Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Объект исследования

  • Методология исследования

  • 1. Основные идеи единства права и нравственности 1.1 Определение понятий нравственности и права

  • 1.2 Единство права и нравственности, их общие черты

  • 1.3 Взаимодействие права и нравственности

  • Челябинск. Курсовая работа Проблемы соотношения нравственности и права


    Скачать 267.47 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Проблемы соотношения нравственности и права
    АнкорЧелябинск
    Дата21.04.2021
    Размер267.47 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла534265.rtf
    ТипКурсовая
    #197195
    страница1 из 3
      1   2   3



    Курсовая работа

    Проблемы соотношения нравственности и права


    Выполнила студентка Группа 2право-20

    Варданян Анна

    Научный руководитель

    Ивлева

    Копейск

    2021

    Содержание
    Введение

    1. Основные идеи единства нравственности и права

    1.1 Определение понятий нравственности и права

    1.2 Единство нравственности и права, общие черты

    1.3 Взаимодействие нравственности и права

    1.4 Взаимодействие нравственности и права в международных отношениях

    2. Проблемы соотношения нравственности и права

    2.1 Различия между нравственности и права

    2.2 Противоречия между нравственности и права

    Заключение

    Список использованных источников

    право нравственность государственный


    Введение
    нравственности и права - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и нравственности определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

    Исключительное место в становлении и формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и нравственности, которые являются наиболее значимыми социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразование сознания личности.

    С давних времен в обществе и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете в обществе нравственности над правом. Нередко право с такой точки зрения рассматривается в качестве всего лишь известного "минимума нравственности ". Взаимосвязь права с нравственностью является значимым и открытым вопросом для новых исследований на протяжении многих веков.

    Тесная взаимосвязь права и нравственности порой порождает конфликты между ними, например, какая-либо норма, установленная обществом (большинством в обществе), может отвергаться какой-либо малой группой из-за ее нравственностьных убеждений.

    Актуальность

    Тема, выбранная мною, весьма интересна и актуальна. Исторический опыт показал значимость взаимодействия главных социальных регуляторов человеческого поведения-нравственности и права, а также необходимости исследования их взаимосвязи, места в обществе и ценности.

    Тема исследования находится на пересечении государственно-правовой, этической, философско-правовой, философско-политической, юридической, психологической и педагогической проблематики. Соотношение нравственности и права — одна из важнейших проблем историко-правовых наук, этики, философии права, рассматривавшаяся уже в античные времена.

    Актуальность изучения проблем соотношения права и нравственности ощущают многие из тех, кто вовлечен в общественную жизнь, в том числе и политические деятели, публицисты, философы, педагоги, юристы.

    нравственность и права — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом; являются самостоятельными, суверенными нормативно-регулятивными институтами, каждый из которых имеет свою особую ценность.

    Взаимосвязь нравственности и права является одним из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и значимыми уже на протяжении многих веков. В то же время, взаимосвязь права, нравственности является, одним из тех вопросов, на которые абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, во-первых, различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, во-вторых, данная взаимосвязь может быть совершенно по-разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидов.

    Объект исследования: нравственности и права

    Предмет исследования: проблемы соотношения нравственности и права

    Цель и задачи:

    Основной целью курсовой работы является изучение и анализ проблем, связанных с нравственностью и праввом.

    Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

    1. Дать определение понятиям нравственности и права.

    2. Изучить общие черты нравственности и права

    4. Выявить различия между нравственности и права

    5. Охарактеризовать противоречия между нравственности и права Методология исследования:

    Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений.

    Исторический метод обусловил обращение к историческим фактам, исследованию воззрений и трудов ученых, способствовал глубокому изучению формирования и развития права и нравственности. Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблем, а также появляется возможность формулировать более точные и обоснованные позиции

    Сравнительный метод позволил выявить особенности соотношения права и нравственности в различных аспектах, сопоставить различные исторические ступени развития исследуемых объектов.

    Диалектический метод позволил рассмотреть характер взаимодействия между правом и нравственностью.

    Описательный метод, с его помощью производился сбор и анализ первичной информации по исследуемой теме, а также систематизация материала.

    Степень научной разработанности проблематики, освещённой в курсовой работе можно определить как высокая, т.к. существует большое количество литературы, где этот вопрос изучается. Базу для изучения составили в основном учебники по Теории государства и права таких известных учёных в области юриспруденции, как Малько А.В., Матузов Н.И., Хропанюк, В.Н., Черданцев, А.Ф. и др.
    1. Основные идеи единства права и нравственности


    1.1 Определение понятий нравственности и права
    Понятие "нравственность" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определений данного термина. Ниже представлены объяснения наиболее выдающихся ученых в данной области.

    нравственность – это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.

    нравственность – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований нравственности обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Нравственность определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии и которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого.

    Другое определение нравственности дает С.А. Комаров: нравственность – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».

    Нормы нравственность — это правила, складывающиеся естественным путем в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Это неписаные правила, они живут в сознании людей и передаются от поколения к поколению, но при этом могут значительно меняться. Соблюдение норм нравственности обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но все-таки главным образом человек руководствуется теми или иными нравственностьными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом нравственности является совесть.

    Нравственные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

    нравственная норма рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой нравственныесанкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим.

    нравственность зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе нравственность служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

    На развитие нравственности оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Нравственныепринципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества.

    Значительное влияние на нравственность, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

    Принципы нравственности - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы нравственности тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

    Термин "право", как и нравственность имеет несколько значений. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

    Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.

    С термином «право» и без специального изучения юридических дисциплин неоднократно сталкивается каждый человек в повседневной жизни. Наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право личной собственности на автомашину, право на получение высшего образования и т, д.), это так называемое субъективное право, т. е. право, принадлежащее конкретному лицу, и как законодательство какой-либо страны (например «гражданское право РФ», «уголовное право РФ» и т. д ) - что так называемое объективное право, изучением, которого в основном и занимаются все юридические дисциплины.

    «Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений».

    Право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения. «Норма» в переводе с латинского означает образец, а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев.

    Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия. Из всех социальных норм только нормы права закрепляются в официальных юридических актах государства.

    Особенность норм права заключается также в том, что являясь государственными велениями, они четко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.

    Право имеет не персонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

    Из всех социальных норм ближе всего к нормам права нормы нравственности. Эти два вида социальных норм тесно связаны и взаимодействуют. Прежде всего, следует учитывать, что государство, создавая нормы права, не может не считаться с общепринятой в данном обществе нравственностью, т.е. не может требовать от людей поведения анравственностьного, противоречащего их представлениям о чести, долге, справедливости. Поэтому правовые нормы должны иметь нравственностьное обоснование.

    Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к нравственностьным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют нравственныенормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана нравственностьных норм и нравственных устоев.

    Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям нравственности. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам нравственности. Право в целом должно соответствовать нравственностьным взглядам общества.

    Нравственное измерение права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права - одно из проявлений социального духовного прогресса.


    1.2 Единство права и нравственности, их общие черты
    Говоря о взаимоотношении нравственности и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и нравственность. Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение анравственностьных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и нравственность. Любое противоправное поведение обычно является и анравственностьным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и нравственность. Право и нравственность постоянно связаны при осуществлении правосудия, охраны общественного порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных нравственностьных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).

    Религия также является объединяющим (духовным) фактором единства нравственности и права. Поскольку в течение всей человеческой истории религии не только предлагали представление об идеальной жизни, но и устанавливали правила следования ей, нравственность часто смешивают с религиозными правилами.

    Единство права и нравственности, порожденное едиными общественными отношениями, дополняются общностью их функционального значения, право и нравственности формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и нравственности вырастают из деятельности людей, образуя "связный ряд общения", приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей.

    Общность права и нравственности (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы. С одной стороны, Гегель определяет посредством понятия свободы нравственность: "нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания". С другой стороны, право Гегель определяет как "наличное бытие свободной воли".

    Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат нравственностьной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)

    Таким образом, и правовая и нравственностьная системы политически насыщены, и это объединяет их.

    Общее в праве и нравственности обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное. Право и нравственность как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений.

    «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода».

    Таким образом, и право, и нравственность обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни нравственность не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и нравственность по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и нравственности.

    Итак, единство права и нравственности заключается в том, что они:

    а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

    б) являются основными регуляторами поведения;

    в) имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

    г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

    д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

    Кроме того, и те, и другие:

    - являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

    - имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;

    - им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

    - состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

    - имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

    - представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

    Религия оказывается связанной с нравственностью и правом в концепции следующим образом: возникновению нравственности предшествует появление религии. Источником нравственности служит совесть, которая является не только источником нравственностьных норм, но и сосредоточием всех духовных и нравственных сил человека, соединяет душу человека с Богом, который воздействует на каждого человека посредством совести. Потребность в религии порождает потребность в духовной свободе и, следовательно, в правопорядке. Право - есть необходимая форма духовного бытия человека, а так как религиозное бытие есть бытие духовное, вне права не может быть и религии. Церковь играет важную роль, но не поглощает нации, государства, науки, семьи, не является тоталитарным институтом.

    Таким образом, нравственность и право обретают единство в правосознании, которое важно не только для отдельно взятого человека, но и для жизни общества в целом.
    1.3 Взаимодействие права и нравственности
    Взаимодействие права и нравственности - процесс, характеризующийся многообразием форм. Право, активно воздействуя на нравственность, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием нравственностьного фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на нравственность сопутствует процесс обратного влияния нравственности на право.

    нравственность и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и нравственности. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

    Спецификой взаимосвязи и взаимодействия права и нравственности является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

    С другой стороны, когда сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» нравственности правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.

    Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

    История развития цивилизации свидетельствует, что право и нравственность как составные части культуры общества органически связаны друг с другом.

    На тесную взаимосвязь права и нравственности указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение нравственностьно-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами нравственности и нравственности.

    «Право, - так учит современная юриспруденция, - есть результат борьбы различных общественных сил – сложный продукт их взаимодействия».

    Воздействие нравственности на право сказывается в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни.

    Право имеет чрезвычайно важное значение для развития нравственности. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти.

    Служебная функция нравственности во взаимодействии с правом выражается в том, что нравственность возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка.

    Право и нравственность имеют также общее функциональное назначение: они формируют эталоны и стандарты поведения, составляющие, ценностно-нормативную ориентацию общества.

    Наиболее характерной чертой взаимодействия права и нравственности является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

    С течением времени взаимодействие права и нравственности скорее крепнет, чем ослабляется, и, быть может, отдаленное будущее готовит нам новое единение обеих областей, при котором юридические нормы вернее будут отражать требования нравственного сознания, и внутреннее чувство чаще и полнее будет одухотворять собой внешнее исполнение закона.
      1   2   3


    написать администратору сайта