|
таб. Название метода
Автор
| Название метода
| Сущность
| Ю. К. Бабанского – автора классификации, разработаннойна основе целостного подхода к процессу обучения
| При целостном подходе необходимо выделить три группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
| Словесные методы.
Наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной ин формации).
Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект).
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления).
Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
| 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
| Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению
| 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
| Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников получения обратной связи во время учебного процесса – устных, письменных и лабораторно-практических.
Методы устного контроля и самоконтроля
Методы письменного контроля и самоконтроля
Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
| Целостный подход к методам обучения. Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая ни одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.
| Борис Михайлович Неменский
| Принцип освоения вживанием
1. Метод поэтапных открытий.
|
Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповторимость их. Постепенное, неспешное, медленное «втягивание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие – новое слово-настроение.
| 2. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии.
| Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу – и все на одну тему. Цель здесь – единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.
| 3. Обобщающие занятия:
| задача их – сознание целостности изучавшейся темы, перевод ее на новый обобщенный уровень осознания. Обобщенное занятие – вершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня, создание ситуации успеха – «Я могу!».
| 4. Метод широких ассоциаций:
| возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное – не реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фантазии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явлений, совсем не похожих на первый взгляд, улавливают художники и дети. Их роднит ассоциативность мышления – способность видеть связи и исходные черты в вещах и явлениях, как будто несопоставимых.
| Принцип постоянства связи с жизнью
1. Метод привлечения
|
в беседах с детьми, во время организации совместной игровой деятельности личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей и воспитателей – актуализация и активизация этого опыта для освоения темы беседы, игровой деятельности.
| 2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
| Этот метод выражен в форме «домашних заданий», коллективных творческих заданий во время занятий в группе. Детям интереснее работать над творческим заданием с продолжением. Так вырабатывается эстетическое отношение к действительности и самому себе, своим способностям и возможностям. Эстетическое отношение к миру – это такое отношение, при котором повседневный жизненный опыт может стать источником художественно-эстетических замыслов, это отношение, которое лежит в основе искусства и художественного творчества. Это отношение, направленное на гармонизацию мира и себя в мире.
| 3. Метод отчетных занятий перед родителями и всеми желающими:
| будет лучше, если такие встречи-отчеты будут проводить сами дети (особенно в старших группах). Это может быть встреча-представление, встреча-путешествие, встреча-сказка, театральная постановка, устный журнал и т.д. Здесь дети демонстрируют то, что они умеют, чему научились за определенный отрезок времени.
|
| Принцип опоры на апогей в искусстве
Любое явление необходимо осознать в чистоте его проявления, в «пике», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, связанном, переплетенным с другими явлениями. Например, натюрморт или портрет в реальном искусстве существуют, часто переплетаясь с бытовым жанром или пейзажем и т.д. Но показать их, чтобы ребенок уяснил отличие, уяснил специфику, необходимо не в сложно связанных, а в очищенных от связей произведениях - в апогее явления.
| 1. Работа с отдельными произведениями искусства:
| имеется в виду работа с жанрами в искусстве, которые предъявляются детям в чистом виде, а на обобщающей беседе дети «собирают» специфические отличительные их признаки (так мы знакомим с жанрами в литературе – стихотворение, рассказ, быль, былина и т.д.; в музыке – песня, мелодия, частушка, хороводная и т.д.; в живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, марина, бытовая картина и т.д.).
| 2. Работа с языком искусства:
| в искусстве есть закон моноканалъности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства «говорит» с нами на своем особом, специфическом для данного вида искусства «языке», не переводимым на язык другого вида искусства (невозможно, например, краску, звук перевести в слово, также как жест перевести в музыку и т.д.). Это означает, что работа с искусством должна строиться на освоении языка конкретного вида искусства – необходимо знать, как искусство «говорит» с нами, с помощью чего, какие изобразительно-выразительные средства для этого у него имеются (так, у литературы – слово, метафора; в музыке – тон, ритм, тембр, высота и т.д.; в живописи – линия, тон, пятно, композиция, светотень и т.д.; в скульптуре – контур, объем, материал, рельеф и т.д.).
| |
|
|