Главная страница
Навигация по странице:

  • Ролевые игры

  • Внемузейные формы работы

  • Конспект лекций по Музееведению. Научная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеНаучная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях
    АнкорКонспект лекций по Музееведению.doc
    Дата27.03.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций по Музееведению.doc
    ТипНаучная работа
    #4257
    КатегорияГеология
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6
    тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лек­ции для различных групп населения. Существует мне­ние, что в наши дни музейная лекция — это в опреде­ленной степени архаизм, что она не выдерживает кон­куренции с современными техническими средствами получения информации. Однако этот тезис опроверга­ется опытом работы ряда крупных музеев страны.

    Традиционной, хотя и не широко распространен­ной формой культурно-образовательной деятельности являются консультации, которые проводятся в экспо­зиции или в научных отделах по интересующему посе­тителя вопросу. Консультант в залах российских музе­ев, в отличие от зарубежной практики, — явление до­статочно редкое, между тем потребность в нем постоянно растет в связи с увеличением потока инди­видуальных посетителей.

    В последние годы в экспозициях ряда музеев стра­ны появились компьютерные справочно-информационные программы. Одним из первых новые технологии в работе с посетителями стал использовать Дарвиновский музей, установивший в своих залах компьютерные терминалы, объединенные в единую сеть.

    Возможности для выявления и развития творчес­ких способностей личности дают такие формы куль­турно-образовательной деятельности, как: кружки, студии, клубы.

    Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединен­ных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, био­графии выдающихся людей; в художественно-техни­ческих кружках — изготавливают модели, занимают­ся рисованием, лепкой, декоративно-прикладным ис­кусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями. В работе кружков познавательные элементы сочета­ются с творческими: участники делают зарисовки му­зейных предметов, иллюстрируют исторические со­бытия, создают необходимый реквизит для театраль­ных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.

    Близкая к кружку форма — студия, ее цель заклю­чается в эстетическом развитии детей и взрослых, рас­крытии их способностей к художественному творче­ству. Например, при Вологодском музее-заповеднике уже много лет существует студия «Роспись по дереву», где опытные профессионалы обучают всех желающих традиционному мастерству украшения деревянных изделий — ложек, досок, мисок, туесков, ваз. Музей­ные коллекции предметов крестьянского быта являют­ся той основой, на которой строится программа сту­дии; при этом изучаются и включаются в методику обучения приемы старых мастеров.

    Клуб, в отличие от кружков и студий, осуществля­ет свою деятельность путем самоорганизации. Им обычно руководит избранный его членами Совет, в со­став которого входят и научные сотрудники музея; они же являются консультантами и руководителями суще­ствующих при клубе кружков и секций. Клубы разра­батывают положения (уставы) и программы, которые предусматривают как секционные занятия, так и об­щие мероприятия, в которых принимают участие все члены клуба — собрания, лекционные и семинарские курсы, встречи, тематические вечера, конференции.

    Музей предоставляет своим клубам помещение, оборудование, консультации, помогает в организации выставок, собранных любителями коллекций, позво­ляет работать с музейными фондами. Привлекатель­ность клуба в том, что он создает опти­мальные условия для неформального общения людей. Тематика клубов весьма раз­нообразна. Наиболее распространены клубы краеведов, любителей старины, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров — нумизматов, филателис­тов, фалеристов.

    Проводимые музеями конкурсы, олимпиады, вик­торины организуются таким образом, чтобы приоб­щить участников к знакомству с музейными коллекци­ями и музейной работой, стимулировать их стремле­ние к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить. Задания участникам даются самые разнооб­разные, их выполнение требует знания как фактичес­кого материала, так и экспозиционного. Жюри оцени­вает не только правильность ответов участников со­ревнований, но и их умение отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию.

    В музей приходят не только за знаниями, но также ради отдыха и развлечений. Для удовлетворения этой рекреационной потребности посетителей музей ис­пользует такие культурно-образовательные формы, как встреча с интересным человеком, концерты, лите­ратурные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры. Огромную известность приобрели, например, «Декабрьские вечера», которые вот уже бо­лее двадцати лет организуются в Государственном му­зее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

    Потребностям людей в рекреации отвечает и му­зейный праздник, представляющий собой комплекс­ную форму культурно-образовательной деятельности. Он проводится музейными специ­алистами на основе тщательно разработанного сцена­рия и при участии творческих работников театра, му­зыкальных учреждений, художественной самодея­тельности, радио, кино, телевидения. Музейные праздники бывают фольклорными, литературными, календарными, военно-историческими; они могут от­личаться друг от друга как сюжетной стороной, так, методами организации. Однако для музейного празд­ника, чтобы он имел основание называться таковым, обязательно присутствие музейных предметов, актив­ное участие посетителей, использование элементов те­атрализации и игровых эпизодов, соблюдение риту­альности и праздничных атрибутов, то есть необходи­мо сочетание двух условий — «музейности» и «праздничности».

    Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг., но в отечественных му­зеях все еще не получили широкого распространения.

    Культурно-образовательная деятельность может осуществляться как в стенах музея, так и за его преде­лами. Внемузейные формы работы — лекции, пере­движные выставки — предполагают использование музейных материалов обычно в виде копий или дубли­катов музейных предметов.

    Наряду с простыми формами культурно-образова­тельной деятельности в музейной практике получили распространение и комплексные, которые объединя­ют единой темой несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер. Явствен­но обозначилась тенденция к использованию так на­зываемых цикловых форм, предназначенных для по­стоянной аудитории. Некоторые формы культурно-образовательной деятельности разрабатываются для смешанной ауди­тории, например, для родителей с детьми.
    Для того, чтобы культурно-образовательная дея­тельность была эффективной, музею необходимо изу­чать и учитывать интересы и потребности своей ауди­тории, обеспечивать «обратную связь», позволяющую корректировать как процесс создания экспозиции, так и процесс ее восприятия.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта