Главная страница
Навигация по странице:

  • Иррационализм (от лат. — "неразумный", "бессознательный")

  • 2. Философская система А. Шопенгауэра.

  • 4. Фридрих Ницше (1844-1900)

  • 5. Анри Бергсон (1859-1941 )

  • ауе. Неклассич. фил.19в. Неклассическая философия 19в. Философский иррацинализм общая характеристика. Философская система А. Шопенгауэра


    Скачать 97.73 Kb.
    НазваниеНеклассическая философия 19в. Философский иррацинализм общая характеристика. Философская система А. Шопенгауэра
    Дата08.11.2021
    Размер97.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНеклассич. фил.19в.docx
    ТипДокументы
    #266499

    НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19в. ФИЛОСОФСКИЙ ИРРАЦИНАЛИЗМ

    1. Общая характеристика.

    2. Философская система А. Шопенгауэра.

    3. Многоликая философия С. Кьеркегора.

    4. "Философ неприятных истин" Ф. Ницше.

    5. Интуитивизм и мистицизм философии А. Бергсона.


    1. Иррационализм (от лат. — "неразумный", "бессознательный") — идеалистическое учение, ограничивающее возможности научно-категориального мышления в философии и противопоставляющее ему интуицию, интеллектуальное созерцание, "вчувствование" или особым образом понимаемую веру. Для ряда мыслителей в нем виделся путь постижения самой жизни как бы изнутри, снизу, вверх, из глубин нашей сущности, в чем-то важном совпадающем с мировым целым.

     Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятии окружающего мира, как целостной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, Аффектам, Воле. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу.

    "Философией жизни" - философское направление, которое в качестве центральных и наиболее значимых вопросов рассматривает вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремясь понять «жизнь из не самой». Философия жизни отдает предпочтение живому чувству, инстинкту, а также иррационализму, мистике, выступает против подавляющего господства интеллекта и теоретического знания. Основоположниками этого направления являются Шопенгауэр и Ф. Ницше. В начале ХХ в. это направление представлено А. Бергсоном, Г. Зиммелем, В. Дильтеем, выдвинувшим «понимание» в качестве метода познания.
    2. Философская система А. Шопенгауэра.


    • Основной труд: «Мир как воля и представление».

    • Критиковал Гегеля за его диалектику и историзм, призывал вернуться к Канту.

    • Основываясь на логическом законе достаточного основания, в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи;

    • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

    • мир явлений и мир сущности являются соответственно миром представлений и миром воли.

    В основе всего лежит и энергетически движет всем “воля”. По сути дела, она и есть неуловимая мышлением кантовская “вещь в себе”. По Шопонгауэру, она иррациональна, безосновна и основа всего.

    Только воля способна определять все сущее и влиять на него, это основной принцип, лежащий в основе мироздания. Только воля способна определять все сущее и влиять на него, это основной принцип, лежащий в основе мироздания

    Для него мир воли, свободный от любых конкретных форм своего проявления, один и в человеке, и в природе, и в истории, но в каждом разнится друг от друга: “Мир — мое представление”, — такова истина…

    Шопенгауэр показывает, что мир воли и представления мало приспособлен для чьего-то счастья и радости скоро преходящи, а наслаждения обманчивы: “В этом смысле было бы правильнее видеть цель жизни в скорби, а не в благе... Жизнь глубоко погружена в страдание и не может освободиться от него: наше вступление в жизнь сопровождается слезами, жизнь, в сущности, всегда трагична и еще трагичней ее исход”.

    Его философия-утверждение пессимизма (кстати, он этот термин и изобрел) и напоминает собой истины буддизма с его стремлением к “ничто” и аскетизм первых христиан с их отказом от желаний.

    Культура и образование не в силах изменить характер человечества, у которого — по Шопенгауэру — всего лишь три разновидности: эгоизм, злоба и сострадание. Эгоизм — ориентирует нас на собственные наслаждения в ущерб окружающим (у этого преобладающего типа человечества себялюбие достигает крайних пределов, “вплоть до готовности убить человека ради того, чтобы смазать его жиром себе сапоги”). Злоба — намного хуже, для нее "страдания и скорбь других сами по себе служат целью, а их причинение — наслаждением". Сострадание же — лучшее из возможных качеств человека, являющееся, по Шопенгауэру, основой морали.

    Сострадание превозносится Шопенгауэром и потому, что оно снижает нашу волю к жизни, а смысл познания у нашего философа и состоит в ее уменьшении, в снижении ее накала и страсти.

    Характерно, что наиболее активно и эффективно подавление воли проявляется в деятельности гения. Он — вне истории и в звездные минуты своих озарений — вне мира явлений с его внешним образом заданными "представлениями".

    А. Шопенгауэр, применяет в своей философии антропологический принцип: человек «из себя должен понять природу... а не себя из природы». Он считает, что объект, т.е. окружающий человека как субъекта мир, связан с этим субъектом через его созерцание или представление. Поэтому нет субъекта без объекта и, наоборот, нет объекта без субъекта. Но одного представления мало. В каждом человеке пульсирует мировая воля, которая заставляет его бороться, жить, побеждать. У человека тело - объективация воли, а воля - в себе - бытие тела. Воля - вещь в себе. Она - сила, «суть» жизни во всем: в минеральном, органическом, социальном царствах.



    3. Сёрен Кьеркегор (1813-1855) создал такое понимание личности, которое основывалось на абсолютной свободе и индивидуальности выбора себя. “Существование” должно быть “пережито” и “прочувствовано”. Он, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.
    С. Кьеркегор поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов (материей, Богом, духом, познанием и т.п.) и почти не уделяет внимание человеку. Он считал, что философия должна повернуться к человеку, его существованию, проблемам, помочь человеку осознать свое «Я».

    Неотъемлемое существование - полная подчинённость человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех» без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания.

    Подлинное существование - выход из состояния подавления обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть ЭКЗИСТЕНЦИЯ.

    В бессмысленном мире самому определить свое осмысленное существование — таков нерв философствования и поисков его мятущейся души. Он ставит вопрос: как жить и на что надеяться?

    У него есть небольшое произведение “Дневник обольстителя”, написанное от имени Виктора Эремита. В нем — романтическая фигура стремящегося к наслаждению собственными чувствами молодого человека, для которого женщина лишь предлог для их обострения и переживания жизненных коллизий.

    Такую установку миропонимания С. Кьеркегор называет “эстетической” (она иллюстрируется им и на примерах Дон Жуана, Фауста, Нерона) и оценивает отрицательно: “Сам по себе ты — ничто, ты существуешь лишь по отношению к другим”.

    Более достойным, но также недостаточным, является для него “этическое” умонастроение: если “эстетик” живет переживаниями минуты, то “этик” — заботой о будущем с позиции добра, посредством выбора “абсолютного различия между добром и злом”. Чем же оно недостаточно? — Своей всеобщностью, т.к. полагается общеобязательным. А любая, встроенная в меня, даже мною самим, принудительность ущемляет мою свободу.
    4. Фридрих Ницше (1844-1900)

    Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла» ; «Веселая наука».

    Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»;

    Отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.

    Утверждение Ф. Ницше о мировой воле как особой энергии, определяющей все стороны бытия. Мировая воля, чтобы стать позитивной, должна приобрести особый вид – «волю к власти, волю к господству, волю к подчинению». Воля к власти есть проявление мощи и силы, энергии воли. «Волю к власти» он рассматривает как основную форму воли, а саму жизнь как ее «разветвление», проявление в многообразии «воли к власти». Воля к власти есть требование самой жизни. Наиболее полно и ярко «воля к власти» проявляется в органическом мире, в живой природе. В концентрированном виде она предстает как «инстинкт воли к власти», инстинкт к превосходству и подчинению. Инстинкт воли к власти пронизывает весь животный мир и по своей природе присущ человеку. Он нередко называет «инстинкт воли к власти» «аффектом командования», «аффектом превосходства» – над тем, кто обязан подчиняться Человек есть лишь высший носитель «воли к власти», ее силы и возрастающего могущества. И благодаря «инстинкту воли к власти» он вышел победителем в борьбе за выживание.

    Христианство и христианская мораль отрицательны, по Ф. Ницше, и потому что они лишают человека свободы, Он сторонник индивидуальности, а не серой безликой массы. Его девиз: «Пусть гибнут слабые и уродливые» Противостоит христианской морали, создает идею о сверхчеловеке. Сверхчеловек — это философ, возвещающий появление нового человечества, того, которое захочет быть «по ту сторону добра и зла».

    Это подлинный человек, герой, сокрушитель скрижалей всех существующих моральных ценностей. «Сверх-человек» обладает полным автоматизмом инстинкта воли к власти. Он не рефлексирует, не размышляет, а действует. Он стремится к господству, а не подчинению. Страсть к господству – «основа и сила его бытия». «Сверх-человек» обладает новым типом «благородства», «аристократизма духа»: не сострадание, не жалось, не милосердие, что присущи Иисусу Христу, а жестокость, способность переступить границу дозволенного во имя долга, не останавливаться перед насилием и войной, перед принесением многих (слабых) в жертву во имя осуществления воли к власти. На место христианского Бога он ставит «сверх-человека». Иисус Христос, по Ницше, доказательство, пример смерти Бога. Для «сверх-человека» осуществление воли к власти – призвание, обязанность, долг. В традиционной морали он видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического».

    Выступил с критикой гуманизма и философской программой «переоценки ценностей»

    Волюнтаризм Ницше – гимн к воле, власти: в основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти



    5. Анри Бергсон (1859-1941) был оригинальным и глубоким мыслителем французской “философии жизни” и известнейшим интуитивистом.

    Жизнь он объяснял, как “жизненный порыв”, космическая сила, напор, определяемый импульсом.

    Интеллект, по Бергсону, таил в себе опасность культивирования индивидуального эгоизма и разрушения солидарности в человеческих коллективах.

    "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности. Он считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна - вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем, и, значит, способны воспринять непосредственно. Интуиция призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими. Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ.

    Интеллект и связанная с ним наука обслуживают исключительно интересы и задачи практики, они созданы не для достижения истины, но для эффективного действия (“действовать и сознавать себя действующим”).

    Предмет науки, вовсе не реальность, а наше практическое действие с ней. Интеллект не творит, а выбирает подходящее для возможного действия на нужные нам вещи и процессы. Он бесполезен для познания движения и развития, служит потребностям человека, создающего и использующего орудия. и увеличивающего, тем самым, наше неорганическое тело.

    Машины и механизмы, использующие потенциальную энергию, накопленную природой за миллионы лет, сегодня придали нам колоссальную и чудовищную мощь, не предусмотренную нашими возможностями как биологического вида: “в этом непомерно выросшем теле душа осталась такой же, как была, уже слишком маленькой, чтобы его наполнить, слишком слабой, чтобы им управлять. Отсюда вакуум между ним и ею. Отсюда грозные социальные, политические, межнациональные проблемы, в которых четко проявляется этот вакуум, и на которые, чтобы его заполнить направлено сегодня столько беспорядочных и неэффектиных усилий; здесь необходимы новые задачи и запасы потенциальной энергии на сей раз моральной”

    Выход из этого тупика — в возможностях интуиции, следующей не за материей, а за жизнью. Она в человеке концентрируется вокруг интеллекта, как, “расплывчатая, затухающая бахрома” сознания, отодвинутая на периферию мышления нашим рационально-практическим отношением к жизни, ее безграничные возможности — в мистицизме. Это то, что человечество по Бергсону, должно развивать в себе.

    Мистики - это особые люди, передающие человечеству свой уникальный опыт. Бергсон называет их людьми, каждый из которых образует вид, состоящий из единственного индивида.

    Социально-этические и религиозные проблемы рассматриваются Анри Бергсоном в его последней книге “Два источника морали и религии” (1932). В ней общества характеризуются как “закрытые и открытые”, религия и мораль, как “статические и динамические”.

    “Закрытые” общества — аналог муравейника или улья — основаны на поддержании целого с помощью строжайшей дисциплины, безусловного выполнения долга, подчинения части целому. Сила, сплачивающая такие “естественные” объединения людей — “моральная обязанность”, принуждающая людей к единообразию, против которой, как вы помните, негодовал С. Кьеркегор, и такая же “статическая”, как и мораль, стремящаяся к устойчивости и неизменности религия.

    “Открытое” общество — не узкогрупповое естественное объединение людей, но совокупное человечество. К нему нельзя, по А. Бергсону, прийти путем простого расширения и объединения, т.к. это принципиальное новое состояние и мироощущение людей, не ограниченное семьей, нацией и государством.

    Сила, разрывающая круг, а затем под старой формой несущая черты нового — и есть интуиция, осуществляемая мистическим порывом чутких и открытых новому личностей.

    Динамическая мораль концентрируется в них, своим примером наставляющих человечество на подвиг непрерывного развития и выход за конечные пределы любого “для”.


    написать администратору сайта