|
Ответы на экзамен философия. ответы на экз. Наука как предмет философского исследования
57. Формирование развитой научной теории
Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях. Во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение. В-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания - подтвержденной опытом - в достоверную систему знания, т.е. в научную теорию.
Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:
1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.
2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор и их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.
4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.
5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо "переходит в ранг" научной теории, или опровергается, "сходит в научной сцены". Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые (и зачастую "сумасшедшие", по словам Н. Бора) идеи.
Таким образом, решающей проверкой истинности гипотезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
| 58.Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру связана с обеспечением приемственности в развитии интеллектуального потенциала человека. Она затрагивает два аспекта:
- материальное воплощение и внедрение научных открытий в сферу производственного процесса;
- включение в современные технологии, практику воспитания и обучения.
Новые теоретические представления способны трансформировать культурные стереотипы, внести в культуру системные изменения.
На процесс включения НТП в культуру влияют:
- микроконтекст науки – зависимость науки от характеристик научного сообщества, работающего в условия определенной эпохи;
- макроконтекст науки – зависимость от социокультурной среды, в которой развивается наука (шире, чем микро-).
Социальность науки может быть внешней (зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий) или внутренней (ментальные установки, нормы и ценности общества).
Включение НТП связано с:
1) запретом на разглашение наиболее секретных разработок;
2) запреты социально-сложных в этическом плане исследований;
3) механизмом торможения, препятствующим непосредственному проникновению новых научных данных в культуру.
| 59.Традиции в развитии науки.
Традиции в науке - знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций дает возможность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях.
Впервые вопрос о традиции был поставлен Т. Куном. Действие традиции проявляется в следующих ситуациях:
1) выбор научного языка: понятия – основной инструментарий научного познания, заимствованный из обыденной жизни или предшествующей традиции и неявно задают определенное видение мира. Когда понятия неадекватны, применение понятий тормозит развитие научного знания.
2) Выбор проблемы: несмотря на то, что в выборе проблемы играют роль разные мотивы, здесь действия и роль традиций особенно проявляются в существовании научных школ и направлений.
3) Использование методов: традиции организуют научное сообщество, создавая условия для сопоставимости результатов и дальнейшего обучения.
Классифицировать научные традиции можно по следующим критериям:
1. по способу существования:
- явные;
- неявные – передаются при личных контактах и являются невербальными.
2. по роли в системе науки:
- традиции, задающие способы получения знаний – исторические программы (методики исследования, приборы, образцы решения задач);
- традиции, задающие способы организации знаний – коллекторские программы (указание на объект изучения, принципы классификации, рубрикация дисциплин).
3. по сфере распространения:
- общенаучные;
- специальнонаучные.
Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях. Роль традиций в развитии науки неоспорима, однако, в некоторых случаях они могут служить ее препятствием, так традиции и новации, взаимодействуя, исключают друг друга
|
60. Новации в развитии науки.
Новация (в самом широком смысле) - это все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций - научные открытия, фундаментальные, "сумасшедшие" идеи и концепции - квантовая механика, теория относительности, синергетика и т.п.
Новации в науке имеют разный объект исследования:
создание новых теорий, и возникновение новых научных дисциплин; построение новой классификации или периодизации, постановка новых проблем, разработка новых экспериментальных методов исследования или новых способов изображения; обнаружение новых явлений; введение новых понятий и новых терминов.
Все новации можно разбить на несколько групп в зависимости от того, с изменением каких наукообразующих программ они связаны:
изменение исследовательских программ, включая сюда создание новых методов и средств исследования; изменение программ коллекторских, т.е. о постановке новых вопросов, об открытии или выделении новых явлений (новых объектов референции), о появлении новых способов систематизации знания; «повседневно научные», которые осуществляются в рамках существующих программ, ничего в них не меняя по существу, это, в частности, повседневное накопление знаний.
Исследовательские новации – это появление новых методов, коллекторские - открытие новых миров, новых объектов исследования. Оба типа новаций могут приводить к существенным сдвигам в развитии науки и воспринимаются в этом случае как революции.
Классы новаций:
преднамеренные – результат целенаправленных акций; непреднамеренные - побочным образ этих акций.
Первые, согласно Куну, происходят в рамках парадигмы, вторые - ведут к ее изменению.
Преднамеренные связаны с преодолением незнания. На этом уровне ученый способен сформулировать вопрос и попытаться найти пути его решения.
Непреднамеренные же новации связаны с преодолением неведения. В этом случае новые результаты появляются в русле 2-х концепций – концепции «пришельцев» и концепции побочных результатов исследования.
Концепция "пришельцев" имеет 2 варианта:
в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие. "пришелец" принес с собой в новую область исследований какие-то методы или подходы, которые в ней отсутствовали, но помогают по-новому поставить или решить проблемы.
Таким образом, любые новации возможны благодаря взаимодействию традиций. Именно плюрализм традиций способствует повышению вероятности новых открытий.
| 61. Научные революции, их сущность и типология.
Само понятие «революция» свидетельствует о радикальных ка¬чественных изменениях в мире знания, о перестройке основа¬ний науки.
Научная революция может протекать двояко: 1) вызывать трансформацию специальной карти¬ны мира без изменения идеалов и норм исследования, и 2) ocyществлять радикальные изменения и в картине мира, и в системе идеалов и норм науки.
Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям: 1) появление новых фундаментальных теоретических концепций; 2) разработка новых методов; 3) открытие но¬вых объектов исследования; 4) формирование новых методоло¬гических программ.
Предпосылкой любой научной революции являются факты или та фундаментальная научная аномалия, которая не может быть объяснена имеющимися научными средствами и указы¬вает на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к науч¬ной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (или парадигма в терминологии Куна), обладающая объясняющей силой и устраняющая ранее имеющиеся противоречия.
Симптомами научной революции кроме явных аномалий являются кризисные ситуации в объяснении и обосновании но¬вых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы, острей¬шие дискуссии. Научная ре¬волюция - это не одномоментный акт, а длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стан¬дарты и теории, но и средства исследования, открываются но¬вые миры.
Научные революции могут быть представлены как многоуровневый процесс, различают три типа научных революций (В. Казютинский): 1) «мини-революции», которые относятся к отдельным блокам в удержании той или иной науки; 2) локальные револю¬ции, охватывающие конкретную науку в целом; 3) глобальные на¬учные революции, которые захватывают всю науку в целом и при¬водят к возникновению нового видения мира.
Глобальные революции в истории науки, в свою очередь, раз¬деляются на четыре типа:
• научная революция XVII в., которая ознаменовала собой по¬явление классического естествознания и определила осно¬вания развития науки на последующие два века. Все новые достижения непротиворечивым образом встраивались в общую галилеево-ньютонианскую картину мира;
• научная революция конца XVIII - первой половины XIX в., приведшая к дисциплинарной организации науки и ее даль¬нейшей дифференциации;
• научная революция конца XIX - начала XX в., характеризующаяся открытием те¬ории относительности и квантовой механики, пересмот¬рела исходные представления о пространстве, времени и движении. Проникая в промышленность, технику и технологии благодаря компьютеризации и ав¬томатизации, она приобрела характер научно-техничес¬кой революции;
• научная революция конца XXв., внедрившая в жизнь ин¬формационные технологии, является предвестником гло¬бальной четвертой научной революции. Учитывая совокупность откры¬тий, которые были сделаны в конце XX в., можно гово¬рить, что мы на пороге глобальной научной революции, которая приведет к глобальной перестройке всех знаний о Вселенной.
2) По мере своего развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, которые могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования.
| 61. Научные революции, их сущность и типология (продолжение).
В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях:
а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования;
б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания.
Т.о. научная революция - новации, отличающиеся следующими признаками:
1) связаны не с изменением отдельных теорий, а с перестроением оснований науки;
2) имеют мировоззренческое значение и приводят к изменению стиля мышления;
3) во время революции происходит взаимодействие традиций и новаций внутренних и внешних факторов.
Парадигма – это система норм, теории, методов, фундаментальных фактов и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества как логического субъекта научной деятельности. Она выполняет две функции – запретительную и проективную. С одной стороны, она запрещает все, что не относится к данной парадигме и не согласуется с ней, с другой – стимулирует исследования в определенном направлении.
Научная революция наступает, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга.
Сущность научных революций, по Куну, заключается в возникновении новых парадигм, полностью несовместимых и несоизмеримых с прежними. При переходе к новой парадигме, по мнению Куна, ученый как бы переселяется в другой мир, в котором действует и новая система чувственного восприятия (например, там где схоласты видели груз, раскачивающийся на цепочке, Галилей увидел маятник). Одновременно с этим возникает и новый язык, несоизмеримый с прежним (например, понятие массы и длинны в классической механике и СТО Эйнштейна).
Классификация научных революций:
1) по содержанию новаций:
1.1) внедрение новых методов - появление новых фундаментальных теорий является самой очевидной причиной научных революций.
1.2) построение новых теорий - стимулируют появление новых проблем, стандартов исследования или новых областей применения;
1.3) открытие новых миров - применяется весь арсенал накопленных средств, которые адаптируются к реальности и приводят к появлению новых дисциплин.
2) по сфере возникновения новизны:
2.1) внутрипарадигмальные - новые методы, идеи и философские предпосылки изменения основания науки. Парадоксы разрешаются путем построения принципиально новых теорий.
2.2) межпарадигмальные - представления одной парадигмы переносятся в другую. При таком переносе становится очевидным противоречие между картиной мира (КМ) и спецификой новаций (формируется общая КМ).
3) по отношению к науке:
3.1) внутренние - связанные с развитием самой науки (1.1-1.3 и 2.1-2.2);
3.2) внешние.
| |
|
|