Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы памятников культуры: поселенческие погребальные

  • Материальная культура

  • Б) типы жилищ и традиции домостроительства

  • В) хозяйственная специализация населения (на основе анализа находок)

  • Г) торгово-ремесленные занятия населения

  • Д) основные маркеры культуры (присущие только для нее)

  • 5. Духовная культура

  • Рыбноозерская культура

  • ямочно-гребенчатой керамикой

  • Конспект. Название культуры, история открытия и изучения арх. Памятников


    Скачать 22.52 Kb.
    НазваниеНазвание культуры, история открытия и изучения арх. Памятников
    АнкорКонспект
    Дата21.04.2023
    Размер22.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4.11.docx
    ТипДокументы
    #1079405

    Задание на 4.11.

    Лузин Егор Валентинович, группа 2205.

    Рязано-долговская культура

    1. Название культуры, история открытия и изучения арх. Памятников:

    Рязано-долговская культура. А.Т.Синюк в 1978, 1986 году определена данная культура, лучше всего представленная по нижним слоям стоянки Долгое, с помощью которых можно прекрасно проиллюстрировать картину развития керамической традиции данной культуры. Многолетние полевые изыскания на Дону проводились В.П. Левенком и А.Т. Синюком, а еще раньше М.Е. Фосс исследовала стоянку Подзорово 

    1. Датировка культуры и территория её распространения (привязка памятников к речным бассейнам и ареалам распространения памятников на территории конкретных областей России или других современных государств):

    Эпоха Позднего Неолита. Около 36-22 вв. до новой эры. Культура распространяется на территории Среднего Дона Носители культуры пришли со стороны Рязани. Это были переселенцы из волго-окского междуречья, имевшие финно-угорские корни. Культура эта получила название «рязанско-долговская» (по стоянкам по Оке на Рязанщине и селу Долгое на Верхнем Дону в Липецкой области).

    1. Типы памятников культуры: поселенческие погребальные:

    Опорным памятником данной культуры является Долговское поседение (поселенческие). Так же есть стоянка Университетская III.

    1. Материальная культура:

    А) керамический комплекс: Рязанцы принесли с собой новые традиции в формах и орнаментации керамики. Форма этих сосудов напоминает перевернутый колокол, а орнаменты представляют собой ямки, которыми покрыта вся поверхность. Ряды ямок часто разделялись оттисками расчески (гребенки). Эти оттиски создают горизонтальные линии, или геометрические узоры. Такой орнамент называется ямочно-гребенчатым. Распространяется гребенчатый орнамент, свидетельство влияния пришлых племен. В форме сосудов тоже новшества - горшки с сужающимся верхом яйцевидной формы. Короткое описание. Остродонные сосуды орнаментированы ямками разной формы, разделенными поясами косых гребенчатых отпечатков, под венчиком встречаются жемчужины. Для керамики верхнего яруса II горизонта характерно заглаживание поверхности и геометризация узоров.

    Б) типы жилищ и традиции домостроительства: Исследованные поселения относятся к разряду сезонных стоянок, на которых не обнаружено долговременных жилищ, что свидетельствует о полукочевом образе жизни

    В) хозяйственная специализация населения (на основе анализа находок): Рязанско-долговцы были, главным образом, охотниками на крупных зверей - медведей, лосей, оленей. Поэтому в их каменном инвентаре много наконечников копий, дротиков, крупных наконечников стрел. Ничего подобного не было в местной среднедонской культуре.

    Г) торгово-ремесленные занятия населения: Рязанцы принесли в Донскую лесостепь свои лесные индустрии. Появляются орудия для обработки дерева - топоры, долота, тесла, в большом количестве орудия рыболовства: костяные гарпуны, крючки для ловли крупной рыбы. Производство орудий труда и оружия. Каменный инвентарь отличается массивностью. А кремневых пластин, которыми ярко характеризуется среднедонская неолитическая культура, мало.

    Д) основные маркеры культуры (присущие только для нее): Сосуды второй группы тонкостенные, с примесью мелкого песка диаметром около 20 см, орнамент типичный - ямки в сочетании с оттисками гребенки, "жемчужины" под краем, орнаментированный срез. Ямки имеют разную форму и нанесены в "отступающей" или скорописной манере, что указывает на сходство с первой группой. Третья группа сосудов приурочена к среднему слою. Они содержат примесь песка, поверхность штрихована, в орнаменте накольчатые и округло-ямочные элементы. При изменениях керамики типы орудий остаются стабильными. По мнению исследователя, материалы фиксируют проникновение в позднем неолите в Среднее Подонье белевско-деснинских племен. Данное разделение с рядом внешних характеристик индивидуально. Это и есть основные маркеры кульутры.

    5. Духовная культура:

    А) погребальный обряд: В погребальном обряде нашло отражение особое положение мастеров. Они опознаются по производственному инвентарю. Особенно часто встречаются захоронения мастеров - изготовителей стрел, есть погребения кузнецов-литейщиков. Однако полукочевой образ жизни свидетельствует о скудном количестве погребений в одном месте.

    Б) предметы искусства: Местные племена Средне-Донской неолитической культуры и пришедшие Рязано-долговцы жили мирно. На керамике появляется смешанный орнамент в виде комбинаций местного накольчатого и пришлого ямочного орнаментов.

    Рыбноозерская культура

    1. Название культуры, история открытия и изучения арх. Памятников:

    Рыбноозерская культура. Выделена воронежским археологом А. Т. Синюком в 1970-х гг.

    1. Датировка культуры и территория её распространения (привязка памятников к речным бассейнам и ареалам распространения памятников на территории конкретных областей России или других современных государств): 25-22 вв. до новой эры. Культура распространялась на Среднем Дону Воронежской и Липецкой областей.

    2. Типы памятников культуры: поселенческие погребальные: Опорный памятник – стоянка Становая Ряса (поселенческий). поселения относятся к разряду сезонных стоянок, на которых не обнаружено долговременных жилищ, что свидетельствует о полукочевом образе жизни. Отсюда следует редкость погребального материала.



    1. Материальная культура:

    А) керамический комплекс: Заменила и ассимилировала носителей Рязанско-Долговской культуры. Рыболовы лишь видоизменили предшествующую культуру, но не кардинально. Керамический комплекс остался. Краткая характеристика: баночной формы с плоским либо округлоконич. дном, содержащими в глиняном тесте примесь шамота и бурой крошки. Поверхность сосудов тщательно заглажена и орнаментирована рядами накольчатых вдавлений, образующих и сложные узоры в виде треугольников, пересекающихся линий, заштрихованных зон. Ямочно-гребенчатая керамика.

    Б) типы жилищ и традиции домостроительства: Исследованные поселения, как и в первой культуре, относятся к разряду сезонных стоянок, на которых не обнаружено долговременных жилищ, что свидетельствует о полукочевом образе жизни

    В) хозяйственная специализация населения (на основе анализа находок): Во второй половине III тысячелетия до н.э. на Средний Дон приходит волна рыболовов. У них рыболовство стояло на первом месте и составляло основу хозяйства. На стоянках множество гарпунов и крючков. Скотоводы энеолита господствовали на южных территориях Среднего Дона, а рыбноозерцы на севере. То есть каждый пришелец занял свою экологическую зону, удобную ему для ведения хозяйства.

    Г) торгово-ремесленные занятия населения: Кажется, целесообразным отказаться от разделения неолита с ямочно-гребенчатой керамикой в лесостепной зоне на разные культуры, а напротив, объединить их в единую лесостепную культуру, выделив в ней различные варианты и хронологические этапы, поскольку в ее основе заложена сумма различных этносов и культурных традиций. Поэтому повторимся с предыдущей характеристикой о торгово-ремесленных занятиях. Просто дополним рыболовство как преобладающий вид добычи пищи и последующие вытекающие потребности в производстве орудий труда.

    Д) основные маркеры культуры (присущие только для нее): Появление новых пришельцев рыболовов привело к появлению новых традиций в керамике. Орнамент преобладает гребенчатый. Ямки наносятся, но редко. Эта лесная «рыболовная» культура получила название «рыбноозерская» по местечку Рыбное Озеро на притоке Воронежа р. Матыра. В кремневом инвентаре памятников с ямочно-гребенчатой керамикой лесостепи много сходных форм - ромбические, треугольные и листовидные наконечники стрел и копий. Другие изделия свидетельствуют о влиянии со стороны днепро-донецкой культурной общности (пластинчатые треугольные наконечники стрел с прямым основанием и ретушью по краю, трапеции). Возможно и механическое смешение материалов, поскольку последние характерны скорее для западных и южных областей. Отражают материалы памятников со смешанным культурным слоем.

     

    5. Духовная культура:

    А) погребальный обряд: В погребальном обряде нашло отражение особое положение мастеров. Сходство с названной ранее культурой. Они опознаются по производственному инвентарю. Особенно часто встречаются захоронения мастеров - изготовителей стрел, есть погребения кузнецов-литейщиков. Многие пришельцы ввиду смешанности культур могли иметь различные погребальные обряды. Отсюда их разнообразие и фактическая редкость.

    Б) предметы искусства: Сосуды с тщательно заглаженной и орнаментированными рядами накольчатых вдавлений, образующих и сложные узоры в виде треугольников, пересекающихся линий, заштрихованных зон.


    написать администратору сайта