Тесты-этика. Нижнекамский филиал Московского гуманитарноэкономического института
Скачать 492 Kb.
|
Нижнекамский филиалМосковского гуманитарно-экономического института___________________гуманитарный__________________________ (факультет) ________________ОГД____________________________ (кафедра) Базапрограммно-дидактических тестовых материалов (ПДТМ)___________Профессиональная этика___________ (наименование дисциплины) _______________________________________________ (специальность) _______________________________________________ (семестры обучения) ____к.психол.н. Чернова О.В.__________ (авторский коллектив, ФИО) ____заданий на ____ минут Мера трудности заданий: лёгких________ средних ______ сложных _____ Формы заданий: открытых __________ закрытых __________ на последовательность ________ на соответствие __________ Профессиональная этика I. Теория морали I.1. Этика как наука и учебная дисциплина I.2. Основные категории этики I.3. Зарождение и развитие этических учений I.3.1. Этика древнего мира I.3.2. Античная этика I.3.3. Средневековая этика I.3.4.Этика Нового времени I.4. Современные этические учения (ХХ –ХХI вв.) I.5. Сущность, структура и социальные функции морали. Высшие моральные ценности II. Мораль как общественное явление II.1. Исторические типы морали II.2. Нравственная регуляция общественной жизни. Мораль и право II.3. Нравственное содержание экономической жизни общества. Этика и экономика II.4. Нравственные ценности общества и личности. Общая и нравственная культура личности III. Профессиональная этика III.1. Понятие профессиональной этики III.2. Этика общения и деловой этикет III.3. Этика и культура служебных взаимоотношений III.4. Этические требования к руководителю (госслужащему, журналисту, юристу, экономисту, психологу и т.п.) IV. Прикладная этика IV.1. Психология и социология морали IV.2. Экономическая этика IV.3. Политическая и правовая этика IV.4. Биоэтика IV.5. Экологическая этика IV.6. Этика средств массовой информации IV.7. Этика науки и образования IV.8. Этика искусства Примечание: 1. Все тестовые задания должны быть поделены равными долями по степени сложности. 2. Количество тестовых заданий каждой формы должно быть приблизительно равным. Требования к программно-дидактическим тестовым материалам (ПДТМ) 1. Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения. 2. Тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений. 3. Количество слов в тестовом задании не более 15. 4. Количество слов в ответах не более 10. 5. Содержание задания должно быть выражено предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и отрицаний. 6. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга. 7.Среднее время на одно тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты (допускаемое время на экране 3,5 минуты). 8. Элементы тестового утверждения могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты без лишних подробностей. 9. Тестовое задание не должно содержать вопросно-ответной формы. 10. Форму на последовательность необходимо начинать со слова «последовательность», а на соответствие со слова «соответствие»/ 11. В закрытой форме на месте ключевого слова в содержании задания необходимо поставить троеточие и через пробел точку. 12. Рекомендуется предлагать
13. Обязательно соблюдение единого стиля оформления заданий, входящих в один ответ. 14. Следует избегать обобщающих слов, таких как «всегда», «иногда», «никогда». 15. Формулировка тестового задания не должна начинаться с предлога, союза, частицы. Профессиональная этика I. Теория морали I.1. Этика как наука и учебная дисциплина I.2. Основные категории этики Автор работы «Никомахова этика», где представлены основные морально-нравственные понятия … .
Моральные принципы практического поведения людей … (этикет). К категориям универсальной этики НЕ относится
Категория этики, отражающая отношение личности к обществу, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в данных условиях … .
I.3. Зарождение и развитие этических учений I.3.1. Этика древнего мира Общим литературным источником для культуры Древней Индии является … .
Способ преодоления кастовой ограниченности – … .
Особенности древнеиндийской этики –… .
Духовное первоначало мира в Древней Индии … .
Материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию» в Древней Индии – … .
«Колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию в древнеиндийской культуре –… .
Закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации в древнеиндийской этике – … .
Угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство» в древнеиндийской культуре – … .
Этическая доктрина буддизма базируется на «… благородных истинах».
Основатель буддизма … .
Чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний, «не причинять зло живому»отличался … .
Учение и метод управления психикой и физиологией человека, религиозная и философская система, ставящая целью достижение состояния «освобождения» – … .
Общим литературным источником для культуры Древнего Китая является … .
Особенности древнекитайской этики – … .
Основатель конфуцианства … .
Главный текст конфуцианства – … .
Основатель даосизма … .
Главный текст даосизма – … .
Основной принцип даосизма – … .
Основатель легизма … .
… считал мораль, основанную на «ли», ненадежным средством государственного управления и предпочитал в качестве такового закон («фа»).
I.3.2. Античная этика Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличавшие человека о животного… (Аристотель). Представителей сократических школ принято называть … .
Киренская школа развила принципы Сократа в направлении последовательного … .
I.3.3. Средневековая этика Эпоха в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом … (средние века, средневековье) Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела – … .
Философ средневековья, определявший человека как единство души и тела – … .
Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, вера в его безграничные возможности … .
Основные проблемы этики средних веков НЕ включают проблему: … .
Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма …
Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью и приобретают религиозный характер …
I.3.4.Этика Нового времени Теория естественного права возникла …
Субъективный принцип нравственности по Канту – … .
Автор слов: «Кто превращает себя в червя, тот не должен потом жаловаться, что его топчут ногами» – … .
I.4. Современные этические учения (ХХ –ХХI вв.) I.5. Сущность, структура и социальные функции морали. Высшие моральные ценности Мораль – это … .
Учение о ценностях – …
К категориям универсальной этики НЕ относится
Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер …
Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности …
Положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности …ценность Категория этики, отражающая отношение личности к обществу, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в данных условиях … .
«Милосердная любовь является средством маскировка себялюбия, зависти, потворствования слабостям человека» – писал … .
Любовь – метафизическая основа нравственности
Заповедь любви может быть реализована на основе … .
Доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку – это … .
Милосердие является средством и содержанием … человека.
«Бескорыстное благоволение» – … .
Закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей – утверждал … .
II. Мораль как общественное явление II.1. Исторические типы морали Религиозное обрамление морали характерно для эпохи … .
Тип морали, возникший в ХХ веке …
Эпоха в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом … (Средневековье, Средние века, Эпоха средневековья, средневековье, средние века, эпоха средневековья). II.2. Нравственная регуляция общественной жизни. Мораль и право Самая простая форма социального контроля … .
Система общеобразовательных социальных норм, установленных или санкционированных государством … (право). Особая форма общественного сознания, отражающая право, правоотношения, правовую деятельность людей … (правосознание). II.3. Нравственное содержание экономической жизни общества. Этика и экономика Обмен деятельностью, распределения различных предметов и услуг – …
Управленческая этика это – … .
Этический кодекс позволяет … .
Управленческая этика в эпоху постиндустриального общества … .
Создал иерархическую модель мотиваций
Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг …
Процесс взаимодействия людей их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребности….
Основополагающий стимул развития производства … .
Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребности, заключительная фаза процесса производства … .
Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда …
Наиболее глубоко раскрыл роль производства в развитии общества….
Потребности выступающие как основные стимулы и источники развития производства …
Применяемое в производстве орудие труда, техника, технология, транспорт – производительные …(силы). II.4. Нравственные ценности общества и личности. Общая и нравственная культура личности Толерантность – это … .
Единичноий представитель человеческого рода … .
Совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других …
Тип мировоззрения в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу … (индивидуализм). Определение человека как совокупности характерных социальных качеств … (личность). Человек как субъект отношений и сознательной деятельности … личность индивид индивидуальность Процесс и результат усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом –… .
III. Профессиональная этика III.1. Понятие профессиональной этики Размышление и практика решения нравственных проблем, существующих в конкретных профессиональных сферах деятельности
Высказывание « … каждый класс и даже профессия имеют свою мораль» принадлежит … .
III.2. Этика общения и деловой этикет Деловой этикет – это … .
Моральные принципы практического поведения людей … (этикет). Основное назначение визитной карточки – … .
III.3. Этика и культура служебных взаимоотношений Социальный статус – это … .
III.4. Этические требования к руководителю (госслужащему, журналисту, юристу, экономисту, психологу и т.п.) Управленческая этика это – … .
Этический кодекс позволяет … .
Управленческая этика в эпоху постиндустриального общества … .
Создал иерархическую модель мотиваций М. Вебер Г. Спенсер А. Х. Маслоу Э.Дюркгейм IV. Прикладная этика IV.1. Психология и социология морали IV.2. Экономическая этика Обмен деятельностью, распределения различных предметов и услуг – …
Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг …
Процесс взаимодействия людей их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребности….
Основополагающий стимул развития производства … .
Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребности, заключительная фаза процесса производства … .
Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда …
Наиболее глубоко раскрыл роль производства в развитии общества….
Потребности выступающие как основные стимулы и источники развития производства …
Применяемое в производстве орудие труда, техника, технология, транспорт производительные … силы Обмен деятельностью, распределения различных предметов и услуг – …
IV.3. Политическая и правовая этика Система общеобразовательных социальных норм, установленных или санкционированных государством … (право). Особая форма общественного сознания, отражающая право, правоотношения, правовую деятельность людей … (правосознание). В юридической характеристике права выделяют … функции, как способ воздействия права на общественные отношения.
Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Так гласит теория… .
Теория естественного права возникла …
IV.4. Биоэтика IV.5. Экологическая этика IV.6. Этика средств массовой информации IV.7. Этика науки и образования Изучение специфики моральной регуляции в научной сфере занимается… (этика науки). IV.8. Этика искусства Этические учения Древней ГрецииСоциокультурные предпосылки этики Древней Греции. Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Другой ее особенностью было формирование рабовладельческой демократии как формы социальной жизни. Эти предпосылки обусловили: Особенности древнегреческой этики: 1) светская, нерелигиозная этика, опирающаяся в своих построениях на идеалы естествознания; 2) рационалистическая этика, которая считает разум лучшим руководителем нравственной жизни; 3) нравственным идеалом является мудрец, т.е. человек, обладающий полнотой разума; 4) индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной. Основные проблемы древнегреческой этики: 1) проблема истинного блага: как составить иерархию благ в жизни человека, чтобы она соответствовала нравственным критериям; 2) проблема отношения к наслаждениям: выделение предпочтительных в нравственном отношении наслаждений, определение статуса наслаждений при построении нравственной жизни; 3) проблема приобретения добродетелей, т.е. положительных нравственных качеств, приближающих человека к истинному благу. Наиболее почитаемыми добродетелями были мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Выделенные проблемы получили свое разрешение в ряде учений. Основные учения древнегреческой этики. Софисты, начали этические размышления с того, что усомнились в существовании общезначимой морали. Относительность человеческих суждений о благе, счастье и смысле жизни побудила их перейти к анализу моральных явлений в противовес обыденному некритическому усвоению нравственности как неких очевидных правил. Релятивизм софистов, их рассуждения об относительности нравственных норм, разрушали догматические представления о морали, однако не содержали положительной моральной программы. Сократ в противовес софистам считал, что мнения разных людей о добре относительны в сравнении с истинным понятием добра. Задача личности – «познать самого себя», т.е. перейти от «мнений о добре» к знанию добра, которое приобретается благодаря разуму. Знаменитые «сократические диалоги» показывают, каким образом разум может проясниться до понимания истинной, а потому единственной и всеобщей нравственности. Разве, зная истинный путь жизни, кто-нибудь пойдет безнравственным? Таким образом, для Сократа быть мудрым и быть нравственным – одно и то же. Безнравственность же – разновидность безумия. Все люди желают блага, значит, никто не делает зла по своей воле, зло – это ошибка в суждении, ведущая, как и всякая ошибка к несчастью. Сократические школыунаследовали от рационалистической этики Сократа идею достижения счастья через мудрость, однако, разошлись в конкретной интерпретации данной моральной программы. Киренаики считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому, чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений. Киники же (самым знаменитым из которых был Диоген Синопский) отождествляли высшее благо с внутренней свободой, в том числе свободой от удовольствий. Аскетический образ жизни Диогена стал способом его индивидуалистического самовыражения, чем отличался по смыслу от религиозного аскетизма. Платон – ученик Сократа, развивший идею своего учителя о существовании абсолютного добра. Согласно Платону, подлинное добро как идеальный образец существует в «мире идей», на земле же – его бледные подобия, копии, тени. Задача личности – познать идею добра с помощью разумной части души, которая припоминает тот образец добра, что когда-то созерцала в «мире идей», когда сама была идеей. Чувственные удовольствия затемняют разумную часть души, поэтому злоупотреблять ими не следует. Индивидуальная этика у Платона дополняется социальной: теорией идеального государства, само устройство которого укрепляет добродетель граждан. Аристотель – ученик Платона – классифицировал античное знание, выделив при этом учение о добродетелях в особое учение – этику, написал ряд специальных этических сочинений и, таким образом, конституировал этику как философскую дисциплину. В отличие от Платона, Аристотель считает, что этика – это не наука, постигаемая лишь с помощью разумной части души, а практическое знание о том, как стать счастливым благодаря добродетели. Добродетель достигается с помощью разумной части души, которая управляет страстями (подобно тому, как возница управляет горячими конями), правильно направленные страсти не вредят нравственности, но являются ее необходимым элементом. Быть добродетельным – значит знать «золотую середину» между крайностями, одна из которых состоит в недостатке какого-либо качества, а другая – в избытке того же самого качества (так мужество является серединой между трусостью и безумной отвагой). Главная же добродетель разумной части души – это мудрость, а интеллектуально-созерцательный образ жизни, жизнь мудреца, представляет собой нравственный идеал. Итак, этические системы Древнего мира сформулировали базовые парадигмы в осмыслении этической проблематики. |