Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. 2. Научная организация музейных фондов В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд

  • Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению В музейных фон­дах встречаются непрофильные материалы

  • Типы музейных предметов (источников).

  • Вид музейных предметов. Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов

  • 2. НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА

  • 2.1. Изучение музейных предметов.

  • 1. Атрибуция, или определение

  • 2.2. Комплектование фондов музея Комплектование музейных фондов

  • Конспект лекций по Музееведению. Научная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеНаучная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях
    АнкорКонспект лекций по Музееведению.doc
    Дата27.03.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций по Музееведению.doc
    ТипНаучная работа
    #4257
    КатегорияГеология
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    тематической коллекцией.

    Коллекция является мемориальной, если образующие ее разнотипные предметы связаны с определенным лицом или историческим событием.

    Коллекция, созданная частным ли­цом и поступившая на хранение в музей, именуется личной коллекцией.
    Совокупность музейных коллекций называют му­зейным собранием. Вместе с тем существует и более широкая трактовка этого понятия, согласно которой под музейным собранием понимается научно органи­зованная совокупность не только музейных предме­тов, но и научно-вспомогательных материалов, а также хранящихся в музее различных средств научно-ин­формационного обеспечения, в частности архива и библиотеки.

    Все вышесказанное свидетельствует о том, что фонды музея должны быть научно организованы. Во-первых, научная организация фондов позволяет фиксировать юридическое положение предмета, а также его значение для науки и культуры в целом и для конкретного музея в частности. Во-вторых, науч­ная организация фондов создает наиболее оптималь­ные условия для формирования фондов, их хранения, исследования и использования.
    1. 2. Научная организация музейных фондов
    В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предметов, и научно-вспомогательный фонд, включающий научно-вспомогательные материалы. В естественно-научных музеях имеется еще и фонд сырьевых материалов. В него входят объекты приро­ды, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования — шкурки животных, влажные экс­педиционные сборы, материалы, подготавливаемые для длительного хранения. Выделение этого фонда обусловлено тем, что в процессе исследований и пре­парирования часть объектов природы может утратить свойства музейного предмета. Включение объекта в этот фонд носит временный характер.

    Более дробное деление фондов музея является дис­куссионным.

    Наиболее распространена концепция Н.П. Финягиной. В соответствии с этой концепцией фонды му­зея делятся на фонд музейных предметов и фонд науч­но-вспомогательных материалов.

    Фонд музейных предметов делится на:

    • основной и

    • обменный.

    Музейные предме­ты, которые составляют основу собрания и на базе которых осуществляется вся деятельность музея, образу­ют основной фонд. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, включаются в обменный фонд. Он предназначен для передачи его содержимого в другие музеи на безвозмездной основе или в порядке обмена на профильные предметы с раз­решения Министерства культуры.


    Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению
    В музейных фон­дах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимос­тью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полно­стью идентичные предметы — дублеты. Согласно существующим нормативам, при наличии в музейном собрании нескольких дублирующих друг друга музей­ных предметов пять из них входят в основной фонд, а остальные — в обменный фонд, который, таким об­разом, делится на: фонд непрофильных предметов и фонд излишних дублетных материалов.

    Внутри ос­новного фонда формируются дублетный фонд и кол­лекционный фонд. Последний включает все музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном эк­земпляре, а также по одному, лучшему, из тех, что име­ются в нескольких экземплярах.

    Поскольку типовые и уникальные предметы име­ют разное значение для науки и культуры, Н.П. Финягина предлагает выделять их в отдельные фонды в со­ставе коллекционного фонда, дублетного фонда, фон­да непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях пред­лагается делить коллекционный фонд на фонд мемо­риальных предметов и фонд предметов, не имеющих мемориального значения.

    Определенные особенности имеют фонды ряда естественно-научных музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музе­ях системы Российской академии наук и Министерст­ва общего и профессионального образования основ­ной фонд, как правило, делится на научный фонд и экс­позиционный фонд. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации материала, которые имеют неравноценную значи­мость для исследования и экспонирования.

    Дело в том, что влажные препараты, зафиксиро­ванные при помощи спиртовых смесей, быстро обес­цвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности орга­низма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследований. Препараты, при фикса­ции которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно, но структура тканей нарушается. Поэтому, сохраняя экспозицион­ную привлекательность, они становятся практически непригодными для полноценного научного исследова­ния. Далее, классическими объектами научных иссле­дований являются тушки, однако аттрактивными свой­ствами они почти не обладают. Напротив, аттрактивность чучел весьма велика, но они не могут являться объектом исследования в строгом смысле слова, по­скольку представляют собой уже не подлинники, а ре­конструкцию, особенности которой в большей степе­ни определяется мастерством таксидермиста, нежели характером самого природного объекта.

    Таким образом, необходимость выделения научно­го фонда в ряде естественно-научных музеев обуслов­лена тем, что именно он должен представлять собой до­кументальный и вещественно зафиксированный итог работы музея по исследованию природы региона.
    Принадлежность предметов к основному и научно-вспомогательному фондам оформляется различными документами. Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Украины. Его состав, организацию и порядок использования впер­вые определило «Положение о Музейном фонде Сою­за ССР» (1965 г.).
    Наряду с музейными предметами в состав Музей­ного фонда Украины входят все выявленные предметы му­зейного значения, находящиеся в собственности част­ных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций. Таким образом, по своему составу Му­зейный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой час­тью культурного наследия народов Украины. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом Украины «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Памятни­ки, включенные в состав государственной части Му­зейного фонда, не подлежат отчуждению, за исключе­нием случаев утраты, разрушения или обмена на дру­гие музейные предметы и коллекции. Музейная коллекция является неделимой.

    Включение памятников истории и культуры в со­став Музейного фонда и исключение из него осуще­ствляет орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирова­ние в области культуры. Это производится путем реги­страции соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Украины.
    Типы музейных предметов (источников).

    Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников:

    • вещественные,

    • изобрази­тельные,

    • письменные,

    • фонические источники,

    • фото- источники,

    • кино-источники.

    Вещественные (вещевые) источники — музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и другие пред­меты разнообразного назначе­ния, которые содержат инфор­мацию о хозяйственной дея­тельности, бытовом укладе, социальной организации, эс­тетических и религиозных представлениях. Содержащая­ся в вещественном источнике информация передается непо­средственно через материаль­ную сторону предмета — его форму, устройство, материал, размер, вес, цвет.

    Изобразительные источ­ники — это музейные предме­ты, которые содержат инфор­мацию, зафиксированную по­средством зрительного образа. Одни образы передают зри­тельное представление, пусть и условное, об общем виде, форме, материале, цвете пред­метов. Эти образы создают произведения изобразитель­ного искусства — живопись, графика, скульптура. Другие образы имеют отдаленные черты сходства с изобража­емым объектом и содержат элемент геометрического подобия. Это схематические изображения — чертежи, планы, карты.

    Письменные источники — музейные предметы, со­держащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов. Пись­менные источники очень разнообразны, например, хроники, летописи, документы политичес­ких партий, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги.

    Фонические источники — музейные предметы, на которых с помощью специальных технических при­способлений зафиксирована информация в виде зву­ков человеческой речи, шумов, музыки и др. Это восковые валики или цилиндры — первона­чальные носители запи­си, патефонные и грам­мофонные пластинки, магнитные ленты, ком­пактные диски.

    Фото-источни­ки — музейные пред­меты, содержащие ин­формацию в виде изоб­ражения, полученного с помощью фотоаппа­ратуры. Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стек­ле, пленке и других ма­териалах, фотоотпечатки на бумаге, керамике, метал­ле, диапозитивы на стекле или пленке.

    Кино-источники — музейные предметы, содержа­щие информацию в виде динамического изображе­ния, которое фиксируется и воспроизводится с помо­щью технических средств.

    Предметы, относящиеся к источнику определен­ного типа, нередко содержат элементы источников другого типа. Элементы изобразительных источников часто присутствуют в книгах в виде, на­пример, миниатюр.

    Соотношение в фондах тех или иных типов музей­ных предметов зависит от профиля музея и его конкрет­ной специфики. В музеях науки и техники преобладают, например, вещественные источники — машины, точные приборы, механизмы, а в литературных музеях представляют письменные источники.

    Вид музейных предметов.

    Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­пример, материал, функциональное на­значение, техника из­готовления предмета или же сочетание от­дельных признаков. Например, вещевые источники подразде­ляются по материалу — дерево, металл, камень, кера­мика, стекло, ткани, кость, перламутр, пластмассы. По­нятия, обозначающие материал, носят собирательный характер. Например, в понятие «керамика» — грубая керамика, фарфор, фаянс. Разновидность мате­риала может служить основанием последующего деле­ния вещественных источников.

    Далее вещевые коллекции могут делиться по функ­циональному назначению предметов (орудия труда, ору­жие, предметы быта), территориальному признаку, вре­мени производства, авторской принадлежности. В зави­симости от характера коллекции порядок деления может меняться, а некоторые из рубрик и вовсе выпадают.

    Коллекцию изобразительных источников часто де­лят на коллекцию произведений изобразительного искусства и на коллекцию схематических изображений. Произведения искусства делятся сначала по видам — живопись, скульптура, графика, затем по времени со­здания, школам, жанрам, авторской принадлежности. Принципами деления схематических изображений мо­гут выступать территориальный признак, время созда­ния, техника изготовления, содержание.

    Коллекции письменных источников подразделя­ются на следующие виды музейных предметов: руко­писные и печатные, учрежденческие и личные мате­риалы, периодические и непериодические издания, книги, листовки, газеты, бланки.

    Фото-источники классифицируются по технике изготовления — негативы, позитивы, дагерротипы, по тематическому принципу — фотопортрет, сюжетные (событийные) фотографии, видовые фотографии. Но следует отметить, что в музееведении нет единого мнения о принадлежности фотодокументов к опреде­ленному типу музейных источников. В одних музеях они образуют самостоятельную группу, в других музе­ях их включают в изобразительный фонд, в третьих — в документальный фонд, объединяя при этом с пись­менными источниками.

    Наряду с коллекциями, образованными по рассмо­тренным принципам, в музейное собрание могут вхо­дить в качестве самостоятельных структурных единиц коллекции, составленные экспедициями, полученные от коллекционеров на условиях неделимости или же за­консервированные как образец коллекционирования.
    Строение музейных фондов зависит не только от профиля музея, но и от его конкретной специфики. Таким образом, в основе научной организации фондов лежит несколько системообразующих призна­ков — научная и культурная значимость предметов, их юридическое положение, способ фиксации ими информации. С системой научной организации фондов связаны такие понятия, как состав музейных фондов и структура музейных фондов. В современной музее­ведческой литературе нет единой точки зрения на со­держание и соотношение этих понятий.

    Согласно определению Н.П. Финягиной, состав музейных фондов — это «организация фондов, разде­ляющая их в соответствии со значением предметов для науки, культуры и деятельности самого музея, опреде­ляющая юридическое положение предметов». Струк­турой (строением) фондов она называет «такую систему организации фондов, которая основывается на вза­имосвязях предметов и направлена, на создание опти­мальных условий для их изучения, хранения, пополне­ния и использования».

    М.Е. Кучеренко и В.Н. Фомин понимают под соста­вом музейных фондов совокупность конкретных пред­метов и материалов, образующих данное музейное со­брание. Структуру музейных фондов они определяют как «систему организации музейного собрания, обла­дающую определенной совокупностью устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств и функций при различных внешних и внутренних изменениях».

    В итоге такие понятия, как «основной фонд» и «на­учно-вспомогательный фонд» Н.П. Финягина включа­ет в объем понятия «состав музейных фондов», а М.Е. Кучеренко и В.Н. Фомин — в объем понятия «структура музейных фондов». Соответственно веще­вые, письменные, изобразительные и прочие источни­ки являются по одной трактовке элементами структу­ры музейных фондов (Н.П. Финягина), по другой — элементами состава музейных фондов (М.Е. Кучерен­ко, В.Н. Фомин).

    ***

    Итак, фонды музея представляют собой совокуп­ность всех материалов, которые в соответствии с уста­новленными правилами поступили на постоянное хра­нение в музей. Они составляют основу, на которой осуществляется вся музейная деятельность. Для того, чтобы музеи успешно решали стоящие перед ними за­дачи, содержание их фондов должно соответствовать профилю музея, они должны быть научно органи­зованы, а также должны непрерывно и целенаправ­ленно пополняться в соответствии с уровнем развития профильной науки и музееведения.

    2. НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
    2.1. Изучение музейных предметов.

    2.2. Комплектование фондов музея

    2.3. Учет музейных фондов

    2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи консервации и реставрации, упаковка и транспортировка музейных предметов, система хранения музейных фондов)

    С фондами работают все научные подразделения музея, и эта работа ориентирована на сохранение, ис­следование и использование музейных предметов. Их охрана начинается уже на этапе выявления в среде бы­тования и составляет суть одного из важнейших на­правлений музейной деятельности — комплектования фондов. На стадии отбора предметов начинается и процесс их изучения, цель которого — установить, имеют ли они музейную ценность.

    Приобретенные предметы фиксируются в доку­ментах музея как государственная собственность. Та­ким образом, осуществляется их юридическая охра­на — учет фондов. Он проводится на основе дальней­шего изучения музейных предметов, поскольку только научные данные о них, зафиксированные в учетной документации, позволяют соотнести запись и кон­кретный предмет.

    Создать условия, обеспечивающие физическую сохранность предметов и доступ к ним пользователей, призвано хранение фондов. Оно также требует изуче­ния музейных предметов, в ходе которого раскрыва­ется общее и различное в их физико-химических свойствах, что позволяет выделить такие группы предметов, которые нуждаются в особых условиях хранения. Степень использования фондов также за­висит от их изученности, поскольку всеобъемлющая поисковая система может быть создана лишь в ре­зультате детального и глубокого исследования музей­ных предметов.
    2.1. Изучение музейных предметов.
    Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг.

    Изучение музейных предметов состоит из трех последователь­ных этапов:

    • атрибуции предметов,

    • их классифика­ции и систематизации, а затем

    • интерпретации (истолковании).

    1. Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки — физические свойства, функциональное назначение, историю про­исхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, ме­ханический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравю­ра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и мес­то создания и бытования предмета, его социальная, эт­ническая, мемориальная принадлежность. Для изобра­зительных, письменных, фонических, фото- и кино­источников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, мар­ки и другие нанесенные на предмет знаки, определяет­ся степень его сохранности и описываются имеющие­ся на нем повреждения.

    В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родствен­ными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература — моно­графии, справочники, каталоги, путеводители. Суще­ствуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определите­ли. Они представляют собой иллюстрированные изда­ния, в которых выделены и описаны признаки, прису­щие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования.

    Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и науч­но-справочном аппарате музейных фондов.

    2. Следующий этап — классификация и систематизация, призван установить взаимосвязи предметов. Целью классификации является деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классифи­кация) или по одному из них (частная классифика­ция). В зависимости от выбранного принципа это бу­дет:

    • хронологическая (по времени создания или быто­вания предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов),

    • авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одно­му лицу),

    • тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

    На основе принятых музеем классификаций осу­ществляется систематизация, то есть группировка ре­ально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной инфор­мации. Создается система каталогов, соответствую­щих классификационной схеме.

    3. Завершающий этап — критический анализ и интерпретация (истол­кование) их как источников знаний и эмоций. В его ос­нове лежит синтез результатов атрибуции и система­тизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принад­лежность к типовым или уникальным предметам и, на­конец — музейная ценность.

    Исследователь может изучать не только отдельные предметы, но и их совокупность, которая составляет коллекцию. Однако теория и методика изучения музей­ных коллекций и собраний пока еще не разработаны.

    Предметы, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельнос­ти — комплектования музейных фондов.
    2.2. Комплектование фондов музея

    Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Комплектование фондов можно рассма­тривать также как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.

    Комплектование фондов — одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной тео­рии и практики музейного дела. Словосочетание «ком­плектование музейных фондов» появилось в отечест­венном музееведении в конце 1940-х гг. и на протя­жении почти трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли ком­плектование фондов как планомерную и целенаправ­ленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематиза­ции в фондах. Под собирательской работой стала по­ниматься составная часть комплектования музейных фондов — практическая деятельность по реализации программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень ра­боты с музейным собранием — концептуальный.

    Научная концепция комплектования музейных фондов содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фик­сируемой в документах комплектования.

    В процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы комплектования фондов. Они могут быть:

    • перспективными, рассчитанными на 5—10 лет, и

    • текущими, то есть годовыми.

    Они складываются из плановых заявок работников фондовых и экспозици­онных отделов. Эти заявки предварительно согласовываются между собой, чтобы сконцентрировать усилия на решении наиболее важных, не терпящих отлага­тельства задач комплектования.

    В зависимости от методов различают три основных вида или спо­соба комплектования:

    • систематическое,

    • тема­тическое,

    • комплексное.

    Систематическое ком­плектование регулярно пополняет музейные коллекции однотипны­ми музейными предме­тами, иными словами, оно направлено на фор­мирование и пополне­ние систематических коллекций.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта