кандидат.экзамену по философии 2022. Философия науки
Скачать 0.53 Mb.
|
11) Формы познавательной деятельности человека: чувственность, интуиция, интеллект.Познавательное отношение человека к миру реализуется в разных формах и носит культурно-исторический характер. К основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное познание, мифологическое, художественно-образное (через искусство), религиозное, философское, научное. Уже на ранних этапах развития человечества существовало обыденно-практическое познание. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Обыденное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания и является базовым. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика – нерасчлененность на субъект и объект, синкретизм, т.е. целостное видение мира. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.В рамках мифологии зарождалась художественно-образная форма познания, наиболее развитая в искусстве, которое хотя специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественное познание впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, и в первую очередь – в философии искусства Шеллинга. Искусству доступно то, что недоступно науке – человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Древнейшими формами познания, генетически связанными с мифологией, являются религиозное и философское познание. Современные исследователи религиозного познания отмечают, что до сих пор существует мнение, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Религиозное знание отличается от других видов знания (прежде всего научного), во-первых, своим основным содержанием, во-вторых, формой, средствами постижения этого содержания.Содержанием религиозного познания является познание Бога. Существует неразрывная связь религиозной веры и познания: сколь бы ни была эмоциональна вера, она основывается на знании, имеет предпосылкой знание, познание пронизывает веру, познание венчает процесс религиозного верования. Религиозная вера – это непосредственное знание о Боге, полученное при встрече в опыте-общении. Через религиозный опыт в глубины сознания проникает сознание мира и реальность Бога. Одним из важнейших феноменов религиозного познания является сердце. Это не физиологическое всем известное сердце, а "сердце", близкое к понятию "душа". Через него и благодаря ему проявляется духовный мир верующего человека, осуществляется связь с другими людьми, с обществом, природой, Богом.Совместимость религиозной веры и естественно-научных исследований, опирающихся на рациональность естествознания, доказывает также творчество многих естествоиспытателей: И. Ньютона, Г. Менделя, В. Ф. Войно-Ясенецкого, Тейяра де Шардена и др., "так что ни теоретически, ни практически нельзя оправдать утверждение воинствующих атеистов, будто разум и вера, наука и религия несовместимы". Особенности философского познания вытекают из специфики философии как формы духовного освоения действительности.Философия – это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-рациональном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить глубокое единство мира.Философское познание содержит в себе духовно-практические ориентиры. Философия должна пытаться давать ответы на вопросы, а лучше – должна давать путь к ответам на вопросы о смысле жизни, смысле любви, возможности счастья, добре и зле, смысле творчества, природе человека и общества в целом, месте человека в мироздании. Таким образом, как отмечают современные мыслители, – философия выполняет существенную и несуетную задачу – она открывает путь к пониманию человеком смысла истории и к самоопределению себя в ней.Философское познание выражает ценностные основания человеческого существования. Научное познание стремится вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Отсюда следуют ориентация научного познания на объективность и устранение, по возможности, всех субъективистских моментов.Целью и высшей ценностью научного познания является поиск объективной истины, постигаемой преимущественно рациональными средствами и методами. Его задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть.Научное познание характеризуется строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов, хотя в процессе научного познания выдвигается немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.В гносеологическом плане научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм. Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Познание мира осуществляется человеком при помощи чувств и при помощи разума. Эти ступени познаниявзаимосвязаны, взаимообусловлены, не существуют в отрыве друг от друга, но каждый из них имеет свою специфику. Чувственное познаниеиграет важнейшую роль в познании: оно непосредственно связывает человека с миром, раскрывает внешние стороны предметов и процессов. Благодаря работе органов чувств человек получает информацию о внешнем мире и о состоянии своего организма. Чувственное познание осуществляется в форме ощущения, восприятия, представления. Ощущение– отражение отдельных свойств предметов и явлений в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Основными ощущениями являются зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Благодаря согласованной работе органов чувств складывается восприятие– целостный чувственный образ предмета, воздействующего на органы чувств человека, включающий в себя всю совокупность его свойств, отражаемых в ощущениях. Впечатление от воспринимаемого предмета сохраняется в памяти, таким образом формируется представление–чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.Представление включает в себя воображение, так как человек может представить и те предметы, которые не воспринимал в действительности, но о которых слышал, читал, что очень важно для формирования творческих способностей. Представление содержит элементы обобщения, так как сохраняются важнейшие свойства предмета, а детали утрачиваются, стираются.Несмотря на важную роль чувственного познания, его возможности ограничены. С его помощью человек не может раскрыть сущность явлений, процессов, закономерности их развития. Эти задачи человек решает, используя свою способность мыслить. Основные мыслительные операции – сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование. В результате этих операций формируется понятие. Понятие– форма мысли, в которой предметы или явления отражаются в их общих существенных признаках. Сопоставляя отдельные предметы, человек обнаруживает их сходство и различие и выделяет те свойства, которые позволяют объединить их в общий класс предметов, абстрагируясь от всех свойств, которые в данном случае являются второстепенными. Внешней материальной формой выражения понятия является слово или словосочетание («дом», «вещество», «человек», «элементарная частица» и т.п.).Каждое понятие в нашем сознании находится в определенной связи с другими понятиями. Так возникает суждение– форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. В отличие от понятий, в которых отображается совокупность существенных свойств предметов, суждения отражают связи и отношения между вещами и внутри самих вещей, между вещами и их свойствами. Суждения выражаются в предложениях, например: «Платон – великий древнегреческий философ», «материализм не отрицает познаваемости мира» и т.д.Из одного или нескольких суждений по определенным логическим правилам можно вывести новое знание – умозаключение. Например: «Студенты, окончившие технический университет, могут работать инженерами. Смирнов окончил ВоГТУ. Следовательно, Смирнов может работать инженером».В истории философии имели место различные подходы к решению этого вопроса. С точки зрения сенсуализма(Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Беркли, А. Фейербах) решающая роль принадлежит чувственному опыту, и рациональное познание не прибавляет ничего существенного к нашим знаниям. С точки зрения философов-рационалистов(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель) человек получает истинное знание благодаря разуму. С точки зрения современной науки и философии чувственное и рациональное познание неразрывно связаны, взаимообусловлены, нельзя ни преувеличивать, ни недооценивать их роль. Чувственное познание возникает раньше в процессе антропогенеза и является решающим на начальных этапах жизни отдельного человека. Но в ходе усложнения практических задач, решаемых человеком и обществом, возникает необходимость в переходе от усвоения внешних связей к познанию внутренних, причинных, что дает рациональное познание. Рациональное познание невозможно без чувственного, посредством которого человек получает информацию. Таким образом, чувственное познание выступает исходным моментом развития абстрактного мышления. В то же время абстрактное мышление накладывает отпечаток на чувственное познание, участвуя в создании чувственного образа. Человек, воспринимая предметы, соотносит их образы с теми знаниями, которые были получены рационально на предшествующих этапах познания.Необходимо отметить, что само традиционное «ступенчатое» деление познания на чувственное и абстрактное является достаточно грубой и приблизительной абстракцией. В реальном познании имеет место не столько ступенчатость и поэтапность, сколько взаимодополнительность, органическое слияние непосредственных и опосредованных, знаковых и образных, логических и интуитивных компонентов в различных равноценных формах познания. Наряду с рассмотрением чувственных и рациональных моментов познания, философия анализирует иррациональные формы познания, среди которых важное место занимает интуиция. Интуиции уделяли большое внимание философы прошлого (Р. Декарт, А Бергсон, Э. Гуссерль, М. Шелер и др.), о наличии способности человека к интуиции говорят многие выдающиеся мыслители нашего времени (Л. де Бройль, А. Эйнштейн и др.).Интуиция понимается как форма непосредственного получения знания без его логического выведения и доказательств, путем целостного схватывания ситуации.Современная философия объясняет интуицию в рамках теории бессознательного, рассматривая ее как направляемую осознаваемой познавательной задачей активность бессознательного. Интуиция является связующим звеном между бессознательным и сознанием, сама не осознается, но приводит к переходу бессознательного психического в сознание. Наиболее ярко интуиция проявляется тогда, когда возникает актуальная познавательная задача, решение которой требует большого опыта, глубоких знаний, огромного напряжения физических и духовных сил.В истории философии имело место условное разделение интуиции на чувственную и рациональную. Чувственная интуиция представляет собой определенное эмоциональное состояние без ярко выраженного предметного его содержания, выступает в форме предчувствия. Рациональная интуиция является продолжением чувственной, характеризуется появлением четкого предметного содержания, проявляется как предвидение. Интуиция свойственна каждому человеку, но проявляется по-разному, в зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей и задач, условий, в которых находится человек. У одних людей интуиция проявляется при решении повседневных бытовых вопросов, у других – в открытиях, изобретениях, – это творческая интуиция. В научном и художественном творчестве известно множество примеров интуитивного озарения, мгновенного схватывания сути открытия или идеи произведения (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, скрипичная соната «Дьявольские трели» Д. Тартини и др.). Чем тоньше психофизиологическая организация личности, чем устойчивее интересы, опыт и знания, чем актуальней задачи, которые необходимо решить, тем адекватней интуиция данной личности.Нельзя недооценивать роль бессознательных, интуитивных моментов в познании человеком мира. В то же время, необходимо отметить, что интуиция не противоположна интеллекту, они являются взаимосвязанными сторонами единого целостного познавательного процесса. |