет дополнительную смысловую нагрузку.
    Символизм натюрморта

    Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке, чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов, чему немало способствовали ванитас. И если череп был явным напоминанием о смерти, то ростки зерен символизировали жизнь, цветы — любовь, а фрукты — плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так, гниющие фрукты олицетворяли старение, яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении, а сливы или персики символизировали эротику и секс. Символизм был настолько распространенным явлением, что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники, которые издавались достаточно большими тиражами.

    Натюрморт в России

    Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

    Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

    В 1930—1940-е годы это развитие приостановилось, но уже с середины 1950-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

    Российские и советские мастера реалистического натюрморта:

    Хруцкий Иван Фомич (1810—1885)

    Коровин Константин Алексеевич (1861—1939)

    Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960)

    Кончаловский Пётр Петрович (1876—1956)

    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939)

    Сарьян Мартирос Сергеевич (1880—1972)

    Машков Илья Иванович (1881—1944)

    Захаров Сергей Ефимович (1900—1993)

    Котьянц Геворк Вартанович (1906—1996)

    Скуинь Елена Петровна (1909—1986)

    Альберти Петр Филиппович (1913—1994)

    Осипов Сергей Иванович (1915—1985)

    Антипова Евгения Петровна (1917—2009)

    Тетерин Виктор Кузьмич (1922—1991)

    Копытцева Майя Кузьминична (1924—2005)

    Румянцева Капитолина Алексеевна (1925—2002)

    Крестовский Ярослав Игоревич (1925—2003)

    Стожаров Владимир Фёдорович (1926—1973)

    Позднеев Николай Матвеевич (1930—1978)

    Шаманов Борис Иванович (1931—2008)
    Современный натюрморт

    Очередной расцвет натюрморта как жанра пришелся на начало ХХ века. Художники активно развивали изобразительный язык цвета, формы и композиционного построения картины. Натюрморт становится жанром художественного эксперимента.

    Каждое следующее художественное течение вносило в натюрморт свои особенности. Этот жанр хорошо подходил для демонстрации зрителю основных принципов того или иного стиля. Импрессионист Пьер-Огюст Ренуар уделял натюрмортам много внимания, рисуя букеты цветов и фрукты. Одна из составляющих популярности постимпрессиониста Винсента ван Гога — его цветочные натюрморты. Сезанн и жанр натюрморта — еще одна стойкая ассоциация: художник написал знаменитую серию картин с яблоками, винными бутылками и кувшинами с водой. Пабло Пикассо, проходя различные стадии развития своего творчества, создавал натюрморты в стиле кубизмсюрреализми постимпрессионизм, каждый раз по-новому интерпретируя предметы окружающего мира.

    Сюрреалисты также отдали дань жанру натюрморта. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Джорджо Моранди — каждый из них неоднократно запечатлел в своих картинах неодушевленные предметы, существующие в фантастических мирах и иных творческих измерениях.

    Декоративный натюрморт
    Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта, в котором нет объёма, нет реалистичности. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно видеть орнамент, текстуру и другие декоративные элементы.


    написать администратору сайта