Главная страница

Все вопросы Мухин. Наука это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве


Скачать 0.71 Mb.
НазваниеНаука это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве
Дата25.06.2021
Размер0.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВсе вопросы Мухин.doc
ТипЗадача
#221546
страница8 из 20
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

Загадки античной техники


К числу труднообъяснимых  относят  сообщения о гигантизме в греческом кораблестроении.

Речь идет о сорокорядном судне, якобы построенном в Египте Птолемеем IV. Если верить античным авторам, длина этого корабля составляла 130,5 м, высота (от воды до площадки рулевого) - 24,5 м. Четыре рулевых весла имели длину по 13,8 м каждое, а длина гребного весла верхнего ряда была равна 17, 5 м. Общая команда судна состояла из 7250 человек, из которых более 4 тыс. - гребцы.

Многие примеры свидетельствуют о неадекватности "линейного" подхода в оценке исторического развития техники и технологии вообще и, в частности, когда речь идет о "греческом чуде".


  1. Технические знания в Средние века ( V-XIV вв.).


Средневековье - принятое в истории науки обозначение периода Всемирной истории, следующего за историей Древнего мира и предшествующего Новой истории. Понятие Средние века (лат. - medium aevum) появилось в XVI - XVI вв., утвердилось в науке с XVII в.

Специфика средневековья определяется:

  • Принципиально иным, по отношению к античности, типом мышления ("религиозным"), характерным для ученого человека средневековья;

  • Качественно иным характером понимания связи теоретического знания и продуктивной деятельности;

  • Радикальным изменением важнейших технологий.

Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления:

  1. Физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени;

  2. Учение о свете; оптика в узком смысле слова является частью общей доктрины - "метафизики света", в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма;

  3. Учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни;

  4. Комплекс астролого-медицинских знаний, к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах и алхимия.

Философия и семь свободных искусств: "тривиум" - грамматика, риторика и логика; "квадривиум" - арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

В конце XII - начале XIII в. наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты. Главной задачей создания учебных заведений была необходимость профессионального (цехового) лицензирования интеллектуальной деятельности (поэтому universitas - корпорация преподавателей и студентов). Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета: общеобразовательный (факультет искусств); медицины; права; теологии. Старейшие университеты Европы - в Болонье, Париже, Оксфорде, Орлеане. Позднее - в Неаполе, Тулузе и Праге.

Пути греческого наследия

До начала переводов с греческого западноевропейская научная культура воспринимала естественнонаучное наследие античности двумя путями:

Через Рим, где научно - философские занятия не принадлежали к числу наиболее важных;

Через арабо-мусульманскую культуру, в которой античное наследие было уже ассимилировано.

Важно помнить, что стиль мышления и видение мира во многом задаются языком.

От античности христианское образование взяло основное - язык, логику, право, прикладные научные знания, медицину. Язык античного Рима стал общеевропейским письменным языком.

Латынь с момента перевода на нее Библии, стала обязательным языком обучения в Западной Европе, в восточных странах христианского мира такую же роль играл греческий.

Влияние арабского Востока на Западную часть христианского мира не ограничивалось только "передачей" новых для него знаний, но и затрагивало сам характер развития культурных процессов, во многом способствуя формированию европейского самосознания.

В основе традиционной мусульманской классификации отраслей знания лежало деление наук на арабские и чужестранные. К чужестранным наукам причислялись античные естественные и точные науки, логика и философия, а иногда и спекулятивная теология.

Каналы культурного общения между Западной Европой и мусульманским миром - Испания и Сицилия.

Как и в арабском халифате IX - X вв., на Западе XII - XIII вв. работа переводчиков предшествовала труду философов и теологов. Важно отметить "селекционный" характер переводов. Из более чем ста значимых работ, переведенных в эту эпоху на латинском Западе с арабского, подавляющее большинство составили научные и философские труды античных и мусульманских авторов: Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея, Аль -Хорезми, Ибн Сины (Авиценны). При этом оставались без внимания поэтические, литературные и историографические произведения, что можно интерпретировать как отсутствие именно философского и естественнонаучного знания в Европе в то время. 

Составной частью византийской учености была система образования - светская и классическая. В IX - XI вв. в Византии бурно развиваются ремесленные производства, добывающая промышленность, кораблестроение, происходит расцвет архитектуры, живописи, художественной литературы, исторических хроник. Византийские ученые собирают и комментируют уцелевшие рукописи античных авторов.

Особое место среди разнообразных военных средств, занимает "греческий огонь". Он представлял собой горючую смесь, состоящую из смолы, нефти, селитры и серы. Это вещество легко воспламенялось и горело даже на воде. "Греческий огонь" чаще использовали в морских сражениях, выбрасывая из сифонов - огнеметов, но его применяли и при обороне и осаде.

Знание на Руси

Русь X - XVII вв. Представляет собой "особое пространство" развития научных знаний и технологии. Во многом рациональное знание "поступало" через Западную и Северную Русь (Киев, некоторые города и монастыри Западной Украины, Новгород Великий). Большое значение имело то обстоятельство, что к концу периода знание приходило "в польской обработке". Однако такие центры, как Москва и Владимир имели и непосредственные контакты с научно-техническими сторонами христианской цивилизации (строительство башен Кремля, соборов в Кремле, литье пушек, строительство соборов Владимира).

В XVI - XVII вв. заказывается естественнонаучная литература, переводятся трактаты по географии, медицине, биологии, сельскому хозяйству.

Вместе с тем на Руси существовала своя, не книжная, оригинальная и мощная традиция рационального знания и эффективной технологии. Это относится, прежде всего, к наблюдениям и фиксации разнообразных явлений природы и их толкованию; ведению сельского хозяйства; созданию и использованию конкретных технологических приемов для решения конкретных.

Технологии средневековья

Технологическое развитие средневековья оценивают более высоко, чем научное, считая, что именно тогда впервые в истории, в результате технической революции, была создана новая "сложная" цивилизация. В такой атмосфере вполне объяснимы пророчества о безграничных возможностях технического творчества, содержащиеся, например, в известных описаниях автомобилей, подводных лодок и самолетов Роджера Бэкона (около 1214 - 1292 гг.).

Основными направлениями средневековой "технологической революции" были:

Преобразование системы агротехники;

Освоение и использование новых энергетических устройств.

К техническим новациям, оказавшим радикальное воздействие на всю культуру средневековья относятся:

  • Заимствование пороха, что быстро привело к созданию пороходелательного производства (первый завод);

  • Разработка технологии гранулирования пороха, что резко повысило его эффективность;

  • Стремительное развитие производства огнестрельного оружия, в корне изменило способы ведения боевых действий и привело к развитию новых технологий в литейном деле, направленных на повышение точности метания;

  • Заимствование бумаги, что привело к созданию книгопечатания;

  • Создание и внедрение в хозяйственный и культурный оборот различных механических устройств, создавших со временем целую инфраструктуру;

  • Развитие часового дела.

  • Архитектура.

В XI - XII вв. готика получает наибольшее распространение. Родиной этого стиля становится Франция. Перед строителями возникали совершенно новые задачи по созданию гражданских сооружений типа крытого рынка, биржи, таможни, складов, больниц и т.д., а особенно соборов и ратуш.

Инженеры XV - XVII вв. продолжали, как и в римскую эпоху, назначать размеры элементов сооружений, полагаясь лишь на практический опыт и на интуицию мастера. В этот период в строительной технике вместо готической стрельчатой арки, опирающейся на пучки колонн, начинает применяться полуциркульная арка, покоящаяся на классической колонне, обычной для древнеримской архитектуры.

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени.

Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека.

Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему.

В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия четко прослеживается и в тенденции к систематизации и классификации знания - занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.

Ситуация в средневековой науке стала меняться в XII в., когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Тогда наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.

Не менее важными для становления современной науки были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико-дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья, без чего был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных средств научного познания.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте — например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники.



  1. Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)


Возникновение и развитие столь сложного явления, каким была культура Возрождения, протекали практически повсеместно на территории всей Европы.

Однако из-за неравномерности исторического развития различных стран и национальных особенностей культуры, Возрождение условно разделяется на Итальянское, центрами которого были такие города, как Рим, Флоренция, Венеция, Милан, и Северное, охватывающее сразу несколько стран - Нидерланды, Францию, Германию.

В исследованиях по истории науки и техники обычно не выделяют период Возрождения. Это приводит к тому, что при рассмотрении научной революции XVII в. приходится обращаться к ее "предыстории" в XV в. и ранее.

Историческая задача, выпавшая на этот период, - "системное разрушение старого Космоса", механизм разрушения старых представлений, поиск и обновление новых принципов "конструирования" мира, появление нового универсального типа европейского мыслителя.

Специфика Возрождения - наличие универсальных мыслителей и создателей нового художественного, интеллектуального и проектно-инженерного мира, например таких, как Леонардо да Винчи, чье художественное творчество неразрывно связано с его естественнонаучными поисками и инженерными размышлениями.

В литературе нет единого мнения об общих хронологических границах и внутренней периодизации Возрождения. Для истории науки и техники эта проблема вообще не ставилась.

Наиболее распространенной является искусствоведческая периодизация итальянского Возрождения. Хронология здесь играет не вспомогательную, а смысловую роль - эпоха, век во многом определяют сущность Возрождения и социальный характер его основных деятелей.

Конец XII в. - Дученто - прелюдия Возрождения;

XIV в. - Треченто - начальный период Возрождения;

XV в. - Кватроченто - средний период Возрождения;

XVI в. - Чиквенченто - позднее, высокое Возрождение, ранняя Реформация.

К этому периоду относят такие крупные события, как Великие географические открытия и изобретение книгопечатания.

Возрождение не принадлежало средневековью, против которого были направлены все усилия его "титанов", не принадлежало оно и Новому времени, хотя и было переходной, но вполне самостоятельной фазой историко-культурного процесса.

Изменение познавательной ориентации

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


написать администратору сайта