фило древнего китая. 2. Задание. Философская традиция Древнего Китая. Название (оригинал)
Скачать 199.6 Kb.
|
3.2.Философия Древнего Китая Задание №7. Заполните таблицу.
№8. Заполните таблицу “Китайские философы об искусстве и цели управления обществом”.
№9. Поясните метафору “Мудрецы и уксус”. Мудрецы и уксус Отношение к жизни
№10. Опишите сущностные черты восточного типа философствования. Восточная философская мысль в отличие от западной не отвергает истин, отраженных в мифе, а напротив, развивает, усложняет, легализует их, привлекая для этого логический аппарат. Эта особенность древневосточной философской традиции и определяет специфику структуры философского знания на Востоке, которая включает: • теоретические положения; • совокупность догматических утверждений, вытекающих из философской концепции; • описание методик регуляции сознания (их применение может позволить человеку вебти благую жизнь в соответствии с концептуальным постижением мира). Теоретические трактаты Древнего Востока имеют особую специфику аргументации. Логика текста не всегда выстраивается доказательно, иногда рассуждения сменяются фрагментами псевдомифологических сюжетных текстов, призванных не просто подкрепить мысль, а высказать ее. Это смешение специфически философского и дофилософского способов доказательства не просто реликт (пережиток) мифологического мышления, но намеренное использование освященных традицией архаических историко-культурных форм выражения. Специфично в восточной традиции и построение текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Как правило, текст является произведением не одного автора, а целой школы, время же его создания измеряется столетиями. Представление о человеке не как об автономном индивиде, а как о части мира, обязанной гармонично вписываться в превосходящее ее целое, приводит к тому, что в индийской и в китайской традициях школа - не группа учеников-последователей, разделяющих систему взглядов своего учителя, а община, организованная по аналогии с семьей, имеющая общее тело, единую волю, единое намерение, единую ответственность. Ученик, таким образом, рассматривался как продолжение тела учителя, тот, кто вправе развивать его идеи и корректировать тексты. Со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире связаны и особенности тематики восточного философствования. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии. Вопросы для самоконтроля Назовите отличительные черты китайской и индийской философии. В чем значение конфуцианства для развития Китая? Вы согласны с Буддой, что жизнь – всегда страдание? Аргументируйте ответ. В древнекитайской мифологии возникновение всех элементов природы связывали со смертью и распадом тела великана Пань-гу, в древнеиндийской мифологии возникновение основных элементов общества (каст) было связано с расчленением тела некоего первоначального божественного человека Пурушу. Объясните, почему частям тела придавали онтологический характер, и о какой особенности мифологического мировоззрения идет речь. В “Дао Дэ Цзин” написано, что “трудно управлять народом, когда у него много знаний”. Как вы понимаете суть данного высказывания? Библиографический список Источники Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. – М.: Мысль, 1972. Конфуций Изречения. – Харьков: Фолио; М.: ООО “Издательство ACT”, 2000. – 448 с. Конфуций Лунь юй (“Беседы и высказывания”) // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. I. – М.: Мысль, 1972. – С. 139–175. Лао-Цзы. Дао де цзин // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. I. – М.: Мысль, 1972. – С.114 – 139. Упанишады: в 3 т. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. Научно издательский центр “Ладомир”, 1992. Шан Ян. Шань цзюнь шу (Книга правителя [области] Шан). Пер. Л.С. Переломова. – М.: Наука, 1967 (2-е изд., с репр. воспроизведением теста перевода. – М.: Ладомир, 1993). – 392 с. Основная литература Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии: монография / С.А. Нижников. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 168 с. Степанянц М.Т. Восточные философии: учебник для вузов / М.Т. Степанянц. – М.: Академический проект, 2011. – 549 с. Рекомендуемая литература Бернюкевич Т.В. Буддизм в российской философской культуре: “чужое” и “свое” / Т.В. Бернюкевич. – М.: Книжный дом “Либроком”, 2009. – 160 с. Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. – М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. – 950 с. Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2008. – 255 с. Лысенко В.Г. Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад (принципы сравнительного анализа) / В.Г. Лысеченко // Философский журнал. № 2 (5). – М.: ИФ РАН, 2010. – C. 5 – 16. Нестеров А.В. Парадоксальная логика Книги Перемен / А.В. Нестеров. – М., 2010. – 192 с. Радхакришнан С. Индийская философия / С. Радхакришнан. – М.: Акад. проект: Альма Матер, 2008. – 1007 с. Философия Древнего Востока: Индия, Китай // История философии / под ред. Д.В. Бугая и В.В. Васильева. – М.: Изд-во “Академический проект”. 2008. – С. 6 – 79. Чебунин А.В. Учение китайского буддизма о человеке и обществе: монография / А.В. Чебунин. – Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. – 274 с. |