Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия

  • Тесты-этика. Нижнекамский филиал Московского гуманитарноэкономического института


    Скачать 492 Kb.
    НазваниеНижнекамский филиал Московского гуманитарноэкономического института
    АнкорТесты-этика.doc
    Дата07.04.2017
    Размер492 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТесты-этика.doc
    ТипДокументы
    #4598
    страница7 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    Современная нравственность и ее перспективы



    В данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности:

    • архаической системы регуляции;

    • традиционной нравственности;

    • традиционной религиозной морали;

    • нравственности modernity в буржуазном и советском вариантах.

    Современное развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности нравственности modernity усваиваются в рамках традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т.е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.

    Контрольные вопросы по теме №3


    1. Каким аргументом обосновывается поведение по обычаю?

    2. Какие виды табу Вы знаете?

    3. К кому следует проявлять уважение, согласно традиционной нравственности?

    4. В состав какой исторической системы нравственности
      не входит принцип трудолюбия?

    5. В состав какой исторической системы нравственности
      не входит принцип патриотизма?

    6. В состав какой исторической системы нравственности
      не входит принцип патриархальности?

    7. В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип коллективизма?

    8. Какая историческая система нравственности называется традиционной?

    9. Что предполагает принцип индивидуализма в этике?

    10. Что предполагает принцип коллективизма в этике?

    ЕМА 4. ТЕОРИЯ МОРАЛИ


    Лекция 4. Теория морали



    Основные понятия:

    императивность; обобщенный характер требования, всепроницающий характер регуляции; неинституциональная регуляция; личностная форма морального требования; мораль; антиномии в морали; моральный закон; всеобщность нравственного требования; общество; личность; свобода; структура морали; моральное сознание; нравственный поступок; нравственные отношения; добро; долг; ригористическая традиция; совесть; честь; достоинство; моральные чувства; норма; нравственное качество; нравственный принцип, нравственный идеал; высшие моральные ценности; гуманизирующая функция; регулятивная функция; ценностно-ориентирующая функция; познавательная функция; воспитательная функция.

    Свойства морали


    С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative – повелевать).

    Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.

    Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.

    Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная регуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.

    Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).

    Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.

    Наряду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    написать администратору сайта