Дидактические игры. Николаенкова елена ивановна
Скачать 0.76 Mb.
|
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ г. НОВОКУЗНЕЦКА МОУ ДПО ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ На правах рукописи НИКОЛАЕНКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА Дидактическая игра как средство развития творческой активности Заявлена первая категория учителя начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №71» Форма квалификационного испытания - реферат Новокузнецк - 2005 Содержание Введение._______________________________________________3 Роль воображения в творчестве младших школьников__________4 Значение воображения_________________________________________4 Виды воображения____________________________________________4 Мышление и его роль в развитии детского творчества_________5 Виды мышления______________________________________________5 Стадии развития творческого мышления__________________________6 Дидактическая игра как средство развития творческой активности.__________________________________________________7 Игра как метод обучения_______________________________________7 Игровые мотивы и организация игр______________________________8 Заключение_____________________________________________11 Приложение_____________________________________________11 Игры для развития творческого воображения______________________11 VII.Библиография._____________________________________________15 Введение Как развить творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Как помочь ему не потерять «искру Божию», данную каждому малышу от рождения? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы наметились различные пути. Одни педагоги подробно изучают структуру и качества творческого мышления и воображения и занимаются с детьми, по существу, тренингом способностей, предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений данному предмету» или «Составьте предложения, включающие заданный набор слов». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат. Другие – увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют пьески, сочиняют сказки), не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. Прививая детям на всю жизнь вкус к творчеству, они, однако, не оставляют своим питомцам осознанных инструментов для самостоятельного продвижения вперед. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. Не все дети справляются с жизненными противоречиями, не все могут правильно сделать выбор, предложить продуктивное решение во вдруг изменившейся ситуации. Конечно, способ разрешения подобных конфликтов связан с развитием разных сторон личности, в частности с ее отношением к жизни не как к ранее выученным правилам, а как к живому меняющемуся потоку бытия, где надо все время принимать самостоятельные решения, надо творить жизнь. Чаще всего мы стараемся невольно представить мир ребенку радостным и постоянным: вот он сам, вот всегда любящие его взрослые, вот его занятия, на которых он должен делать то-то, и так далее. Но мир состоит из противоречий, из противоположностей: рядом с радостью соседствует горе, радом с жизнью – смерть. Ребенок, привыкший видеть только одну сторону жизни, теряется в новой неожиданной ситуации, порой с трудом находит из нее выход. Крупнейший педагог В.А. Сухомлинский полагал, что детям надо показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых, противоречивых ситуаций. Он знакомил детей на доступном им уровне и с жизнью, и со смертью, с радостью и бедой, учил видеть мир не ровным и добрым, а принимать жизнь такой, какая она есть. Аналогическую позицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особенно широкое распространение в США. Сторонники этой психологии также считают необходимым знакомить ребенка с разными сторонами жизни. Детей учат искать выход из острых ситуаций с сохранением при этом своего «я», своего позитивного отношения к жизни. Нельзя прожить жизнь без конфликтов, без смены отношений и социальных ролей. Надо уметь управлять и подчиняться, радоваться и грустить, и самое главное, самостоятельно и творчески выходить из неожиданных ситуаций. Всего, конечно же, не предусмотришь. Предусмотреть можно только одно: мир нестабилен, он изменчив, и не может быть готового рецепта на все случаи жизни. Прими это, говорит педагог ребенку, а дальше мы поможем тебе научиться думать и творить самому. Это особые умения, которые должны пронизывать всю жизнь ребенка. Роль воображения в творчестве человека. Мир многообразен и неоднозначен, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картинку действительности, открыть новые ее законы. Увиденный Художником стойкий оловянный солдатик может поведать нам о верности и мужестве, а занесенный снегом куст роз – о любви и вере, побеждающих могущество Снежной королевы. Мышление, позволяющее воспринимать мир в его целостности и многообразии, творческое воображение – это основа для развития личности, творчества как отношения к нашей прекрасной и изменчивой жизни. И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового столетия. Младший школьный возраст – очень благоприятный для развития творческого воображения. Значение воображения. Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый ХVIII века Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли был химиком, биологом, философом, совершил множество выдающихся открытий. Он открыл, что «плохой» воздух «исправляется» под воздействием растений. Обнаружил аммиак и другие газы, получил кислород. Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению» Воображение – способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. Воображение очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Все – от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до величайших открытий – первоначально обязано силе воображения человека. Ведь прежде чем что-то сказать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им. Таким образом, значение воображения в жизни человека чрезвычайно велико. Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4-5 до 15-16 лет). Между тем, когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных, и тем более школьных образовательных учреждениях имеют в виду, прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Поэтому воображение необходимо специально развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в дошкольном, и в школьном возрасте. Виды воображения. Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов. По этому критерию различаются: Непроизвольное, или пассивное воображение – это свободное, неуправляемое возникновение образов. Новые образы возникают, как правило, под воздействием мало осознанных или осознанных потребностей. Непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет. Произвольное, или активное, воображение – процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением. Произвольное и активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое. Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов. И воссоздающее, и творческое воображение очень важно для человека, и его необходимо развивать. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой станет его учебная деятельность. Мышление и его роль в развитии детского творчества. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, то есть через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде. Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. Итак, мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Виды мышления. Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям. Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (или наглядно-действенное), наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное). Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом: предметно-действенное мышление – это мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними); наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представления (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников); словесно-логическое (абстрактное) мышление основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей). Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в ходе последовательного рассуждения, и интуитивном мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов. В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в современных сложнейших знаниях и прочее) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства). В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое. В-пятых, на основе направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися из предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно не отделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет у ни одного животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией. Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку-дошкольнику рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному попросил чернильницу посторожить свой дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы. Чаще всего дети предлагают другие, более реальные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и, как это ни странно, взрослых успешнее решают те проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой форме. Признавая огромную роль игры в жизни человека и преклоняясь передней, А. Эйнштейн писал: «Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой». Важно помнить также, что огромное, неоценимое влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей, выполняющих в процессе игры большую умственную работу, которая была бы им не под силу в обычной ситуации. Дидактическая игра – средство развития творческой активности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; • как элемент более общей технологии; • в качестве урока или его части (введение, контроль); • как технология внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. |