Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы развития позитивизма

  • Герберт Спенсер.

  • Особенности современного этапа развития науки.Неклассическая и постклассическая наука.

  • К важнейшим особенностям развития современной науки относятся

  • 9)Актуальные проблемы науки 21 века. Этос науки.

  • кандидат.экзамену по философии 2022. Философия науки


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеФилософия науки
    Анкор кандидат.экзамену по философии 2022.docx
    Дата03.10.2022
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-50.docx
    ТипЗакон
    #711879
    страница3 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Позитивистская традиция в философии науки. 

    Позитивизм (от лат. - положительный) прошел сложный путь в своем развитии, возникнув в середине XIX века как особое понимание предмета философии и ее функций.

    Этапы развития позитивизма

    1. Первый позитивизм - 30-90-е годы XIX в. (О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер).

    Родоначальник позитивизма О. Конт (1798—1857) был учеником К. Сен-Симона (1760—1825), известного мыслителя конца XVIII — начала XIX в. Он считается одним из первых создателей социологии как науки об обществе. 

    Основные идеи позитивизма изложены в трудах его основателя Огюста Конта «Курс позитивной философии» (6 томов) и «Дух позитивной философии». Конт объявляет «метафизикой» всякую теорию, признающую существование объективной реальности. 

    Термин «позитивный» О. Конт применял как характеристику научного знания. 

    1. Второй позитивизм - махизм (эмпириокритицизм) - 70-е годы Х1Х-начало XX в. в. (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре и др.)

    Махисты исходят из того, что всё существующее, опыт понимается как совокупность ощущений. Мах выступает против понимания материи как объективной реальности. То, что мы называем материей, есть определённая регулярная связь элементов (ощущений). 

    Называя ощущения «элементами мира», махисты подразделяют их физические и психические. Они хотят представить их как нечто нейтральное по отношению к материи и к сознанию, «элементы мира» не могут быть в одном отношении физическими, а в другом – психическими. Между физическими и психическими элементами существует неразрывная связь, так что не может быть физических элементов без психических. В процессе исследования можно отвлекаться от этой связи и рассматривать физические элементы без психических. 

    В махизме предлагается редукция любого содержательного высказывания науки к ощущениям («элементам») индивидуального субъекта. Мах не признаёт за теоретическими понятиями никакой роли, кроме роли знака для совокупности чувственных данных. 

    1. Неопозитивизм - 20-е годы XX века (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.).

    2. Постпозитивизм (критический рационализм) - 50-60-е годы XX в. (К. Поппер).

    3. Философия науки - 60-70-е годы XX века (Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).

    Термин "позитивизм" в истории философии употребляется в четырех различных смыслах:

    1. Совокупность взглядов основоположника позитивизма О. Конта и его непосредственных последователей.

    2. Совокупность концепций всех позитивистов XIX века, прежде всего О. Конта, Д.С. Милля, Г. Спенсера.

    3. Все позитивистские по своему содержанию концепции Х1Х-ХХ в.в.

    Метод исследования, отказывающийся от абстрактного, спекулятивного знания, опирающийся на факты и признающий только факты как основу научного исследования.

    Позитиви́зм – философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм – совокупный результат специальных наук. 

    Позитивизм по своей сути всегда представлял собой упрощенный технократический, технологический взгляд на жизнь. Все позитивисты – прагматики, они относятся к жизни с математической, практической точки зрения. 

    Основоположником позитивизма является Огюст Конт (1830-е гг.). Он сделал вывод о том, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает, по его мнению, существования некоторой общей науки, осуществляющей синтез научного знания, за которой можно сохранить старое название - философия. Основная идея состоит в том, что человеческое мышление в своем развитии проходит три стадии: 

    1) теологическую - круг знаний людей ограничен, господствует воображение, поэтому люди допускают существование: фантастических существ, богов, духов. В этот период - безграничная сила авторитета и, как правило, монархический строй; 

    2) метафизическую - первоначалом является не Бог, а природа или абстрактная «сущность». На этой стадии растет роль рассудка в ущерб чувству. В политике на место монарха стремятся поставить власть народа; 

    3) позитивную - высшая, позитивная, научная. Здесь происходит отказ от теологии и метафизики. 

    Цель позитивной науки - установление порядка и законов природы и общества. Движущая сила общественного прогресса - прогресс знаний. Общество - это социальный организм. Все части его должны быть солидарны. Политическая власть должна принадлежать тем, кто руководит промышленностью. 

    Метафизические (философские) проблемы О. Конт объявляет принципиально неразрешимыми. Отсюда, главная задача исследователя - остаться на научной стадии, отбросить религиозные и философские объяснения.

    Герберт Спенсер. Для Спенсера наука – это вообще всякое знание. Философия Спенсера явилась завершением первой формы позитивизма. Спенсер разработал закон прогресса, понимаемого как всеобщая эволюция. Теорию Дарвина он считал биологическим подтверждением сформулированного им закона. Конечным пунктом эволюции является устойчивая целостность. Общая схема эволюции используется Спенсером и для истолкования развития науки. Он делит знание: 

    1) на необъединенное (обыденное) - существует нерасчлененная целостность; 

    2) частично объединенное (научное) - дифференциация наук, следовательно, усложнение первоначального простого состояния; 

    3) полностью объединенное (философское) - последующее взаимодействие наук, установление все более общих законов и принципов, под которые подводятся менее общие законы и принципы, ведет к интеграции наук и восстановлению единства науки. 

    В конце XIX в. этот позитивизм сходит со сцены и появляется его новая вторая форма –эмпириокритицизм или махизм. Представитель – Эрнст Мах. Мир в эмпириокритицизме выступает в виде совокупности ощущений, к нему неприложимы философские категории (материя, дух, причинность и др.). Трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, эмпириокритицизм требовал от него только простоты и целесообразности (принцип "экономии мышления"). Экономия мышления, поясняет философ, коренится в изначальной биологической потребности организма в самосохранении. Утверждает, что познанию доступны лишь явления, а не сущность вещей. 

    На материале истории науки эмпириокритики показали, что чувственные данные в науке (данные наблюдения и эксперимента) всегда получаются и интерпретируются с позиций некоторой гипотезы и, таким образом, зависят от мышления. Следовательно, ни о каких «чистых» эмпирических данных в науке говорить не приходится (отсюда название «эмпириокритицизм»). Во-вторых, не существует и не может существовать логики открытия научных законов и теорий как обобщений эмпирических данных. Путь от опыта к мышлению не является однозначным. Более того, эмпирические данные не всегда являются необходимым исходным пунктом выдвижения научных гипотез и теорий (математические и логические теории, теоретическое естествознание). 

    Время классической философии: в узком смысле ‑ от Декарта (первая половина XVII в.) до Гегеля (первая треть XIX в.), в широком от Парменида (начало V до н.э.) до Фейербаха (середина XIX в.). После немецкой классики ‑ период «неклассической (постклассической) философии»

    8)Особенности современного этапа развития науки.Неклассическая и постклассическая наука.

    Характерной чертой современной стадии развития науки является возрастание тенденции к единству научного знания, которая находит свое воплощение в развертывании междисциплинарных исследований, интеграции знания, использовании методов и идей одних наук в других и т.п. На этой основе происходит формирование глобальной научной картины мира, опирающейся на принципы эволюции, самоорганизации и системного метода.

    К важнейшим особенностям развития современной науки относятся:

    Во-первых, утверждение в современной науке системного подхода к исследовательской действительности. В системной методологии основным является понятие «система», которая выражает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство интегративных свойств. Это легло в основание философского принципа системности, который объединил идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, причин и условий изменения структуры системы.

    Во-вторых, широкое применение идей синергетики – принципиально новой теории самоорганизации систем любой природы. Все процессы и явления в природе связаны постоянным обменом веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что делает их неравновесными. Мир с этих позиций рассматривается как саморазвивающаяся целостность, но и как явление нестабильное, неравновесное, хаосогенное, неопределенное.

    В-третьих, в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами в конце XX века появилась версия принципа глобального (универсального) эволюционизма, где эволюция стала рассматриваться как универсальный процесс самоорганизации (эволюции), неравновесных систем в природе, обществе, в Космосе.

    Данный принцип был разработан на основе двух теорий – Космологической теории А.Фридмана о расширяющейся Вселенной (теория «Большого взрыва»), позволившей говорить о том, что историческое развитие (эволюция) присуща не только живым организмам, но и Вселенной в целом. Согласной учению В.И. Вернадского о био- и ноосферах, жизнь – это целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюция, где Космос наш дом.
    Отличительные особенности

    Классическая философия

    Постклассическая философия

    Рационализм ‑ признание разумности мироздания и его постижимости разумом, точного отражения бытия мышлением.

     

     

     

    Объективизм – стремление к объективной (и даже абсолютной) истине. Познавательный оптимизм – путь к новым истинам всегда открыт.

    Иррационализм – изобличение бессилия разума, выявление способностей, побеждающих или заглушающих разум (интуиция, подсознание, инстинкты и т.п.). Разум при этом считается привнесенным в мир самим человеком, а познание во многом ‑ результат свободного творчества познающего.

    Субъективизм – у каждого своя истина (правда). Релятивизм ‑ истина всегда относительна. Познавательный пессимизм – человеку положено смирить гордыню «знатока» и сомневаться во всем.

    Детерминизм - абсолютизация причинно-следственных связей.

    Индетерминизм – полное или частичное отрицание причинности, придание преобладающего значения случайности и (или) вероятности.

    Научность и системность как эталон.

    Произвольность, художественность, двусмысленность (многозначность) философствования.

    Отрицание принципиальной разницы между природными и социально-духовными закономерностями.

     

    В центре внимания природа в целом и ее естественные законы.

    Противопоставление природного и духовного: в естествознании жесткие законы ‑ в социологии стихийность ‑ результат свободного выбора индивидов.

     

    В центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука).

    Признание универсальности (общности для всех народов) исторических законов.

    Абсолютизация специфики развития каждой цивилизации, каждого народа и каждой страны.

    Признание социального прогресса.

     

     

    Социальный оптимизм (впереди светлое будущее).

    Сочетание прогресса и регресса, либо отрицание объективности того и другого, либо признание прогресса губительным. Социальный пессимизм (наш ждут тяжелые и опасные испытания, вероятно – гибельные).

    Стремление к единой, общей для всех философии.

    Великое множество школ, кажущихся очень похожими, но размежевывающихся между собой по малопонятным непосвященному признакам. Подавляющее большинство так называемых «неклассических (постклассических) философов» не желает называться «философами», ибо философия, оп их мнению, нелепа и устарела.

    Глубокое уважение к античным классикам и знаменитым предшественникам.

    Критическое (ироничное) отношение ко всей классике, в первую очередь в связи с однозначностью и категоричностью классиков.

    Выпячивание бескорыстности, самоценности познания.

    Ориентация на практический результат и выгодность знаний.


    9)Актуальные проблемы науки 21 века. Этос науки.

    Этические проблемы современной науки настолько актуальны и значимы, что не могут далее оставаться на периферии научных исследований. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. По определению Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир — это во многом технологизированное пространство, человек окружил себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни, даже проявление творческих способностей современного человека также происходит с учетом законов окружающей техносреды. Сама сущность человека трансформируется в направлении тяготения не к природе, гармонии и любви, а к технизации. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

    Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразные этические проблемы в наиболее общем виде можно разделить на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого.

    Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов: научное сообщество бойкотирует исследователей, занимающихся плагиатом, прерывает с ними научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, «академическая составляющая науки», благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей и, кроме того, обеспечивается селекция того нового, которое свидетельствует о росте научного знания. В противном случае наука будет топтаться на месте, осуществлять бесконечные повторы. Как правило, «псевдооткрытия» не долговременны. Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он, интенсивно занимаясь научной деятельностью, отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые значительно преувеличивают свой личный вклад в науку, сравнивая свою деятельность с деятельностью своих коллег, что также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет нарушение научной корректности и научной этики. В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаимообменов с обществом, позволяющим людям научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных занятий. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснованиедолжно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

    Создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой. Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными уже в 1938 г. в силу открытия расщепления атома урана, сопровождавшегося выделением огромного количества энергии.

    Вопрос о практическом применении энергии атомного ядра возник еще до того как было понято ее губительное воздействие на организм человека. В полной мере осознавая угрозы фашизма, в условиях попыток запрещения квантовой физики и теории относительности выдающиеся немецкие физики продемонстрировали свои возможности, создав радарную защиту и атомную бомбу. Широко известен призыв Эйнштейна отказаться от использования атомного оружия, однако он не возымел действия: в августе 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы. Последующая гонка вооружений поставила человечество перед угрозой атомного уничтожения.

    Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тенденций, в рамках которых признаются врожденными многие отрицательные черты человека — насилие, агрессия, угроза, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто были основанием для проявления расизма и геноцида.

    На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Некоторые из них вызваны отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания лишается индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.

    Особое место занимают этические проблемы, обусловленные увеличением технизации медицины и появлением принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время вырабатываются основные критерии, допускающие экспериментирование на человеке. Исследователь биоэтики Б. Юдин обратил внимание на то, что современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда последствия достижений НТП непрогнозируемы. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его физическому и психическому здоровью. Стрессовые нагрузки, воздействие канцерогенов, засорение окружающей среды трансформируют человека, разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Этические проблемы касаются и самого субъекта ответственности. Актуальной должна стать практика этической экспертизы в медицине. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации взаимодействия «врач — пациент», области трансплантации органов, области лекарственных препаратов и технологических новаций.

    Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась авнгардом научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она предоставляет возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его, что считается позитивным при лечении ряда наследственных болезней. Однако возникает соблазн планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями, и результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

    Проблемы манипуляции над человеческой психикой,воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые, оказывая слабые электрические воздействия, препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

    Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки, будут способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Ученый должен осознавать свою ответственность за судьбу человечества.

    Острой проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создание искусственным путем первого млекопитающего, полученного из соматической клетки, овечки Долли — феномен, потрясший воображение всего современного человечества. Заметим, что соматической называется любая клетка взрослого организма, которая несет в себе набор наследственного вещества. Половые клетки имеют половинный набор генов, поэтому при зачатии отцовская и материнская половины соединяются в единый новый организм.

    Термин «клонирование» (от древнегреч. к!оп — побег, черенок) всегда имел отношение к процессам вегетативного размножения и в этом своем качестве был достаточно хорошо известен (клонирование растений черенками, почками, клубнями в сельском хозяйстве). Живые организмы, например амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клетки, которые называются клонами. Клетки живого организма прошли специализацию и дифференциацию, поэтому клетка печени, к примеру, отличается от нервной клетки. Более того, в одних клетках включены и работают одни гены, в других — другие. Специализированные клетки организма теряют свою многовариантность. Существуют так называемые стволовые клетки, которые находятся на ранней стадии дифференци- ровки и могут давать начало разным типам клеток. Поэтому для клонирования существенно важно получить недифференцированные клетки, которые могли бы размножаться, жить в пробирке и быть в любое удобное время пересажены животному-реципиенту. В стволовые клетки могут быть пересажены разные гены, измененные в нужной комбинации, после чего будут выращены организмы «с заказанным генотипом».

    В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсационное воспроизведение млекопитающего приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема возможности экспериментов клонирования над человеком. До тех пор пока речь шла о клонировании для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подобным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человеческого существа, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта