Главная страница
Навигация по странице:

  • «Радаманов. …сейчас там, в той Москве, мечется этот… как его… Василий Грозный… он в девятнадцатом веке жил

  • Новошинцева Ольга. Научноисследовательская работа по творчеству М. А. Булгакова 5 Научноисследовательская работа 1 pdf 20. 01. 2017


    Скачать 60.07 Kb.
    НазваниеНаучноисследовательская работа по творчеству М. А. Булгакова 5 Научноисследовательская работа 1 pdf 20. 01. 2017
    Дата21.02.2022
    Размер60.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНовошинцева Ольга.docx
    ТипНаучно-исследовательская работа
    #369326
    страница2 из 2
    1   2
    Тимофеев. Государство рухнет?
    Бунша. Рухнет, если за квартиру не будут платить»[63].
    «Я передовой человек»,1 - уверенно утверждает себе Бунша. А на самом деле это «кошмар в пиджаке», приспособленец с диктаторским потенциалом.
    Радаманов – сын новой эпохи и отражает в себе еѐ общие черты: он
    благороден, благожелателен, открыт, свободомыслящ. Но вместе с тем, он, крупный учѐный будущего, при этом обеднѐн и «укорочен» в сфере духовной культуры. Дочь приходит к нему, поглощѐнная душевными колебаниями – что ответить влюблѐнному Саввичу? – а Радаманов сообщает ей: «Признаюсь тебе откровенно, мне это безразлично»2. Ему говорят о стихах, которые читает пришелец из другого века, а он: «Стихи? Вот и превосходно. Я, признаться вам, в стихах ничего не смыслю, но уверен, что они доставят вам большое наслаждение»3. Бунша пришѐл потолковать с ним на интимные темы, просить совета, а Радаманов: «…давно овдовев, не чувствую склонности к семейной жизни. Но если б такая блажь мне пришла в голову, то сказал бы что-нибудь вроде того: я полюбил вас с первого взгляда… по видимому, и я вам нравлюсь… Простите, больше беседовать не могу, меня ждут на заседании»4.
    Классическая сцена профессиональной беседы со своим далѐким «предком»-изобретателем 20 века:

    «Радаманов. …сейчас там, в той Москве, мечется этот… как его… Василий Грозный… он в девятнадцатом веке жил?
    Рейн. Он жил в 16 веке, и его звали Иван.
    Радаманов. Прошу прощения, я плоховато знаю историю»1.
    Итак, благородный и добрый, но духовно обесцвеченный, односторонне
    развитый, эмоционально обеднѐнный – таким оказался человек XXIII века.
    Рядом с ним – молодой и преуспевающий администратор,
    государственный человек, директор своего рода «головного» общественного учреждения, решающего важнейшую задачу общественных и личных контактов, Саввич, мягкий, деликатный, любящий, верующий в плановую гармонию человеческих взаимоотношений, и вместе с тем – деспот новой формации. И у него есть ещѐ чисто человеческий изъян: он ревнив. Но не это «опознавательный знак» Саввича. Да и не ревнует он свою бывшую невесту в привычном значении этого слова. Скорее он не может допустить мысли о нарушении решения Института
    Гармонии, признавшего их с Авророй подходящей парой. Именно Саввич шаг за

    1 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.556.
    2 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.561.
    3 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.562.
    4 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.563.
    шагом демонстрирует подлинную суть гостеприимства его века. Он настаивает на лишении пришельцев всякой свободы и инициативы в решении своей судьбы. По его настоянию совет пришѐл к заключению о необходимости изъять у инженера Рейна его машину, отныне все полѐты будут контролироваться государством, а изобретатель в свой век не вернѐтся. Спутники Рейна подверглись специальному медицинскому обследованию – у одного из них обнаружена «клептомания», у другого «деменция» (слабоумие) – и оба подлежат строгой изоляции и принудительному лечению пока на год.
    Герой-изобретатель Рейн был человеком из 1929 года «Это был
    затравленный, не принятый в новую жизнь учѐный, который рассчитывал при помощи нового аппарата отыскать свободу и покой в иных мирах, в ином жизненном пространстве (на кухонном языке начала 30-х годов – «из-под советской власти улететь»). Изобретатель был своего рода двойником автора»2. В конце пьесы инженеру Рейну и его спутникам выносили приговор вполне в духе нашей «культурной революции»: ссылка на неопределѐнный срок и перевоспитание по общему, гармоничному образцу.
    Против арифметически рассчитанного счастья, царящего в «Блаженстве»,
    взбунтовался остроумный авантюрист и вор Юрий (в «Иване Васильевиче» Жорж) Милославский по прозвищу «Солист». Он своего рода вариант бессмертного Остапа Бендера: «Неужели вам здесь не нравится? – изумляется Рейн. – Миллионы людей мечтают о том, чтобы их перенесли в эту жизнь». «Миллиону интересно, а мне неинтересно»1, - строптиво возражает человек, наделѐнный яркой, хотя и преступной, реализующей себя индивидуальностью.
    В целом, картина «Блаженства» получилась в пьесе М.А.Булгакова комичной, но не весѐлой: мир правильный, благополучный, размеренный, но лишѐнный духовности и индивидуальности, а потому и скучный, и недобрый. И перспективы развития такого общества тоже ничего хорошего не обещают.
    Под пером Булгакова царство «гармонии» оказывается вполне стерильным и внутренне обездушенным обществом. При этом будущее общество изображено

    1 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.565.
    2 Кораблѐв А.А. Время и вечность в драматургии М.Булгакова. М., 1990, с.128.
    внешне в чрезвычайно привлекательных тонах. Автор пастельно-добросовестными красками выписывает прелести будущего общежития, в котором не знают ужасов советского послереволюционного быта. Тут не ведают уклонов и прописок, доносов и воровства. Тут милиционер стоит уже сто лет в музее как исторический экспонат. Обитателям «Блаженства» вполне по рецептам драматургической кухни того времени оставлены лишь милые недостатки, призванные «утеплить» положительных героев.
    В «Ивана Васильевича» перешли из «Блаженства» кроме ведущей троицы и некоторые другие персонажи, хоть и под другими именами. Переименован и Рейн – в Тимофеева.
    А Святослав Владимирович Бунша стал полным тѐзкой царя Ивана Васильевича Грозного. Перешли в новую пьесу отдельные сцены и реплики. «В какой-то мере сохранилась и основная идея автора: свести своих современников с людьми новой эпохи - теперь уже не будущей, а прошлой – и посмотреть, что из этого получится. Получилось примерно то же, что в «Блаженстве». Тимофеев принимает в своей московской квартире царя Грозного, и оба они – люди неординарные, без труда приходят к доброму согласию. А Бунша и Милославский попадают в царские палаты Ивана Грозного». 2 Бунша и здесь демонстрирует свою бюрократическую отупелость, и именно советского пошиба. Милославский же, как и полагается ему, ворует, мошенничает, и ещѐ больше, чем в «Блаженстве», обнаруживает своѐ прямое родство с Аметистовым из «Зойкиной квартиры», пускается в авантюры, которые ему на этот раз вполне сходят с рук: окружение-то совсем другого рода, не то, что в обществе XXIII века.
    Авторский замысел «Ивана Васильевича» гораздо проще. Никаких
    вечных истин он не таит. Инженер Тимофеев конструирует обыкновенный приѐмник, а машина времени и все происшествия, которые происходят по его милости, всего-навсего его сон. «Тщательно разъяснено и то, почему именно Иван Грозный и его время снятся инженеру: по радио передают «Псковитянку», мешая

    1 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.567.
    2 Есиков В.И. Рыцарь, или легенда о М.Булгакове. М., 1997. С.84.
    ему сосредоточиться»[64]. «У меня колокола в голове играют»,-[65] жалуется он жене Бунши.
    В московской коммунальной квартире 20-х-30-х годов, в атмосфере
    мелких бытовых дрязг и забот сам Грозный как-то измельчал. Его вспыльчивость, вошедшая в легенду, его страшный жезл, обращѐнный против «любострастного прыща» режиссѐра Якина, только забавны. Его царственная милость к обворованному Шпаку нелепа. Зато Бунша в XVI веке расцвѐл и развернулся. Поначалу перетрусив до полной потери способности соображать («Ой, дурак! - изумляется Милославский. - Такие даже среди управдомов редко попадаются»[66]), он скоро входит в новую роль, начинает покрикивать («Чего? Попрошу вас! С кем говоришь? Что? Молчать!»4), решительно отрекается от своего «пролетарского» происхождения и от «папы» Пантелеймона. И уже готов приступить к управлению государством, ознаменовав начало царствования учреждением ЖАКТов. «Да ты, я вижу, хват! Вот так тихоня!»1 - восхищается этой метаморфозой Милославский.
    Булгаков столкнул быт и нравы советского дома под управлением Ивана
    Васильевича с бытом и нравами Москвы под управлением Иоанна Грозного. Тут Милославский «отмежевался» от казнѐнного именитого однофамильца, тут управдом Иван Васильевич, выпив для храбрости, объявляет, что он наметил коекакие мероприятия и решил, что надо начать с учреждения ЖАКТов.
    В лѐгкой комедии «Иван Васильевич» Булгаков попытался подчеркнуть
    некоторые подспудные особенности эпохи. Кануном «большого террора», новой опричнины, атмосферой подозрительности, чудовищного лицемерия, вранья, низости и одновременно какой-то бездумной лѐгкости новой жизни советского дома под руководством Ивана Васильевича и «родной милиции» – всеми этими красками живѐт и дышит комедия.
    Автор через всю пьесу разными средствами и в разных формах
    обыгрывает тему самозванства новой власти. Жулик Милославский и управдом Иван Васильевич, чудесным образом получившие во владение Россию, управляются с нею запросто, с безответственной лѐгкостью временщиков и проходимцев, которые примерно так же обращались с экспроприированным богатством в реальности 30-х годов. Прибережѐнная к финалу реплика Шпака «Они же крадут, они же царями притворяются!»2 ключевая в исторической концепции Булгакова применительно, конечно, к жанру комедии.
    В «Блаженстве» Булгаков переносит нас на три столетия вперѐд в «золотой век» всемирного коммунизма. В «Иване Васильевиче» – возвращает на несколько веков назад, в эпоху Иоанна Грозного с его опричниной. Пьесы произрастают как бы из одного корня, имеют общих героев и сходный внутренний пафос. Своими средствами в условиях «разрешѐнной» литературы Булгаков всѐ же попытался глотнуть «ворованного воздуха» и высказаться на главную тему дня – о перспективах нового общества.
    В образах Новой России Булгаков представляет людей, которые сменили
    только внешнюю оболочку, приспособились к новым условиям и стали извлекать выгоду из новой действительности. Часто на верху жизни оказываются пронырливые, вѐрткие проходимцы под личиной добропорядочных людей. Стремясь в жизни только к материальным благам, они забывали о духовном и нравственном развитии, что приводило к пренебрежению к культуре в целом.

    1 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М.,1997. Т.3. С.586.
    2 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М.,1997. Т.3. С.610.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В процессе проведѐнного изучения литературы и источников были
    сделаны следующие выводы: в драматургии Михаила Афанасьевича Булгакова выделяются различные образы Старой России, которые на первый взгляд не похожи, но при дальнейшем рассмотрении становится ясно, что всех героев объединяет неприятие новых форм жизни, новой политики, экономики и культуры, страх перед будущим, невозможность выживания в этих условиях и ностальгия по старому укладу жизни. Некоторые герои сумели найти выход: выжили и приспособились к отличному от привычных им форм жизни, но большинство из них не видят для себя выхода, или же для них он в смерти. Так или иначе, ломка общественного сознания затронула практически все слои населения, не исключая и интеллигенцию. Даже эмиграция для этих людей не всегда была избавлением, многие тосковали по России, возвращались, но не находили здесь своего места в жизни, не находили счастья.
    В образах Новой России Булгаков представляет людей, которые сменили
    только внешнюю оболочку, приспособились к новым условиям и стали извлекать выгоду из новой действительности. Часто на верху жизни оказываются пронырливые, вѐрткие проходимцы под личиной добропорядочных людей. Стремясь в жизни только к материальным благам, они забывали о духовном и нравственном развитии, что приводило к пренебрежению к культуре в целом.
    Советская «культурная революция» сопровождалась уничтожением
    интеллектуальной и художественной элиты, просто широко образованных людей, подавлением свободы индивидуального научного и художественного творчества. Из истории мировой и отечественной культуры были вычеркнуты сотни, а может быть, и тысячи блестящих имѐн, значительная часть культурного наследия всех народов бывшей Российской империи была изъята из обращения. На десятилетия стало чем-то почти обыденным регулярное государственно организованное использование крупнейших учѐных, писателей, художников, целых научных направлений и художественных течений.

    Список используемых источников и литературы

    1. Булгаков М.А. Избранные сочинения. «Дни Турбиных». М., 1997.
    2. Булгаков М.А. Избранные сочинения. «Бег». М., 1997.
    3. Булгаков М.А. Избранные сочинения. «Багровый остров». М., 1997.
    4. Булгаков М.А. Избранные сочинения. «Зойкина квартира». М., 1997.
    5. Булгаков М.А. Избранные сочинения. «Блаженство». М., 1997.
    6. Булгаков М.А. Избранные сочинения. «Иван Васильевич». М., 1997.
    7. Белозерская-Булгакова Л. Воспоминания. М., 1987.
    8. Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.
    9. Слащев А.Я. Белый Крым. 1920 год. Мемуары и документы. М., 1990.


    1. Бобрыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.
    2. Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы 19-нач.20 в.в. Вологда, 1982.
    3. Булгаков – драматург и художественная культура его времени. М., 1988.
    4. Великий Октябрь и социальная структура советского общества: интеллигенция.
    Минск, 1988.
    5. Галинская И. Загадки известных книг. М., 1986.
    6. Гиреев Д. Михаил Булгаков на берегах Терека. Орджоникидзе, 1980.
    7. Гудкова В.В. Время и театр М.Булгакова. М., 1988.
    8. Ермилинский С. Из записок разных лет. М., 1990.
    9. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь, 1997.
    10. История русской драмы второй половины 19 – начала 20 в.в. до 1917 г. Л., 1987.
    11. Касьяненко В.И. НЭП и акционерное предпринимательство в СССР. М., 1991.
    12. Кораблѐв А.А. Время и вечность в драматургии М.Булгакова. М., 1990.
    13. Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993.
    14. Нинов А.А. Михаил Булгаков. М., 1986.
    15. Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве или 13 загадок
    М.Булгакова. М., 1991.
    16. Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989.
    17. Пискунов В. Тема о России: Россия и революция в литературе начала 20 в. М., 1983.
    18. Поляков Ю.А., Дмитренко В.П., Щербань Н.В. НЭП. Разработка и осуществление. М., 1982.
    19. Соколов Б. Три жизни М.Булгакова. М., 1997.
    20. Соколов Б. М.Булгаков: (100 лет со дня рождения). М., 1991.
    21. Смелянский А. М.Булгаков в Художественном театре. М., 1986.
    22. Фролов В. Судьбы жанров драматургии: Анализы драматических жанров в России 20 века. М., 1979.
    23. Хайченко Г.А. Советский театр. Пути развития. М., 1982, с.49.
    24. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
    25. Шарапов Ю.П. Из истории идеологической борьбы при переходе к нэпу. М., 1990.
    26. Яновская Л. Творческий путь М.Булгакова. М., 1983.

    [1] Яновская Л. Творческий путь М.Булгакова. М., 1983.
    [2] Смелянский А. М.Булгаков в Художественном театре. М., 1986.
    [3] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
    [4] Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989.
    [5] Бобрыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.
    [6] Гиреев Д. Михаил Булгаков на берегах Терека. Орджоникидзе, 1980.
    [7] М.Булгаков – драматург и художественная культура его времени. М., 1988.
    [8] Соколов Б. Три жизни М.Булгакова. М., 1997.
    [9] Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве или 13 загадок М.Булгакова. М., 1991.
    [10] Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993.
    [11] Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. М., 1982. 2 Исупов К.Г. Типология исторического опыта жанра романа-эпопеи. Кемерово. 1987.
    [12] Ковальченко И. Метод исторических исследований. М., 1987.
    [13] Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, с.117.
    [14] Там же, с.373.
    [15] Там же, с.271.
    [16] Там же, с.193.
    [17] Там же, с.523.
    [18] Там же, с.569.
    [19] Белозерская-Булгакова Воспоминания. М., 1989.
    [20] Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.
    [21] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988, с.282.
    [22] Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989, с.291.

    [23] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988, с.282.
    [24] Бобрыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991, с.103.
    [25] Слащев А.Я. Белый Крым. 1920 год. Мемуары и документы. М., 1990, с.35.
    [26] Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989, с.132.
    [27] Нинов А.А. Михаил Булгаков. М., 1986, с.203.
    [28] Слащев А.Я. Белый Крым. 1920 год. Мемуары и документы. М., 1990, с.32.
    [29] Слащев А.Я. Белый Крым. 1920 год. Мемуары и документы. М., 1990, с.36. 2 Слащев А.Я. Белый Крым. 1920 год. Мемуары и документы. М., 1990, с.58.
    [30] Слащев А.Я. Белый Крым. 1920 год. Мемуары и документы. М., 1990, с.74. 2 Слащев А.Я. Белый Крым. 1920 год. Мемуары и документы. М., 1990, с.76.
    [31] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь, 1997, с.240.
    [32] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь, 1997, с.241.
    [33] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь, 1997, с.243.
    [34] Косьяненко В.И. НЭП и акционерное предпринимательство в СССР. М., 1991. С.6.
    [35] Поляков Ю.А. Дмитренко В.П. Щербань И.В. Новая экономическая политика. Разработка и осуществление. М., 1982. С. 82.
    [36] Шарапов Ю.П. Из истории идеологической борьбы при переходе к НЭПу. М., 1990. С.28.
    [37] Касьяненко В.И. НЭП и акционерное предпринимательство в СССР. М., 1991. С.22.
    [38] Шарапов Ю.П. Из идеологической борьбы при переходе к НЭПу. М., 1990. С. 47.
    [39] Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993. С.56.
    [40] Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. М., 1997. С.227.
    [41] Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989. С. 251.
    [42] Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986. С. 59.
    [43] Рудкова В.В. Время и театр Михаила Булгакова. М., 1988. С. 115.
    [44] Нинов А.А. Михаил Булгаков. М., 1989. С. 103.
    [45] Ермолинский С. Из записок разных лет. М., 1990. С. 193. 5 Соколов Б. Три жизни М. Булгакова. М., 1997. С. 230.
    [46] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. С. 289.
    [47] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. С. 290.
    [48] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. С. 290.
    [49] Мягков Б. Булгаковская Москва., 1990. С. 59.
    [50] Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989. С. 264.
    [51] Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993. С. 64.
    [52] Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. М., 1997. С. 230.
    [53] Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993. С. 65.
    [54] Галинская И. Загадки известных книг. М., 1986. С. 104.
    [55] Михаил Булгаков – драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 225.
    [56] Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. М., 1997. С. 231.
    [57] Бобрыкин В. Михаил Булгаков. М., 1991. С. 115.
    [58] Бобрыкин В. Михаил Булгаков. М., 1991. С. 116.
    [59] Булгаков М. Избранные сочинения. М., 1998. С. 47.
    [60] Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993. С. 89.
    [61] Красавченко Т.Н. М. Булгаков: современные толкования. М., 1991. С. 112.
    [62] Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.553.
    [63] Булгаков М.А. Избранные сочинения. М., 1997, т.3, с.554.
    [64] Бобрыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991, С.189.
    [65] Булгаков М.А. Избранные сочинения. М.,1997. Т.3. С.573.
    [66] Булгаков М.А. Избранные сочинения. М.,1997. Т.3. С. 583. 4 Булгаков М.А. Избранные сочинения. М.,1997. Т.3. С.585.
    Посмотрите также:

    📁 Стили 18 столетия

    📁 Дидактический материал по теме "История создания романа "Тихий Дон". Картины жизни донских казаков в...

    © ООО «Знанио»
    С вами с 2009 года.


    О портале

    Сведения об организации

    Договор-оферта

    Проверка документов

    Обратная связь

    Рекламодателям

    Сообщить о нарушении

    Центр поддержки
    Образовательная лицензия №5257 от 09.09.2020
    Свидетельство СМИ ЭЛ №ФС77-77478 от 25.12.2019
    Свидетельство правообладателя товарного знака 11.01.2017

    Новости

    Курсы

    Доход

    Еще
    1   2


    написать администратору сайта