С.А.АЙНИ СВЕТОЧ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕР ПОДРАЖАНИЯ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ. СТАТЬЯ ДЛЯ ИНТЕРНЕТА С.А.АЙНИ. Ни светоч таджикской литературы и пример подражания для нравственного воспитания студенческой молодёжи
Скачать 227 Kb.
|
С.А.АЙНИ СВЕТОЧ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕР ПОДРАЖАНИЯ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Посвящается 30-летию Государственной независимости Республики Таджикистан и 143-летию со дня рождения Народного героя Таджикистана Садриддина Айни (1878-1954) «Любите свой народ, любите все народы, любите человека, трудовое человечество, пусть национальная звезда каждого народа сияет в созвездии человечества светом благородства, светом лучших черт национального характера, светом дружбы со всеми народами… » Садриддин Айни В статье рассматриваются основные проблемы нравственного воспитания молодёжи на примере жизни и деятельности С.Айни, которые являются важнейшей целью становления гражданина, поскольку нравственность выполняет главную регулятивную функцию в человеческом обществе. Жизнь и творчество выдающегося сына таджикского народа С.Айни является ярким примером для нашей молодёжи в формировании нравственной личности. Нравственное воспитание студенческой молодёжи на протяжении всей человеческой истории является важнейшей целью, поскольку нравственность выполняет главную вполне правильную функцию в человеческом обществе. Нравственное воспитание выступает как система условий, средств и методов формирования личности, сознательно в своем поведении придерживающейся норм и ценностей общества. Исследователи утверждают, что «Нравственное воспитание – это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на занятиях всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков» [8, с.33]. На протяжении всей человеческой истории именно нравственное формирование молодёжи является важнейшей целью, поскольку нравственность выполняет главную регулятивную функцию в человеческом обществе. В настоящее время является актуальным изучение педагогических воззрений известных таджикских мыслителей, поэтов и писателей, которые имеют огромное значение для воспитания подрастающего поколения. Исследователи сходятся во мнении, что нравственное воспитание не может существовать в отрыве от образовательного процесса. Изучение творчества таджикских мыслителей свидетельствует о том, что в своей деятельности с целью всестороннего воспитания молодого поколения они затрагивали различные проблемы нравственности, воспитания патриотических чувств, физическое и семейное воспитание, правовое воспитание, профессионально-ориентированное, гуманистическое воспитание, эстетическое воспитание. Необходимо подчеркнуть, что жизни, творчеству, педагогической деятельности и большому наследию устода С.Айни посвящены исследования ряда учёных: И.С.Брагинского, Б. Гафурова, К.Айни, Х.Айни, К.Восиева, И.Брагинского, А.А.Сайфуллоева, Ю.И.Бобоева, К.Б.Кодырова, М.Лутфуллоева А. Ниёзова, А.Пахлавонова, И. Обидова, М.Орифи, Ф.Шарифзода и многих других. С. Айни – известный таджикский писатель, основоположник таджикской современной литературы, выдающийся учёный, первый президент Академии наук Таджикской ССР, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки Таджикской ССР. Указом Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Садриддин Айни 8 сентября 1997 года удостоен высокого звания «Народный герой Таджикистана». О жизни и деятельности основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни (1878— 1954) написаны десятки исследований и сотни статей. Имя замечательного устода хорошо известно читательской аудитории как в нашей стране, так и за рубежом. Его произведения, переведенные на многие языки народов мира, запечатлели в яркой образной форме широкую социальную панораму жизни таджикского народа. Вся жизнь Садриддина Айни неразрывно связана с жизнью народа, с его знаменательной исторической судьбой. Айни всегда жил и рос в гуще народа, болел одной болью с ним и через всю жизнь пронёс любовь к простому народу, восхищение им и веру в него. Следует заключить, что педагогическое наследие великого писателя, педагога, учёного, устода Садриддина Айни играет неоценимую роль в практике учебно-воспитательной работы в высших и средних учебных заведениях, поскольку они вытекают из нравственных постулатов и воззрений выдающегося мыслителя, известного таджикского писателя, основоположника таджикской современной литературы. Его творческое наследие, рекомендации, высказывания способствуют воспитанию подрастающего поколения в духе благородства, человечности, гуманности и любви к Родине. Он является ярким примером служения гуманности и играет большую роль в нравственном воспитании студенческой молодёжи. Поскольку его писательская и общественная деятельность направлены на воспитание высоконравственных человеческих качеств, опирающихся на высокие нравственные ценности, вытекающие из гуманности и человечности. Отмечая деятельность устода С.А.Айни, подчеркнем, что период юношества Айни совпал со временем широкого распространения в Средней Азии прогрессивного просветительного движения, связанного с именем писателя Ахмада Дониша. В эти годы он сотрудничал в первых таджикских журналах, принимал активное участие в создании первых советских школ, в составлении учебников для них. С. Айни был первым таджикским учителем в советской школе. Известен Айни и как крупный ученый-литературовед. Айни принадлежит крупная заслуга в формировании современного единого таджикского литературного языка. В 1905 году Айни организовал в Бухаре первую школу для таджикских детей, где обучение велось новыми методами, где не было тупой, бессмысленной зубрежки, царившей в медресе. Вскоре эта школа была запрещена, но Айни создал тайное общество «Воспитание детей». По свидетельству учёных «…В начале двадцатых годов XX века устод С. Айни внес большой вклад таджикскую литературу. Он выступил с передовыми взглядами на воспитание и образование детей. Одним из первых внедрил элементы реалистического метода в создание первых образов таджикской детворы. Он первым из своих художественных произведениях связал проблему воспитания нового человека с историческими условиями эпохи конца XIX и начала XX века. Будучи учителем, С. Айни занимался составлением школьных учебников. В его произведениях «Тахзиб-ус-сибьён» («Bocпитание детей»), «Ќизбола ё ки Холида» («Девочка или Холода») получили отражение его собственные взгляды просветителя на воспитание, обучение, школу. В детскую литературу С. Айни пришел сначала как педагог, и деятельность его первоначально протекала в русле составления учебников для новометодных школ». [5, с. 52-53]. Здесь мы отметим вклад известного исследователя по творчеству С.Айни И.С.Брагинского, который утверждал, что «…Педагогическая деятельность С.Айни была весьма важна и значительна и что его просветительские устремления приобрели принципиально новое содержание Он стал выступать за воспитание трудящихся, особенно молодёжи. Он был первым таджикским учителем в современной школе. Эта сторона его творчества, разумеется, оказала влияние на весь стиль его литературного творчества, придала простоту и доступность его творениям, подчеркнула их воспитательное значение». [4, с.120-168]. [Цитируется по 5,с.54]. Следует отметить, что писательская деятельность устода Садриддина Айни началась в 90-е годы 19 века. Первыми произведениями его были стихи, положившие начало таджикской современной поэзии. «Марш свободы» исполнялся на мотив «Марсельезы». Свое первое прозаическое произведение — повесть «Бухарские палачи», разоблачающую палача народа Бухары — эмира, С. Айни написал в ноябре 1920 года. Центральное место в творчестве С.Айни занимает роман «Рабы» (1934—1935). В насыщенных художественных образах воссоздано в романе существование таджикского народа на протяжении более ста лет — с начала XIX века до победы нового строя в Таджикистане. Большое значение для творчества С. Айни имел и роман «Дохунда» (1930, первый таджикский роман). Роман начинается с событий первого десятилетия XX в. и завершается 1929 г.. Одно из самых крупных и немаловажных произведений С. Айни — «Воспоминания» («Бухара», 1949-1954). В «Воспоминаниях» представлена жизнь таджикского народа на рубеже XIX и XX веков. В них изображена простая правда о его жизни, которая, по мнению писателя, убеждает лучше всяких романов. В 1924 году в газете «Голос таджика» была напечатана повесть «Одина», а в 1927 году она вышла отдельным изданием. Эта был год, когда в центре внимания общественности встал вопрос о раскрепощении женщин Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны была написана повесть «Герой таджикского народа Тимур-Малик» (1942), посвященная славному защитнику Ходжента от полчищ Чингисхана. Патриотической идеей пронизана историческая повесть «Восстание Муканны» (1942) — о борьбе народа пробив арабских завоевателей в VIII веке. Эти произведения призывали таджикских воинов сражаться на фронтах так же героически, как боролись когда-то с врагами их предки. В годы войны С. Айни написал также ряд сатирических памфлетов «Чингиз XX века», «Семиглавый дэв», «Бесхвостый осел» и др.[10.76-79] Мы высоко оценивая деятельность устода С.Айни как писателя, отметим, что сегодня произведения писателя, написанные на патриотические темы, о мужестве и геройстве, проявленных во времена борьбы против средневековых завоевателей, привлекают внимание юной читательской аудитории, заставляют молодежь задуматься над историческими событиями прошлого и сравнить их с событиями нашего времени. Большое воспитательное значение имеют книги С. Айни, благородные черты характера героев его произведений. Как свидетельствует известный учёный К.Айни «Весной 1925 года устод С.Айни приступает к созданию антологии многовековой таджикской литературы на территории Средней Азии, где он выдвигает и обосновывает свою концепцию возникновения и развития таджикского языка и литературы, начиная со времён Рудаки, зарождения таджикской поэзии на фарси именно здесь, в Средней Азии, тысячелетие назад. Исследование Садриддина Айни отстаивало историческое право таджикского народа на богатое литературное наследие прошлого. Известный таджикский поэт А.Лахути в предисловии к «Антологии» пишет: «Намунаи адабиёти точик» — лучший образец истории развития литературы таджиков». [7, 18] В связи с вышеизложенным укажем, что ту обстановку, в которой составлялась «Антология», несложно показать, прочитав строки из предисловия, написанного А. Лахути: «Давно я хотел увидеть этого борца и мученика. Знакомство с его творениями еще более разожгло моё желание. Наконец, в августе 1925 г. удалось мне в Самарканде навестить этого почтенного ученого. Устод сидел в своей комнате, потонувшей в сотнях книг и рукописей, и писал на листке бумаги, положенном на ладонь. Это была «Антология». Он перенес муки тюрьмы и пыток, чуть не ослеп, состарился, но не прошло и года, как он принялся за составление «Антологии». К моменту моего посещения он уже переписывал ее начисто. А ведь для того, чтобы отыскать ту или иную рукопись таджикского поэта, С. Айни приходилось по много дней бродить по улицам Бухары, из дома в дом, пока, наконец, он не доставал ее». [6, с.79] Учёные утверждают, что в эти годы на суд общественности была поставлена проблема демократизации таджикского языка и связанный с ней вопрос о новом алфавите. С. Айни активно включается в эту общенародную дискуссию. Главным в позиции С. Айни было бережное отношение к классическому языку и его демократизация с учетом фундаментальных основ народного языка и его ведущих диалектов при безусловном обогащении современного языка новой лексикой. В таком большом нововведении, как реформа таджикского алфавита, С. Айни шел против точек зрения многих влиятельных авторитетов, закрепляя свои доводы интересами широких народных масс. «Я думаю, — настойчиво заявляет он, — новый алфавит должен быть составлен таким образом, чтобы каждый таджик мог освоить буквы в течение одного месяца. Затем он мог бы прочитать каждое таджикское слово и предложение, написанное новым алфавитом, без запинки в фонетических знаках и без ошибок из-за диалектных и говорных особенностей». [7,19] Известный учёный по творчеству С.Айни, дочь писателя Х.Айни пишет, как «в 1938 г. в Душанбе проходили совещания по вопросам языкового «строительства», на которых горячую дискуссию вызвал вопрос о послелоге «ро» в таджикском языке. На этих совещаниях активно участвовал С. Айни, страстно борясь против вульгаризации литературного таджикского языка, против ликвидации послелога «ро». Уже был подготовлен проект приказа о таджикском литературном языке. Тот пункт этого проекта, где рекомендовалось исключить суффикс «ро» из таджикского литературного языка, вызвал решительный протест С.Айни». [12,79-80] Известный учёный-востоковед И. С. Брагинский, активный участник тогдашних споров, об этом пишет: «С. Айни узнал о том, что проект приказа может скоро превратиться в приказ, и специально приехал из Самарканда в Сталинабад, чтобы предотвратить «порчу языка»... Спустя два-три часа после приезда, он через товарищей предложил мне немедленно прийти к нему в гостиницу... Он метнул на меня сердитый взгляд и прямо, едва я переступил порог, начал читать грозную отповедь: — Понимаете ли Вы, что «ро» как будто бы мелочь, всего только две буквы, однако это вопрос о выразительности языка, о его литературной отделанности? А Вы тянете к уличным выражениям и словам. Не так надо сближать литературный язык и язык разговорный. Помимо всего прочего, для этого надо чувствовать язык, а не только знать грамматические нормы или особенности диалектов!... Не сразу я и другие мои единомышленники поняли всю глубину замечаний С. Айни и его трепетную и страстную заботу о языке, как глубоко С. Айни предан родному языку...» [14, 299-301] [цит. по 13, 79-80]. Мы подчеркнем, что особенно ценным из заслуг устода С.Айни является его деятельность в области лексикографии. С 1936 по 1938 год С.Айни работает над Толковым словарём таджикского языка. Садриддин Айни придавал особое значение тому факту, что в последние века некоторые слова, выражения и лексические обороты приобрели новый оттенок, новое значение или одно из множество значений становилось общепринятым, главным, а иногда лексический оборот приобретал особый смысл, проникнув в пословицы и поговорки. В этом смысле словарь Айни представляет большую ценность для изучения собственных лексических особенностей таджикского языка, сохраняющего часто и лексику раннего развития языка фарси. Вполне понятно, что опыт кропотливого труда писателя и знатока древностей Садриддина Айни над Толковым словарем таджикского языка может быть хорошим образцом и для лексикографов и литераторов некоторых братских народов нашей страны. Блестящую оценку Толковому словарю С. Айни дал известный востоковед профессор Е.Э.Бертельс, которому была в 1939 году Таджикгосиздатом направлена работа на редактирование: «В эти дни тов. Зингер из Ленинградского отделения таджикского издательства показал мне Ваш новый выдающийся труд — «Толковый словарь таджикского языка». Я прочитал некоторые его разделы и могу сказать, что никто другой кроме Вас не справился бы с аналогичной работой. Эта книга — целая сокровищница из драгоценностей, пропитанная ароматом, которой годами будут пользоваться тысячи людей. Эта книга послужит одним из важнейших средств для развития таджикской литературы» [7, с.25]. Здесь мы отметим, что «Важным событием в культурной жизни таджикского народа было издание в 1940 году новой антологии «Образцы таджикской литературы», где роль С. Айни в создании определяется всей подготовительной, научно-изыскательской и научно-исследовательской работой, которую он вел фактически непрерывно со времени после издания своей первой антологии в 1926 году. На основе научного исследования текстов и первоисточников С. Айни создает подлинные литературные портреты писателей-классиков. Как бы проникая в самые тайники, С.Айни раскрывает внутреннее содержание их творчества. Каждый очерк – яркая характеристика. Убедительность образов такова, что подчас кажется, что это не исследования, посвященные давно умершим писателям, а воспоминания старого мастера о своих сверстниках. [7, с.26] В 1940 году увидела свет новая антология «Образцы таджикской литературы», о которой известный учёный-востоковед И. С. Брагинский пишет: «На основе научного исследования текстов и первоисточников С. Айни создает подлинные литературные портреты классиков. Убедительность образов такова, что подчас кажется: это не исследования, посвященные давно умершим писателям, а воспоминания старого мастера о своих сверстниках».[7, 26] Как отмечает известный учёный по творчеству устода С.Айни его сын К. С. Айни особенно ценным было то, что «Именно устод С. Айни уточнил взаимоотношения между едиными персидско-таджикскими литературами, обосновав, в частности, на примере творчества Рудаки, факт зарождения классической поэзии на фарси на территории Средней Азии». С.Айни подчеркивал, что «выдающиеся классики Х-XV веков, когда исторические судьбы обоих народов особенно тесно сплелись между собой, великие поэты от Рудаки до Джами являются в равной мере наследием таджиков и персов». Поэтому он называл этих писателей – классиками «персидско-таджикскими». Возражая против ошибочного утверждения, будто таджикская литература начинается лишь с XV1 в. С. Айни добился признания своих взглядов всеми советскими востоковедами. Настойчиво проводил он мысль о том, что таджикский народ из своей досоветской литературы наследует и творчески осваивает лишь передовое, подлинно народное по своему духу». [7. 26] «Не часто бывает в жизни так, — пишет поэт-академик, Герой социалистического Труда, Народный герой Таджикистана М. Турсунзаде в статье «Наш Айни», — чтобы биография одного человека слилась с биографией его народа. Такова жизнь Садриддина Айни. Она неразрывно связана с жизнью таджикского народа - от черных лет беспросветного прошлого до сияющих вершин сегодняшнего дня. И если проследить год за годом и шаг за шагом бурный поток времени и событий в трёх четвертях века, составляющих жизнь Айни, - это будет рассказ о судьбе целого народа, рассказ о том, как из нищеты и бесправия этот народ поднялся к счастью и свету… Сначала ребёнком, потом юношей и, наконец, зрелым человеком, Айни видел и пережил то, что видел и пережил его многострадальный народ. Айни впитал в себя богатство тысячелетней культуры таджиков, бережно хранившиеся веками в неисчерпаемых сокровищницах свободолюбивой народной души…Айни донёс прекрасную песню о любви к человеку, свету и счастью до наших светлых дней. [12,33-34]. Необходимо подчеркнуть, что, в 1940 году устоду С.Айни за заслуги в области литературы было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Таджикской ССР, а в 1948 году — ученая степень доктора филологических наук. В 1951 году С.Айни был избран Президентом Академии наук Таджикской ССР. 15 июля 1954 года после продолжительной болезни Садриддин Айни скончался. Следует особо отметить, что «Выдающаяся роль Садриддина Айни в мировой литературе и культуре была отмечена на Всемирном форуме писателей Азии и Африки в Каире в 1962 году, когда в числе четырех крупнейших писателей и мыслителей Востока, признанных классиками современной литературы, было официально зафиксировано и его имя. Эта конференция в своей декларации назвала Садриддина Айни рядом с Рабиндранатом Тагором, Jly Синем и Таха Хусейном (см. „Литературная газета“ от 27 февраля 1962г.). Каирская декларация писателей свидетельствует также об интернациональном характере творчества С. Айни.[7 с.7]. Педагогические идеи оказывают положительное воздействие на формирование мировоззрения человека. Таким образом, следует заключить, что нравственное воспитание является основой при подготовке молодёжи к жизни, труду. Для нынешнего поколения наследие таджикских известных мыслителей, классиков, педагогов является национальным достоянием, вошедшим в сокровищницу мировой литературы. Многочисленные труды устода Айни, посвященные воспитанию подрастающего поколения и его активная работа в области воспитания молодежи способствовали его переключению и на творчество для детей, и создание положительных образов юных героев его произведений увязано именно с этой стороной деятельности писателя.. А изучение жизни устода Садриддина Айни помогает воспитать у студентов чувство дружбы и товарищества, любви и верности своей Родине, умение всегда приходить на помощь младшим и всем, кто нуждается в помощи, поддержке. Особо следует отметить великую любовь устода к живому слову, родному языку и древней культуре своего народа. Его жизнь, воплощенная в его многогранной литературной, научной и общественной деятельности, является ярким примером для студенческой молодёжи. Высказывания и изречения Садриддина Айни 1. В течение своей жизни я написал немало книг, и все они были посвящены одной теме, сложены из одного и того же жизненного материала. Все это книги о таджиках и Таджикистане, о моей горной стране, приподнятой над миром острыми пиками Памира, о родной земле, которую в прошлом топтали бесчисленные орды завоевателей, о сыне этой земли, которого в VIII веке нашей эры нарекли именем «таджик».[1.42] 2. Мне было легко писать эту трудную книгу («Рабы»), ибо я достаточно хорошо помню рабство, помню, как в доме раба рождались маленькие рабы и как их мать-рабыня покорно принимала удары судьбы... Я писал этот роман о судьбах моего народа, о жизни прежних поколений, но, признаться, взгляд мой меньше всего был обращен в прошлое. Моя мысль устремилась в будущее. Эта книга о прошлом написана как завет для будущего, потому что история только тогда имеет смысл, когда в руках людей она становится орудием борьбы за будущее. [1.42] 3.В какой-то мере роман «Рабы» является историей из моей собственной жизни. В нем рассказано о том, как таджики провели последний век в рабстве и как они покончили с ним, чтобы начать новую, достойную человека жизнь. Я написал эту книгу для своих детей и внуков, чтобы, взвешивая свидетельства истории, они вполне ощущали, как счастлива их собственная судьба. [1.43] 4.Каждый образованный человек знает, что у таджиков большая история, что истоки культуры нашего небольшого, но древнего народа берут свое начало во времена седой старины. Достаточно назвать творения Рудаки, Дакики и нашего гениального поэта и философа великого Фирдоуси, создавшего «Шахнаме». Достаточно назвать знаменитых поэтов Саади, Хафиза, Омара Хайяма, Джами, которые прославили таджикскую литературу своими поистине бессмертными творениями. [1.43] 8. Таджикский народ имеет богатое культурное наследие. Наши дети должны знать сокровища старой литературы, знать свою историю, свой язык. Нужны были словари и книги по орфографии, фонетике, морфологии таджикского языка, нужен был новый алфавит. Народ хотел извлечь из земли свидетельства прошлого. [1.46] ЛИТЕРАТУРА 1. Айни С.Судьба одного народа. -М. Изд.-во «Правда»,1978. - 48 с 2.Айни Садриддин. Повести. Публицистика, - М., Советский писатель,1978. 3.Брагинский И. Жизнь и творчество Садриддина Айни.- М. Гослитиздат. 1959.-189 с. 4. Брагинский И.С. Реализм и Садриддин Айни /Реализм Садриддина Айни/ В кн.: Адабиёти советии тољик (Советская таджикская литература)-Сталинабад.Нашр.Давл.Точ.,1950 с.120-168). 5. Джонон Бобокалонова\Таджикская детская литература, -Душанбе, Изд.-во «Маориф»,1982. 6.Книга для чтения по русскому языку для студентов вузов с таджикским языком обучения. – Душанбе. изд. «Ирфон». 1966, стр.78-80. 7. Книга жизни Садриддина Айни. Изд-во «Ирфон», 1978. / стр. 26. 8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 9. Ниёзов А.Н. Педагогическое наследие Садриддина Айни о воспитании подрастающего поколения. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук Курган-Тюбе - 2012. 10. Пономарёва З.В.,Черных З.А. Таджикская литература - М.1961, С.76-80 11.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /Под ред. В.А.Селиванова.- М.: Издательский центр «Академия».2000,-336 12.Турсунзаде М. Наш Айни. Мирзо Турсунзаде «Наш Айни», Таджикская советская литература (Сборник статей), Таджикгосиздат. 1954, стр.33-52. 13.Холида Айни. Жизнь Садриддина Айни (краткий хронологический очерк). - Душанбе: «Дониш», 1982.- 120 с. 14.Чашномаи Айни. чузъи 1У, Душанбе.- 1971. - С.299-300. У.Р. Юлдошев, зав. кафедрой иностранных языков ГОУ «ТГМУ им. Абуали ибни Сино», доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации, В. |