кандидат.экзамену по философии 2022. Философия науки
Скачать 0.53 Mb.
|
10) Познание как философская проблема.Познание и практика. Истина и ее критерия.Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний. Гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности, источниках и методах познания, о путях постижения и критериях истины.Философская теория познания рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека, безотносительно к тому, к какому виду относится познание (научное, повседневное, художественное), кто является субъектом познания (отдельный индивид, коллектив людей). Результатом процесса познания являются знания. Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаковых системах. Знание, с одной стороны, представляет собой отражение действительности в сознании человека в виде идеальных образов - представлений, понятий, теорий, а с другой – является основой для социальной практики.Элементарные представления о мире, обусловленные биологическими закономерностями, присущи и высшим животным, для которых они являются необходимым фактором формирования их поведения. Человеческое знание носит принципиально иной характер, оно социально по своей природе.Знания могут выступать в различных формах.Исторически первыми его формами было знание мифологическое и религиозное, которые отражали мир в эмоционально-образной форме. Обыденное знание основано на жизненном опыте. Оно является ориентиром повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с окружающим миром и выступает в качестве основы всех остальных форм знания. Обыденное знание выражается в повседневной речи людей. Научное знание отличается объективностью, достоверностью, обоснованностью и системностью. Научное знание выражается в системе понятий (терминов) той или иной науки и включаются в состав научных теорий. Философское знание основано на теоретических построениях, его отличительными чертами являются обобщенность, логичность, наличие альтернативных точек зрения. Философское знание выражается в системе философских категорий. Художественное знание характеризуется эмоционально-образным отображением действительности, оно направлено на удовлетворение эстетических потребностей людей. Художественное знание отражает способность человека к образному мышлению и творческому воображению; оно выражается в художественных образах и наиболее ярко проявляется в искусстве. Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание бывает: 1)чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств); 2)логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Важнейшие формы практики:материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);социальное действие (преобразование общественного бытия);научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира). Основные функции практики в процессе познания: – практика – основа познания, его движущая сила; – практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; – практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей; – практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она: – указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества; – изменяет окружающие вещи; – выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному. Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания. Существуют различные трактовки понятия «истина»: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство самосогласованности знаний; полезность полученного знания для практики. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами. Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п. Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания. ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫ: Соответствие законам логики. Соответствие ранее открытым законам той или иной науки. Соответствие фундаментальным законам. Простота, экономичность формы. Практика. Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний. |