Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметом философии науки

  • Сущность философии науки .

  • Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена

  • Этапы развития науки

  • 2. Средневековый этап развития науки.

  • 3. Классический этап развития науки

  • 4. Неклассический этап развития науки.

  • 7. Наука современного периода.

  • кандидат.экзамену по философии 2022. Философия науки


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеФилософия науки
    Анкор кандидат.экзамену по философии 2022.docx
    Дата03.10.2022
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-50.docx
    ТипЗакон
    #711879
    страница1 из 28
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    1)Философия наукиобласть философии, предметом которой является общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важнейших задач философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества.

    Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте». Философия науки – это междисциплинарная область философского знания. В процессе развития философии науки складывалось несколько представлений о природе и функциях философии науки. Известный российский философ И.Т. Касавин выделил следующие наиболее типичные версии:

    1. Философия науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них;

    2. Философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики (подход, близкий к социологии науки);

    3. Философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (точка зрения, высказанная неопозитивизмом);

    4. Философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т.е. определяющая, чем научное знание отличается от других способов познания, какими методами должны руководствоваться ученые и исследователи природы, каковы основные условия корректности научного объяснения и когнитивный статус научных законов и принципов, механизмы развития научного знания.

    Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки (Онтология - раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии);гносеология науки (познание); методология и логика науки; аксиология науки (исследование ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам); общая социология науки; общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой.

    Сущность философии науки. Философия науки как философская дисциплина представляет собой рефлексию о бытии науки. Возникла она сравнительно недавно — во второй половине XX столетия и причиной её появления стала необходимость осмыслить место, функции науки в условиях современной научно-технической революции.

    История наукикак составляющая философии науки есть история концептуальных каркасов. Она не может быть ни собранием биографий ученых, ни изложением научных открытий. Это должны быть история науки, увиденная глазами философа. В истории науки существует несколько типологий. Наиболее разработанной является типология, в которой выделяется классическая, неклассическая, постнеклассическая научная рациональность. Такая классификация предложена известным российским философом В.С. Степиным и отражает динамику науки в культуре, изменение оснований научного знания.В его работах выявлена и обоснована роль научной картины мира, идеалов и норм научного исследования, философских оснований науки в развитии научного знания.Известна школа историков науки, которые исследуют не структуру научного знания, а его динамику и социокультурную обусловленность. К ним относятся Т. Кун, И. Лакатос, М. Хессе, П. Фейерабенд. Во французской историографии выделяются исследования Г. Башляра, А. Койре, М. Фуко.Одной из устойчивых тенденций в современной философии науки является отход от формальных логико-методологических построений, где основным орудием был логический анализ языка науки к изучению истории науки.Осуществляется переход от нормативного описания науки к исследованию познавательного процесса в историческом контексте (от нормативной модели науки к дескриптивной модели науки).

    Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в её многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет общекультурную функцию. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей его полноте и многоаспектности.Философию науки следует отличать от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки. К таковым относятся история науки, науковедение, социология науки, психология науки и др.Не следует также отождествлять философию науки как дисциплину с философией науки как одним из направлений современной западноевропейской философии, задачей которого является выявление особенностей научного познания и его специфики для разных областей действительности, а также динамики научного познания, его закономерностей. Философия науки как направление существует в разнообразии философских школ: неокантианства, позитивизма и неопозитивизма, критического рационализма, «философии и методологии научного познания» и др.Задачи обеих этих «философий» схожи, различие заключается в том, что философия науки как дисциплина рассматривает науку в широком контексте развития истории, культуры, ценностных аспектов бытия человека в современном мире, она стремится довести анализ науки до мировоззренческих проблем.

    Философия науки как дисциплина, безусловно, испытывает огромное влияние западноевропейского направления философии науки. Оно, прежде всего, в том, что концептуальные основы, стержневые проблемы философии науки как дисциплины рассматриваются с позиций выводов и разработок конкретных авторов конкретных школ западноевропейского направления.В отечественной философии проблемы философии науки наиболее активно стали обсуждаться в 60-е годы XX столетия. К их числу следует отнести вопросы диалектики, логики и методологии научного познания, социальной философии, теории отражения. Пальму первенства философы отдали теории как форме научного познания, обоснованию истинности научных знаний, соотношению различных научных методов (индукции, дедукции, анализа, синтеза, моделирования и др.), логике формирования теоретических концепций.
    2) Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

    Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

    Научное знание отражает устойчивые, повторяющиеся в действительности, выражаемые в законах .Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайными оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий.

    Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производственная сила, как часть духовной культуры.

    Этапы развития науки:

    1. Античный этап развития науки.

    В эпохи древних цивилизаций (Китай, Индия, Шумеры, Африка, Америка) приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Улавливали очень разные взаимодействия в астрономии. Обрабатывались в математических таблицах знания прикладного характера, накапливались рецептурные знания об изготовлении различных технических устройств.

    Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит не было науки. Изучались то, с чем человек сталкивался в своей повседневной практике это накапливалось. Геометрия - измерения земельных участков. Торговля - арифметика.

    Основные особенности античного типа научности.

    1. Созерцательность, 

    2. Склонность к абстрактному, умозрительному теоретизированию,

    3. Принципиальный отказ от опытного (экспериментального) познания (опыт и практика - удел рабов, а умозрительное - самое престижное),

    4. Признание превосходства универсального (всеобщего) над уникальным, частным, единичным. Знает всё о мире тот, кто знает общее, из него дедукцией выводится частное (Аристотель).

    6. Превращение в объект трикритического исследования самих научных (математических) идеализаций.

    2. Средневековый этап развития науки.

    Приходят феодальные порядки, они меняют уклад жизни, духовные ценности, способы государственного правления и формируются две великие мировые религии (взамен многобожия): христианство и ислам. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии. Вера взяла реванш авторитета над доказательством (веры над разумом). С 5 по 15 века - практически тысячелетии (450-1440).Достижения в математике: создали основы арифметики на основе индийских чисел (натуральный ряд и ноль), а мы твердим, что они арабские; разработка начал алгебры (автор Альхарезми трактат «аль джебер...» перешло в «алгебра»), создали основы тригонометрии.Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков.В химии: совершенствование опытов в области парфюмерии, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта.Параллельно с химией стала развиваться алхимия и химия не могла сбросить это бремя - невозможно было сбросить. По одной из версий алхимия пришла из Китая - там открыли киновар (сернистая ртуть) - красного цвета и подумали не заменитель ли крови. И пошли эксперименты, которые сдерживали развитие химии.Центром духовной жизни, схоластической логики были средневековые университеты. Там преподавалась рационалистические науки:  логика, риторика, серьёзный спор об универсалиях - существуют общие понятие или нет (номиналисты X реалисты). Росцелин, Оккам, общие понятия - просто обозначение предметов, а реалисты говорили, что эти понятия существуют изначально.

    3. Классический этап развития науки.

    Классический этап развития науки 16-18 века.

    Можно разделить на два (под)периода:1. Период механического естествознания (механической картины мира) до 30 годов 19 века. 2. Период формирования эволюционных идей до конца 19 века.

    Особенности классического этапа науки.

    1. Создание и систематическое развитие экспериментально-теоретических исследований. На основе методологии экспериментальных исследований сформировалось аналитическое естествознание с входящими в него точными дисциплинами (например, в физике выделилась механика, оптика и т.п.). Универсальным способом задания теоретических объектов являлись процедуры простого абстрагирования и непосредственного обобщения наличного теоретического материала.

    2. Стремление учёных к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде и отражающей неизменный мир. Это связано с ориентацией всех наук на классическую механику, в которой мир представлялся в виде гигантского механизма, подчинённого вечным и неизменным законам. Естествознание носило механический характер, т.к. считалось что механическая форма движения материи единственна.

    3. Стремление расчленить природу на отдельные участки и подвергнуть анализу каждые из них в отдельности сформировала в науке того времени характерную методологическую установку. Она выражалась в представлении о природе как состоящей из неизменных вещей, лишённых развития и взаимной связи. Эволюционные идей наступали, но в физике всё оставалось также. Этот всеобщий методологический подход в науке получил название метафизического способа мышления (антидиалектический) - всё разрознено и надо изучать по отдельности.

    4. Признание независимости друг от друга субъекта и объекта познания, абсолютизация на этой основе объективности научного знания, в принципе исключающего какие-либо субъективные факторы.

    4. Неклассический этап развития науки.

    К концу 19 века учёные были убеждены, что физическая картина мира почти построена и осталось уточнить только некоторые детали. Она основывалась на положениях классической механики и законах электромагнитных явлений (обе слабо связаны). Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые не вписывались ни в механическую картину мира, ни в электромагнитную теорию Максвелла. Множество теоретических противоречий доказывали, что не решить с помощью этих теорий.

    Особенности неклассического этапа развития науки.

    1. Если на предыдущем этапе теоретическое объекты создавались простым абстрагированием и обобщением, то в неклассической науке теоретические объекты стали иметь принципиально более сложное содержание. Эти теоретические объекты создаются с помощью новейших математических разработок. Математика - основной индикатор научных идей и математические идеи приводят к созданию новых разделов физической теории. Математизация ведёт к увеличению абстрактности и утрате наглядности в мире изучаемых явлений.

    2. Переход характеризуется радикальным вхождением субъекта познания в сам познавательный процесс, в способ его проведения. Субъект познания выступает в качестве внутреннего, необходимого компонента процесса познания. Изменилось понимание предмета исследования в физике микромира. Этим предметом становится не та реальность, которая фиксируется живым созерцанием, предметом становится некий срез реальности, заданный принятый субъектом теоретическими средствами и способами освоения этой реальности. Отныне наука стала ориентироваться не на изучение объектов как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые микрообъекты ведут себя тем или иным образом.

    3. Неклассический этап в историческом познании мира связан с переходом от аналитической (преобладала дифференциация) стадии научного познания к синтетической (усиление процессов интеграции). Междисциплинарные исследования - биохимия, геофизика, ...

    5. Постнеклассический этап развития науки.

    Наука триумфально показывала себя, раскрывала как техническим прогрессом ??

    К середине 20 века, к 50 гадам произошло срастание науки с техническим прогрессом, что открыло эпоху научно-технической революции (НТР).

    Научно-техническая революция  (НТР) - это качественное изменение (скачок) в развитии науки, техники и материального производства, при котором наука превращается в ведущий фактор технического и социального прогресса, подготовивший общество во вступление в пост индустриальную (информационную) фазу своего развития. Считается, что исторической точкой отсчёта НТР является возникновение в начале 50-х годов кибернетики.

    Характеристики эпохи.

    1.Открытие новых источников энергии.

    2. Открытие полупроводниковой технологии.

    3.Новые химические вещества с заранее предугаданными свойствами.

    4. Создание ракетно-технической индустрии.

    5. Создание нового поколения информационно-вычислительной техники.

    6.Новые биотехнологии.

    В сер 70-х годов началась новая фаза НТР.

    Характерными чертами пост индустриальной стадии является:

    1. Широкое распространение гибких автоматизированных производств (ГАП), на смену автоматизации участков производства приходит полная автоматизация.

    2. Переход к материало- и трудо-сберегающим процессам (от трудоёмких).

    3. Образование новых комплексных отраслей научного познания: общая теория систем, синергетика, информатика, семиотика, глобалистика.

    4. Общенаучные понятие алгоритм, система...

    5. Развивается сфера услуг.

    6. Переход к инновационной технологиям.

    В 1980г. Даниэль Бэлл обращает внимание, что новый социальный способ жизни связан с телекоммуникационными системами и интеллектуальными технологиями. Он ставит информационный фактор в центр своей концепции, заявляет о наступлении информационного века.

    7. Наука современного периода.

    Характерные особенности (развития) науки на современном этапе её развития

    1. Компьютеризация науки - это революция в области получения, хранения, обработки и передачи знания, в первую очередь различного рода научной информации.

    2. Глубокие интеграционные процессы, которыми охвачена вся система современного развивающегося знания.

    3. Интенсивное развитие молекулярной биологии и генетики. Технологии клонирования, конструирования новых генов (производство всего в больших количествах).

    4. Прогресс в области химии. Внедрении в область химических исследований эволюционных идей, появление нового направления - эволюционная химия. Самопроизвольный переход низших химических соединений к высшим, а далее к жизни.

    5. Дальнейшее усиление математизации естествознания и повышение уровня его абстрактности. С одной стороны, это привело к созданию высоко эффективных теорий: электрослабая теория Вайндберга, ... с другой стороны назрел кризис абстрактности в науках. Происходит утрата наглядности, отрыв от реальности. 

    6. Широкое распространение методов синергетики. Синергетику называют теорией самоорганизации и развития сложных систем любого уровня организации. Закономерности от строения атома до строения вселенной.

    7. Преобладающий идеей синтеза научных знаний становится идея построения общенаучной картины мира на основе принципа глобального эволюционизма. Принцип глобального эволюционизма основывается на единстве синергетики и системного подхода. Системный анализ даёт сильную подпитку синергетике и нельзя высокомерно считать, что системники отсталые.

    3) Принцип познания (от лат. principium — начало, основа), основное исходное положение чего-либо (теории, учения, науки в целом), являющееся регулятором исследовательских действий ученого. Принципы формулируются на основе открытых законов, доказанных теорий, сформулированных категорий и отражают представления о том, как достоверно познавать сущностные свойства мира. Принцип обращен к действиям познающего «от лица» закона, теории, подхода, которые направляют и ограничивают эти действия и поэтому неразрывно связан с законами и методами познания. Можно сказать, что познанные законы и закономерности, положенные в основу теории, и сформулированные таким образом, чтобы они могли регулировать исследовательскую деятельность, становятся принципами.

    К настоящему времени в науке сформулировано множество принципов научного познания, которые достаточно сложно классифицировать в силу разнородности характера обоснования, обращенности к различным наукам и областям знаний, разным субъектам познания.В самом общем виде принципы научного познания (как и все методологическое знание), можно по уровню обобщенности разделить на философские, общенаучные, конкретно-научные. Они формировались в европейской философии и науке со времен Аристотеля, а Р. Декарт в своем «Рассуждении о методе» выделил принципы познания как «правила для руководства ума и отыскания истины в науках» (Например, он сформулировал следующие правила: расчленять трудные задачи на частные, которые можно решить; переходить от менее сложного к более сложному, от доказанного к недоказанному, а не наоборот; не допускать пропусков в логике рассуждения и т.д.).Философскими принципами познания являются, например, принципы, обусловленные диалектическим подходом (методом) к познанию, при котором все явления мира рассматриваются как развертывание противоречий в процессе их изменения и развития, осуществляющихся в многообразных взаимодействиях и взаимосвязях противоположных тенденций. Здесь можно назвать:

    – принцип всесторонности изучения объектов, требующий выявления всех возможных свойств, связей, отношений исследуемого (так как мир представляет собой целостность, проявляющуюся во всеобщей взаимосвязи всех процессов и феноменов) и выделение главной, основной связи, создающей качество исследуемого объекта;

    -принцип противоречия (принцип единства и борьбы противоположностей, «раздвоение единого») содержит установку на выявление в изучаемом объекте противоположных, противоречащих друг другу элементов, сторон, тенденций, чье единство обусловлено тем, что они являются сторонами единого целого, а борьба является источником саморазвития объекта;

    – принцип восхождения от абстрактного к конкретному направляет познание на движение от знания, содержащего большой объем, но бедное содержание, к знанию содержательному, от абстрактных представлений об объекте – к конкретным, в которых абстракция обогащается эмпирически выявляемыми данными;

    – принцип системности, указывающий на то, что любой изучаемый объект является системой, свойства, состояния и процессы развития которой, во-первых, обусловлены спецификой и характером внутренних и внешних связей составляющих ее элементов, во-вторых – обладает целостностью (проявляющейся в основной системообразующей связи), делающих систему качественно своеобразной, имеющей особое свойство, которого нет у составляющих ее элементов;

    – принцип детерминизма, основанный на представлении о причинности как такой связи всех явлений мира, в которой одно явление при определенных условиях может стать причиной порождения или изменения другого явления, становящемся следствием, что позволяет не только отделять связи существенные от несущественных, закономерные от случайных, жесткую причинность от вероятностной, но и выявить генезис явления, причины его зарождения, развития, деградации. Сегодня принцип детерминизма не ограничивает исследователя требованием рассмотрения непосредственно действующей причины (т.наз. «лапласовская», механистически понимаемая причинность), но, допускает определенную случайность, «вероятностность», что предполагает выявление различных видов причин (статистической, множественной и др.) и допускает неопределенность;

    – принцип единства исторического и логического, заключающийся в требовании изучения объектов в их развитии, с выделением этапов, причин и следствий, существенных связей изучаемого объекта с другими объектами, прослеживая по возможности саморазвитие объекта с момента его возникновения, включая обстоятельства, ход процессов формирования, изменения, достижения наивысшего уровня развития, упадка, разрушения.Известно высказывание К. Маркса о том, что анатомия человека является ключом к анатомии обезьяны: понять многие структурные особенности и важные свойства любого явления, процесса можно мысленно восстановив процесс его возникновения, развития, завершения;

    – Принцип точности требует достижения такого уровня погрешности полученного знания, при котором возможность ошибки была бы минимально допустимой, что требует проверки степени достоверности данных, а изложение знания должно быть однозначно в понимании. Справедливости ради следует отметить, что в социальных и гуманитарных науках принцип фальсификации соблюсти чрезвычайно трудно: результаты любого эксперимента, опровергающего теорию, легко оспорить: множество неконтролируемых условий и неучтенных факторов, на которые можно сослаться при анализе этих результатов, позволяют утверждать, что сам опровергающий эксперимент не прошел проверку на фальсифицируемость.

    – Принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором направлен на то, чтобы при познании и описании явления применялись взаимоисключающие, но применимые в особых условиях, классы понятий, подходы, теории, в результате чего целостность познаваемого описывается дополняющими друг друга способами.

    – Принцип простоты, в соответствии с которым при создании теоретических положений следует ориентироваться на минимальное число допущений и стремиться свести знания к немногим основаниям. Этот принцип часто называют «бритвой Оккама», средневекового философа, который, рассматривая познание как соотношение разума, вещи и акта разума, одним из первых говорил о том, «напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего», и что «наряду с актом разума не требуется допускать что-то другое» [Цит. по: 54, С. 117-118].Часто принцип простоты формулируют в виде правил: «не умножай сущности без оснований», или «если чему-то есть более простое объяснение, то именно оно верно».

    – Принцип концептуального единства исследования: в одном исследовании не следует опираться на противоречащие друг другу теории и подходы, и использовать понятия, содержание и объем которых не определены.

    В конечном итоге, все принципы касаются: Способов проникновения в сущность изучаемого;необходимости выделения структуры изучаемых объектов, в первую очередь – выявления связей (каузальных, взаимных) компонентов структуры;определения закономерностей динамики развития объектов;эмпирически и рационально обоснованного доказательства истинности выдвигаемых положений;четкости и однозначности изложения хода и результатов исследования.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта