Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторические этапы развития науки.

  • Научные картины мира и их виды

  • Научные революции в истории науки.

  • Научное и псевдонаучное знание. Специфика научного знания.

  • Структура научного знания.

  • Типы научной рациональности.

  • Концепции истины в науке.

  • 1. Наука как система знаний и как социальный институт.. История и онтология вопросы (1). Наука как система знаний и как социальный институт


    Скачать 480.64 Kb.
    НазваниеНаука как система знаний и как социальный институт
    Анкор1. Наука как система знаний и как социальный институт
    Дата15.01.2023
    Размер480.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория и онтология вопросы (1).docx
    ТипДокументы
    #887554
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5




    1. Наука как система знаний и как социальный институт.

    В широком смысле слова знание – это информация (сведения), полученная об объекте познания; способ фиксирования, хранения и использования информации. Но знание и информация не тождественные понятия. Сама по себе информация еще не есть знание. Для того чтобы стать знанием, информация должна стать фактом сознания, субъективирована, т.е. усвоена, осознана субъектом. В философии (гносеологии) дается следующее его определение. Знание есть «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий»2, фиксируемое в форме знаков естественного и искусственного языков.

    Существует множество видов знания: обыденные (житейские), художественные, научные, религиозные, мифологические и др.; их можно также классифицировать по сравнению с научными как донаучные, ненаучные, вненаучные, антинаучные, лженаучные и т.п. Чтобы стать научными, знания должны удовлетворять многим требованиям, соответствовать определенным критериям. «Критерии научности – это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания». К числу важнейших критериев научности знания относят: рациональность, истинность (достоверность), системность, непротиворечивость, доказательность, проверяемость (верифицируемость), общезначимость и др.

    Наука – это один из социальных институтов, появление которого было вызвано потребностью в получении истинных знаний, обосновании любой деятельности, особенно педагогической. Зарождение научной деятельности и ее бурное развитие стало возможным в результате начала технического прогресса. Те средства, которые человек смог изобрести, позволяют делать все больше открытий в разных областях. Главная задача науки – фиксировать и оформлять данные открытия, проверять их с помощью различных средств.

    Наука как социальный институт представляет собой совокупность различных организаций и людей, подчиненных общей цели познания окружающего мира. Это одна из самых молодых областей человеческой деятельности. Узнаем, какими признаками она характеризуется и какие функции в обществе выполняет.

    Толчком для начала научной деятельности стал технический прогресс, который позволил использовать новые средства, открывать то, что до этого было недоступно для человека. Например, начать изучение космоса, строение мельчайших частиц – атомов.


    1. Исторические этапы развития науки.

    1. Античный этап развития науки.

    В эпохи древних цивилизаций (Китай, Индия, Шумеры, Африка, Америка) приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Улавливали очень разные взаимодействия в астрономии. Обрабатывались в математических таблицах знания прикладного характера, накапливались рецептурные знания об изготовлении различных технических устройств.

    Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит не было науки. Изучались то, с чем человек сталкивался в своей повседневной практике это накапливалось. Геометрия - измерения земельных участков. Торговля - арифметика.

    2. Средневековый этап развития науки.

    Приходят феодальные порядки, они меняют уклад жизни, духовные ценности, способы государственного правления и формируются две великие мировые религии (взамен многобожия): христианство и ислам. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии. Вера взяла реванш авторитета над доказательством (веры над разумом). С 5 по 15 века - практически тысячелетии (450-1440). Достижения в математике: создали основы арифметики на основе индийских чисел (натуральный ряд и ноль), а мы твердим, что они арабские; разработка начал алгебры (автор Альхарезми трактат «аль джебер...» перешло в «алгебра»), создали основы тригонометрии. Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков. В химии: совершенствование опытов в области парфюмерии, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта.

    3. Классический этап развития науки 16-18 века.

    Особенности классического этапа науки.

    1. На основе методологии экспериментальных исследований сформировалось аналитическое естествознание с входящими в него точными дисциплинами (например, в физике выделилась механика, оптика и т.п.).

    2. Стремление учёных к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде и отражающей неизменный мир.

    3. Стремление расчленить природу на отдельные участки и подвергнуть анализу каждые из них в отдельности сформировала в науке того времени характерную методологическую установку.

    4. Признание независимости друг от друга субъекта и объекта познания, абсолютизация на этой основе объективности научного знания, в принципе исключающего какие-либо субъективные факторы.

    4. Неклассический этап развития науки.

    К концу 19 века учёные были убеждены, что физическая картина мира почти построена и осталось уточнить только некоторые детали. Она основывалась на положениях классической механики и законах электромагнитных явлений (обе слабо связаны). Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые не вписывались ни в механическую картину мира, ни в электромагнитную теорию Максвелла. Множество теоретических противоречий доказывали, что не решить с помощью этих теорий. Неклассический этап в историческом познании мира связан с переходом от аналитической (преобладала дифференциация) стадии научного познания к синтетической (усиление процессов интеграции). Междисциплинарные исследования - биохимия, геофизика, ...

    5. Постнеклассический этап развития науки.

    К середине 20 века, к 50 гадам произошло срастание науки с техническим прогрессом, что открыло эпоху научно-технической революции (НТР).

    Научно-техническая революция (НТР) - это качественное изменение (скачок) в развитии науки, техники и материального производства, при котором наука превращается в ведущий фактор технического и социального прогресса, подготовивший общество во вступление в пост индустриальную (информационную) фазу своего развития. Считается, что исторической точкой отсчёта НТР является возникновение в начале 50-х годов кибернетики.

    7. Наука современного периода.

    Характерные особенности (развития) науки на современном этапе её развития

    1. Компьютеризация науки - это революция в области получения, хранения, обработки и передачи знания, в первую очередь различного рода научной информации.

    2. Глубокие интеграционные процессы, которыми охвачена вся система современного развивающегося знания.

    3. Интенсивное развитие молекулярной биологии и генетики. Технологии клонирования, конструирования новых генов (производство всего в больших количествах).

    4. Прогресс в области химии. Внедрении в область химических исследований эволюционных идей, появление нового направления - эволюционная химия. Самопроизвольный переход низших химических соединений к высшим, а далее к жизни.


    1. Научные картины мира и их виды

    Научная картина мира (далее НКМ) — важное основополагающее понятие в философии науки. Особая форма систематизации знаний. Синтез самых разных теорий. НКМ это образ системных и структурных понятий, понимания и принципов науки на всех исторических этапах. НКМ существует как сложная система, включающая в себя общенаучную картину мира и картины мира других наук. В свою очередь картины мира других наук собирают в себя другие различные концепции и теории. Основные формы НКМ:

    ‒ Общенаучная картина мира — целостная система объединенных представлений о закономерностях и свойствах действительности, которая была построена в результате обобщения и синтеза основных знаний, полученных в разных науках на различных стадиях их развития. В этом же значении трактуются такие термины как «видение мира», «модель мира» и «образ мира», которые характеризуют целостность научно-ориентированного мировоздания.

    ‒ Естественнонаучная и социальная картины мира — комплекс пониманий о природе и обществе, синтез достижения естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целого образа мира на основе научных онтологий, естественно включающих представления о природе и обществе.

    ‒ Специальные научные картины мира — порядок представлений о предметах отдельных наук, например физическая картина мира или техническая картина мира. Специальная научная картина создает полный образ предмета научного исследования в его главных системных и структурных характеристиках с помощью базовых понятий, представлений и принципов. В данной научной картине понятие «мир» наделяется другим смыслом, специфичным, не означая мир в целом, а имея в виду предметную область какой-либо науки.


    1. Научные революции в истории науки.

    История науки сегодня неразрывно связана с научными революциями. Экстравагантная точка зрения на природу и характер научных революций разработана К. Поппером: ее называют концепцией перманентной революции. Слово «революция» означает переворот. В истории развития науки вообще и естествознания в частности выделяются три научных революции или другими словами три радикальных смены научных картин мира: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

    Первая научная революция (VI – IV вв. до н.э.) – означает появление на свет самой науки, точнее древней науки или натурфилософии – общей науки о мире, учения, объединяющим знания человека об объективном мире и о самом себе. Исторический смысл этой революции заключается в том, что науку стали отличать от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука была осознана в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля, он создал формальную логику или учение о доказательстве, утвердил так называемый канон организации научного исследования, отделил науки о природе от метафизики (философии) и математики. Заданные Аристотелем нормы научности знания, пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет.

    Вторая глобальная научная революция (XVI – XVII вв.) – связана с переходом от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, т. е. сменой научной картины мира и становлением классического естествознания. Классиками естествознания признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Принципиальные отличия созданной науки от античной были в следующем: естествознание заговорило языком математики; наука нашла опору в методах экспериментального исследования явлений, античные представления о космосе сменились концепцией бесконечной вечно существующей Вселенной; механика становится доминантой всего науки и как следствие, создается механическая картина мира; сформировался идеал научного знания – абсолютно истинная картина природы на базе экспериментально – математического естествознания.

    Третья научная революция(на рубеже XIX – XX вв.) – в этот период последовала серия открытий в физике: электрона, радиоактивности, строения атома и т.д. Новой парадигмой научного знания становится теория относительности как новая теория пространства, времени и тяготения и квантовая механика с вероятностным характером законов микромира и корпускулярно-волновым дуализмом в фундаменте материи. Эйнштейновский переворот означал отказ от всякого рода центризма вообще: все системы отсчета равноправны. Стало ясно, что единственно верную и абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда. Любая из научных картин мира может обладать лишь относительной истинностью.


    1. Научное и псевдонаучное знание. Специфика научного знания.

    Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

    Псевдонаука, лженаука — деятельность или учение, представляемые сторонниками как научные, но по сути таковыми не являющиеся.

    Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и другими видами имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Всякая деятельность включает в себя такие компоненты, как субъект, объект, предмет, цель, средства, результат деятельности. Специфика научного познания заключается в том, что важнейшей целью и результатом (продуктом) такой формы познавательной деятельности является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.


    1. Структура научного знания.

    В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

    На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер.

    Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.

    Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. К методам теоретического исследования относят:

    - формализацию;

    - аксиоматический метод;

    - гипотетико-дедуктивныи метод;

    - восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.


    1. Типы научной рациональности.

    Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Три крупные стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности.

    Классический тип научной рациональности начинается с Реформации. Мартин Лютер и Кальвин в 16 веке заявили, что человек может обращаться к Богу непосредственно, освобождая человека от контроля церкви. Свобода - одна из характерных черт новоевропейского мышления, науки. Наука превратилась из доктрины в автономный поиск истины. Классический тип научной рациональности (XVII - первая половина XIX в.в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.

    Неклассический тип. Становление этого периода связано с квантово-релятивистской революцией: квантовая механика, специальная теория относительности. Изменилось отношение к субъекту познания, который рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него. Неклассическая наука указывает на неустранимое участие субъекта, которое приводит к познанию среза, заданного через призму субъектов

    Постнеклассический тип рациональности . Специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы. В результате усиливаются процессы взаимодействия картин реальности, формирующихся в различных науках. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира. Объектами междисциплинарных исследований становятся открытые, саморазвивающиеся системы. Саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний.


    1. Концепции истины в науке.

    Теория концептуальной трансдукции позволяет дать четкое представление о природе науки и истины. Каждый цикл трансдукции приводит к двум эффектам. Одна часть знания выбраковывается, а другая, наоборот, утверждается, причем становится незыблемой. В науке наиболее энергично используются три концепции истины, а именно корреспондентная (семантическая), когерентная и прагматическая. В историческом плане первенство принадлежит корреспондентной истине.

    Соответствие высказывания фактам часто называют корреспонденцией, поэтому речь идет о корреспондентной концепции истины. Концепция истины встречается со значительной трудностью, дело в том, что факты сами нуждаются в истолковании посредством истинных предложений. В результате при определении истинных предложений посредством указания на факты получается логический круг, что недопустимо.

    В стремлении преодолеть трудности корреспондентной концепции истины стали обращаться к когерентной концепции. На первый взгляд когерентная концепция истины близка к тому определению истины, которое основывается на теории концептуальной транс- дукции. В соответствии с последней, истинным считается любой фрагмент знания, который входит в состав обновленного интерпретационного ряда теорий, т.е. обновленной дисциплины. Сторонники когерентной концепции истины рассматривают истинное знание как включенное в некоторое обширное целое.

    Основателями прагматической философии Ч. Пирсом и У. Джеймсом был поднят вопрос о прагматической истине. Широкую известность приобрело понимание истины Джеймсом как того, что полезно. «Мысль “истинна” постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни». Мысли и высказывания, которые ведут к этому результату, как раз и признаются прагматистами истинными. Об аксиологических науках прагматисты рассуждают вполне последовательно: именно в них актуален принцип эффективности, а это означает, что и истина должна определяться в соответствии с ним. Необходимо, однако, отметить, что эффективность имеет смысл лишь в составе соответствующей аксиологической науки, например, экономики или техникологии.


    1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта