Главная страница

социология 8. Неравенстве и эксплуатации человека человеком


Скачать 17.7 Kb.
НазваниеНеравенстве и эксплуатации человека человеком
Дата16.10.2022
Размер17.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласоциология 8.docx
ТипДокументы
#736175

Задание: 8 Определите функции религии как института. Обсудите, какие конфликты возникают между обществом и религией (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс

Религия существует во всех известных обществах, хотя религиозные верования и обряды варьируются от культуры к культуре. Все религии предполагают тот или иной набор символов, внушающих чувство благоговения и связанных с ритуалами, совершаемыми определенной общиной верующих.

Взгляды социологов в области религии испытали в значительной степени влияние трех «классических» мыслителей: Маркса, Дюркгейма и Вебера. Все они понимали религию как в своей сущности иллюзию. Они считали, что созданный религией «загробный» мир есть наш собственный мир, преломленный сквозь призму религиозного символизма.

Для Маркса религия включает сильный идеологический компонент: религия обеспечивает оправдание существующему в обществе неравенству в обладании богатством и властью. Для Дюркгейма религия важна благодаря выполняемой ей функции сплочения — она обеспечивает, в частности, регулярные встречи людей для подтверждения их приверженности к общим верованиям и ценностям.

Для Вебера религия важна в силу той роли, которую она играет в социальных изменениях, в частности, в развитии западного капитализма.

 Конфликтологические теории религии имеют своим истоком учение Маркса. Существование религии он связывал с разделением общества на враждебные классы и видел в ней инструмент классовой борьбы. В классовом обществе религию питает социальный антагонизм - производная от частной собственности на средства производства. Классовая борьба между господствующим меньшинством и эксплуатируемым бесправным большинством пронизывает все сферы жизни таких обществ. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса становились господствующими идеями и представляли частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса. Выполняя эту функцию, религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов: затушевывает классовые противоречия, примиряет обездоленных с их участью. За послушание и смирение в этом мире религия обещает награду в потустороннем мире к является, таким образом, опиумом народа.

С точки зрения Маркса, религия играет негативную роль, как и в силу того, что она служит фактором социально классовой интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, существующий порядок вещей, тогда как историческая необходимость и справедливость заключаются в революционном преобразовании общества посредством классовой борьбы. Вместо того чтобы пробуждать классовое сознание и поднимать угнетенных на борьбу, развивать критическое отношение к действительности, религия культивирует социальный конформизм: всякая власть - от Бога. Согласно христианскому учению о воздаянии плачущие утешатся, страждущие и смиренные будут вознаграждены, их ждет Царство небесное.

Социальная функция религии

2взгляда на роль религии:

религия способствует конфликтной ситуации, ведущей к социальному изменению, рассматривается как форма идеологии, религия соответствует интересам правящего класса, отвлекает угнетаемых от проблемы социального неравенства и с наступлением бесклассового общества уйдет потребность в ней (МАРКС)

Религия интегрирует общество, способствует сохранению поддержанию его целостности вспоминаем элементарные формы религиозного общества и т.д. (ДЮРКГЕЙМ)

Религия может вызывать конфликты и способствовать дезинтеграции общества на разных уровнях, включая макросоциологический. Конфликтологические теории религии имеют своим истоком учение Маркса. Существование религии он связывал с разделением общества на враждебные классы и видел в ней инструмент классовой борьбы. В классовом обществе религию питает социальный антагонизм - производная от частной собственности на средства производства.. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса становились господствующими идеями.

Религия как социальный институт выполняет свои особые функции. они классифицированы следующим образом: 



  • Мировоззренческая функция религии; 


  • Компенсаторская функция религии; 


  • Функция социальной самоидентификации; 


  • Социально-регламентирующая функция; 


  • Функция социального контроля; 


  • Адаптационная функция; 


  • Охранительная функция; 


  • Социально-критическая функция



Данные функции создают в человеке определенную картину мира, определяет культурные ценности и ведет общество к стабильности. Еще одним из функции религии является психотерапевтическая – поддержка во время смерти близкого человека или при тяжелой болезни.

Благодаря религии человек идентифицирует себя в обществе, находит свое предназначение, что помогает ему налаживать социальные связи на основе общности религии и вероисповедания. В этом реализуется коммуникативная функция религии, что помогает личности идентифицировать себя в среде себе подобных. Таким образом, религия выступает в качестве полноправного социального института, одного из древнейших, с очень богатой историей и разнообразным функционалом.

Подготовил: Бендов Николай

Группа: бж- 2сс

Социология


написать администратору сайта