Дидактические игры. Николаенкова елена ивановна
Скачать 0.76 Mb.
|
Библиография 1. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 2. Под редакцией Дубровиной И.В. Развитие познавательных способностей. Москва «Просвещение» 2003 3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999 4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль «Академия развития» 1997 5. Лейбсон В.И Лучший учитель – творчество. Москва «Знание» 1998 6. Сергеева О.В. Развитие творческих способностей младших школьников через факультативные занятия Журнал «Начальная школа» №7 2003 7. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей Журнал «Начальная школа» №3 2004 НИКОЛАЕНКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА Дидактическая игра как средство развития творческой активности Введение Как развить творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Как помочь ему не потерять «искру Божию», данную каждому малышу от рождения? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы наметились различные пути. Одни педагоги подробно изучают структуру и качества творческого мышления и воображения и занимаются с детьми, по существу, тренингом способностей, предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений данному предмету» или «Составьте предложения, включающие заданный набор слов». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат. Другие – увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют пьески, сочиняют сказки), не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. Прививая детям на всю жизнь вкус к творчеству, они, однако, не оставляют своим питомцам осознанных инструментов для самостоятельного продвижения вперед. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. Не все дети справляются с жизненными противоречиями, не все могут правильно сделать выбор, предложить продуктивное решение во вдруг изменившейся ситуации. Конечно, способ разрешения подобных конфликтов связан с развитием разных сторон личности, в частности с ее отношением к жизни не как к ранее выученным правилам, а как к живому меняющемуся потоку бытия, где надо все время принимать самостоятельные решения, надо творить жизнь. Чаще всего мы стараемся невольно представить мир ребенку радостным и постоянным: вот он сам, вот всегда любящие его взрослые, вот его занятия, на которых он должен делать то-то, и так далее. Но мир состоит из противоречий, из противоположностей: рядом с радостью соседствует горе, радом с жизнью – смерть. Ребенок, привыкший видеть только одну сторону жизни, теряется в новой неожиданной ситуации, порой с трудом находит из нее выход. Крупнейший педагог В.А. Сухомлинский полагал, что детям надо показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых, противоречивых ситуаций. Он знакомил детей на доступном им уровне и с жизнью, и со смертью, с радостью и бедой, учил видеть мир не ровным и добрым, а принимать жизнь такой, какая она есть. Аналогическую позицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особенно широкое распространение в США. Сторонники этой психологии также считают необходимым знакомить ребенка с разными сторонами жизни. Детей учат искать выход из острых ситуаций с сохранением при этом своего «я», своего позитивного отношения к жизни. Нельзя прожить жизнь без конфликтов, без смены отношений и социальных ролей. Надо уметь управлять и подчиняться, радоваться и грустить, и самое главное, самостоятельно и творчески выходить из неожиданных ситуаций. Всего, конечно же, не предусмотришь. Предусмотреть можно только одно: мир нестабилен, он изменчив, и не может быть готового рецепта на все случаи жизни. Прими это, говорит педагог ребенку, а дальше мы поможем тебе научиться думать и творить самому. Это особые умения, которые должны пронизывать всю жизнь ребенка. Роль воображения в творчестве человека. Мир многообразен и неоднозначен, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картинку действительности, открыть новые ее законы. Увиденный Художником стойкий оловянный солдатик может поведать нам о верности и мужестве, а занесенный снегом куст роз – о любви и вере, побеждающих могущество Снежной королевы. Мышление, позволяющее воспринимать мир в его целостности и многообразии, творческое воображение – это основа для развития личности, творчества как отношения к нашей прекрасной и изменчивой жизни. И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового столетия. Младший школьный возраст – очень благоприятный для развития творческого воображения. Значение воображения. Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый ХVIII века Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли был химиком, биологом, философом, совершил множество выдающихся открытий. Он открыл, что «плохой» воздух «исправляется» под воздействием растений. Обнаружил аммиак и другие газы, получил кислород. Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению» Воображение – способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. Воображение очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Все – от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до величайших открытий – первоначально обязано силе воображения человека. Ведь прежде чем что-то сказать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им. Таким образом, значение воображения в жизни человека чрезвычайно велико. Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4-5 до 15-16 лет). Между тем, когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных, и тем более школьных образовательных учреждениях имеют в виду, прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Поэтому воображение необходимо специально развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в дошкольном, и в школьном возрасте. Мышление и его роль в развитии детского творчества. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, то есть через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде. Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. Итак, мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Дидактическая игра – средство развития творческой активности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; • как элемент более общей технологии; • в качестве урока или его части (введение, контроль); • как технология внеклассной работы. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игры и упражнения для развития творческого воображения 1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Так, например, задание «Закончи рисунок» входит в качестве одного из субтестов в тест креативности П. Торренса. Можно предложить детям выполнить похожее задание. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении. 2. К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник». Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста». Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам. Это задание также можно использовать для изучения развития воображения. Для этого выполнение задания оценивается в баллах: 0 баллов — ничего не нарисовал; 1 балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки; 2 балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам; 3 балла — сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация. По данным обследования И. М. Никольской и Г. Л. Бардиера, проведенного с использованием этого задания, дети 6—7 лет получили среднюю оценку 1,83. Причем девочки получили в среднем 2,1 балла, мальчики — 1,6. Это задание для некоторых мальчиков оказалось особенно трудным — 16% из них выполнить его не смогли. Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих. 3. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов. 4. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. Она может быть использована при работе с группой детей. В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», а сказуемым — «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?» Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую — глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок перемешиваются. Играющий должен, не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из первой стопки вытащено слово «утюг», а из второй — «мечтать». Ребенок должен задать вопрос: «Что было бы, если бы утюг стал мечтать?» — и придумать на него как можно больше ответов. В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой стопке, менять слова. Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым. Ему остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое изображение, сверять с действительностью. Младшие школьники и младшие подростки с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном. Можно попросить детей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, и предложить прислушаться к «разговорам» вещей. Какие же различия в воображении детей наблюдаются! У одних вещи «рассказывают» от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них «рассказывает» о том, как он был деревом, которое потом срубили, распилили на доски и т. д. Другим же детям этот стол смог «поведать» о людях, которые за ним едят, работают, беседуют. 5. «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Этот прием предложен педагогом М. Карне. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали или сделали на месте героя. Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа. После этого взрослый рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться. Выделяются следующие характеристики, которые позволяют судить о том, что ребенок, выполняющий задания такого типа, действительно фантазирует, включен в процесс творчества: — ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет; — ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы; — дает подробное описание содержания и объектов сказки; — вводит новых героев; — меняет направление развития сюжета; — демонстрирует хорошую память; — использует жесты и мимику; — проявляет высокий уровень речевой активности. 6. Упражнение «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...» 7. Игра «На что это похоже?». Развитию воображения способствует также развитие у детей умения понимать метафоры и создавать новые. Ведь для того чтобы понять метафору и тем более создать ее, необходимо научиться переносить свойства одного предмета на другой, сопоставлять свойства разных предметов. Для развития этого умения ребенку можно предложить объяснить, что означает та или иная метафора, та или иная пословица. Для этого хорошо использовать игру «На что это похоже?». В эту игру может играть несколько человек. Один — водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет. Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п. 8. Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию. 9. Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки). Подобные задания входят в тест творческого мышления Дж. Гилфорда. 10. Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них. 11. Упражнение «Поделки». Сделать поделки, использовав один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, панцирь черепахи, шапочку и т. п.). Заключение. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Поэтому в последнее время в научно-методической литературе все чаще появляются статьи педагогов-практиков, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию творческих способностей учащихся. И это понятно: однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности. Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по данной теме, мы пришли к выводу, что в процессе развития творческих способностей детей особое внимание следует обращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремленности, настойчивости в решении творческих задач. Необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. |