Главная страница

социология. Не получив законченного образования, Конт осел в Париже. Там он жил на заработки от уроков по математике и журнализму, которые он давал, в это же время усиленно изучая экономику, историю и философию


Скачать 19.78 Kb.
НазваниеНе получив законченного образования, Конт осел в Париже. Там он жил на заработки от уроков по математике и журнализму, которые он давал, в это же время усиленно изучая экономику, историю и философию
Дата25.05.2022
Размер19.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласоциология.docx
ТипЗакон
#549939

1 слайд

Огюст Конт родился на юге Франции, в Монпелье, Эро. Его родителей звали Луи и Розалия Конт. Учился в лицее Жофре и в Университете Монпелье. С началом Французской революции он глубоко проникся идеями республиканизма. В 1814 году он поступил в Политехническую школу Парижа. Когда в 1816 году заведение закрыли на реорганизацию, он перешёл на учёбу в медицинскую школу в Монпелье.

Не получив законченного образования, Конт осел в Париже. Там он жил на заработки от уроков по математике и журнализму, которые он давал, в это же время усиленно изучая экономику, историю и философию. В 1817 году он познакомился с Анри Сен-Симоном — социальным теоретиком, после чего стал его секретарём и соавтором. Их сотрудничество закончилось в 1924 году из-за разногласий, возникших на почве спора за право авторства. Огюст Конт женился на своей сожительнице, Каролине Массен, в 1824 году. Из-за финансовых проблем брак не был успешным, и супруги развелись в 1842 году

Конт скончался из-за рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. В квартире, в которой он жил с 1841 по 1857 год, всё было сохранено в том состоянии, в котором оно было при жизни Конта, а затем там был создан частный музей.

Его работы оказали огромное влияние на Карла Маркса, Джона Стюарта Милла и Джорджа Элиота. А его идеи социального эволюционизма оказали необычайно сильное воздействие на развитие современной социологии.

Огюст Конт, являясь известным философом, поступил на лечение в психиатрическую лечебницу в 1826 году, но покинул её, не будучи полноценно излеченным. А на следующий год он попытался совершить самоубийство.

2 слайд

Карьера

В апреле 1826 года Конт начал читать лекции, которые были частью курса позитивизма. Среди его слушателей были известные учёные Фурье и Пуансо. Из-за проблем со здоровьем он не смог дочитать курс, и смог вернуться к прочтению лишь в 1829 году. Позже Конт написал шесть томов этого курса с названием «Курс позитивной философии». Работа была опубликована с 1830 по 1842 годы.

С 1832 года он преподавал анализ и механику в Политехнической школе, но в 1842 году потерял работу из-за драки с администратором заведения. В 1843 году он представил книгу «Элементарный трактат аналитической геометрии». В 1844 году появились такие его книги как «Философский трактат популярной астрономии» и «Трактат о позитивном духе», и в том же году он работал над книгой «Система позитивной политики».

Вдохновившись идеями клуба Якобианов, Конт основал Позитивное общество. Его книга с названием «Общий взгляд на позитивизм» появилась практически в то же время.

С 1851 по 1854 годы Конт занимался написанием четырёх томов книги «Система позитивной политики». Несколько месяцев в 1852 году он посвятил написанию работы «Позитивный катехизис».

В 1855 году он опубликовал книгу «Обращение к консерваторам», после которой опубликовал первый том следующей книги с названием «Субъективный синтез», которая является философской книгой о математике.

Основные работы

Огюст Конт написал шесть томов «Курса позитивной философии» между 1830 и 1842 годом. В этих книгах он пишет о математике, астрономии, физике, химии и биологии, указывая на историческую и теоретическую общность этих наук.

С 1851 по 1854 год он опубликовал четыре тома «Системы позитивной политики». В этой книге он делится своими уникальными взглядами на демократию.

Слайд 3

Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.

С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

Феноменализм - философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. Вся концепция научного познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается.

Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно описательный характер.

В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении. "Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов." Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ЗАКОН, выражающийся в классификации наук.

Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.

Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:

Математика.

Астрономия.

Физика.

Химия.

Физиология.

Социальная физика (социология).

Мораль.

Образцом науки для позитивизма является естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода, которая вызвала в дальнейшем резкую критику со стороны неокантианцев и философов жизни. Конт стремится построить "позитивную" науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде "социальной физики". Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Он первый допустил применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума.

Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой".

Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий". Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.

Третий раздел своей социологии Конт называет "социальной политикой". Основной ее тезис - это превращение "позитивной философии" в религию всего человечества.

По мнению О. Конта, социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия он совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор и называют позитивизмом.

Представления Конта далеки от того, чтобы быть простым описанием фактов. Они не являются "позитивным знанием" в смысле обобщенного описания наблюдательных данных. Обратите внимание на значительное положительное содержание работ Конта: научную по своему замыслу классификацию наук, попытку строго научного подхода к общественной жизни, основанную на применении к ней понятия факта, первую попытку создания науки об обществе - социологии.

Слайд 65

Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал

заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют Давнюю историю), но и потому,

что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы Для придания ей

академического статуса как отдельной науки.

Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей

Э.Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую концепцию О.Конта, при этом выдвинул принципы новой методологии:

1) натурализм –установление законов общества аналогично установлению законов природы;

2) социологизм –социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

Многие идеи и понятия, выдвинутые О.Контом, прочно вошли в оборот западной социологической мысли. К таким идеям принадлежит взгляд на общество как на органическое целое наиболее крупного последователя О.Конта во Франции Э. Дюркгейма и позднее в структурном функционализме Т. Парсонса. Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во французской социологической школе. Большое влияние на обществоведение оказала контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественно-научного знания. Американская социология началась с усвоения основных идей и трудов О.Конта, которые стали теоретическим основанием и массовой идеологией практического проведения социальных реформ. И в их проявлении молодая нация действовала с редкой целеустремлённостью, постоянно проявляя положительное, исполненное веры и решимости умонастроение, которое как сильный мобилизующий фактор способствовало утверждению в стране общего мира и прогресса.

Ученые остаются в истории науки своими достижениями. Созданием социологии как новой области знания О.Конт вписал свое имя в историю мировой науки. Новый термин «социология» довольно быстро был принят и во Франции, и в других странах. Его стали использовать: Джеймс Милль, с которым Конт был в переписке, Герберт Спенсер, Фердинанд Тённис и другие выдающиеся ученые того времени. Многие из них восприняли не только термин, но и в целом позитивистский подход к изучению социальных явлений. Позитивистская социология стала приобретать характер международного направления. Идея социологии витала в воздухе. Не О.Конт, так кто-то другой выполнил бы эту работу. Но истории науки известен тот факт, что сделал это именно О.Конт.


написать администратору сайта