Главная страница
Навигация по странице:

  • Первая цель

  • Цель третьего уровня

  • Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитек­тура.

  • Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.

  • Развитие игровой ситуации.

  • Перед учителем стоят задачи

  • Игры и упражнения для развития творческого воображения

  • Дидактические игры. Николаенкова елена ивановна


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеНиколаенкова елена ивановна
    АнкорДидактические игры
    Дата11.05.2023
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаdidakticheskaya_igra.doc
    ТипРеферат
    #1122263
    страница2 из 3
    1   2   3

    Игровые мотивы и организация игр

    Игровые формы обучения, как никакая другая техно­логия, способствуют использованию различных способов мотивации:

    1. Мотивы общения:

    —учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;

    — при решении коллективных задач используются раз­ные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быс­тро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рис­кованных сотоварищей;

    — эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных от­ношений.

    2. Моральные мотивы.

    В игре каждый ученик может проявить себя, свои зна­ния, умения, свой характер, волевые качества, свое отно­шение к деятельности, к людям.

    3. Познавательные мотивы:

    — каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нуж­но знать больше других);

    — в игре команды или отдельные ученики изначаль­но равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, уме­ний, характера;

    - обезличенный процесс обучения в игре приобрета­ет личностные значения. Учащиеся примеряют со­циальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого ис­торического процесса;

    - ситуация успеха создает благоприятный эмоцио­нальный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную де­ятельность (реванш);

    - состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;

    - в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

    - в игровой деятельности в процессе достижения об­щей цели активизируется мыслительная деятель­ность. Мысль ищет выход, она устремлена на реше­ние познавательных задач.

    Управление многими играми необходимо для актива­ции процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести ряд следующих моментов.

    Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспита­тельные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав иг­рающих, их интеллектуальное развитие, физическая под­готовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и тому подобное. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических усло­вий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкрет­ной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и резуль­тат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конст­рукторы, куклы и др.), «продуктов» художественного твор­чества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уров­ней, взаимосвязанных между собой.

    Первая цель— удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готов­ность к любой активности, если она приносит радость.

    Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ро­лей.

    Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результа­тов и т. п.

    Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызыва­ют игрушки или предметы для игры, возбуждающие же­лание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявле­ния и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержа­нии и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

    Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитек­тура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, со­держанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть про­ходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей). Любой микромир игры во дворе — в школе требует своего архитектурного и смыслового реше­ния. Под архитектурной игровой площадью мы понима­ем такую ее разработку, которая соответствует конструк­тивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стрем­лению к яркому, необъятному, героическому, романтичес­кому, сказочному.

    Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, создан­ный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практи­ка детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

    Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Они могут быть активными и пас­сивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре — дело трудное и щепетильное. Рас­пределение не должно зависеть от пола ребенка, возрас­та, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капи­таны, водящие, т. е. командные роли по сюжету игры. Учи­тывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

    — назначение на роль непосредственно взрослым;

    — назначение на роль через старшего (капитана, водя­щего);

    — выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

    — добровольное принятие роли ребенком, по его же­ланию;

    — очередность выполнения роли в игре.

    При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авто­ритет, неактивным — проявить активность, недисципли­нированным — стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшими, — вернуть потерянный ав­торитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского кол­лектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.

    В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над вто­ростепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было дей­ствие; роль без действия — мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористи­ческих ситуациях.

    Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение иг­ровых действий. Участники игры социально активны по­стольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения ин­тереса и удовольствия от игры.

    Основные принципы организации игры:

    — отсутствие принуждения любой формы при вовле­чении детей в игру;

    — принцип развития игровой динамики;

    — принцип поддержания игровой атмосферы (поддер­жание реальных чувств детей);

    — принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятель­ности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

    — принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением раз­нообразного содержания игровых заданий и пра­вил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, «вечным».

    Безусловно одно — воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

    Перед учителем стоят задачи:

    • опираться на достижения предыдущего возраста;

    • стремиться мобилизовать потенциальные возмож­ности конкретного возраста;

    • подготовить «почву» для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уро­вень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

    Урок, проводимый в игровой форме, требует опреде­ленных правил.

    1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее рас­пределены роли. Это стимулирует познавательную дея­тельность.

    2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта го­рода, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и бу­дет способствовать повышению эмоционального фона урока.

    3. Обязательная констатация результата игры.

    4. Компетентное жюри.

    5. Обязательны игровые моменты необучающего харак­тера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для пе­реключения внимания и снятия напряжения.

    Главное — уважение к личности ученика, не убить ин­терес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
    Заключение.

    Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.

    Поэтому в последнее время в научно-методической литературе все чаще появляются статьи педагогов-практиков, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию творчес­ких способностей учащихся. И это понятно: однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способст­вует формированию у них положительной мотивации и познаватель­ной активности.

    Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по данной теме, мы пришли к выводу, что в процессе раз­вития творческих способностей детей особое внимание следует об­ращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятель­ности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремленности, настойчивости в решении творческих задач. Необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуаль­ных особенностей учащихся начальной школы.

    Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

    Игры и упражнения для развития творческого воображения

    1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изуче­нии и развитии воображения и творческих способностей. Так, например, задание «Закончи рисунок» входит в качестве одного из субтестов в тест креативности П. Торренса. Можно предложить де­тям выполнить похожее задание.



    Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.

    Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

    2. К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник».

    Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все что угодно так, чтобы получились предметные изображения.

    Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

    Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.



    Это задание также можно использовать для изучения развития воображения. Для этого выполнение задания оценивается в баллах: 0 баллов — ничего не нарисовал;

    1 балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;

    2 балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;

    3 балла — сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.

    По данным обследования И. М. Никольской и Г. Л. Бардиера, проведенного с использованием этого задания, дети 6—7 лет получили среднюю оценку 1,83. Причем девочки получили в среднем 2,1 балла, мальчики — 1,6. Это задание для некоторых мальчиков оказалось особенно трудным — 16% из них выполнить его не смогли.

    Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.

    3. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

    4. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. Она может быть использована при работе с группой детей.

    В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», а сказуемым — «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»

    Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую — глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок перемешиваются.

    Играющий должен, не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из первой стопки вытащено слово «утюг», а из второй — «мечтать». Ребенок должен задать вопрос: «Что было бы, если бы утюг стал мечтать?» — и придумать на него как можно больше ответов.

    В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой стопке, менять слова.

    Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым. Ему остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое изображение, сверять с действительностью.

    Младшие школьники и младшие подростки с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочине­ния по картине с каким-либо закрытым ее звеном.

    Можно попросить детей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, и предложить прислушаться к «разговорам» вещей. Какие же различия в воображении детей наблюдаются! У одних вещи «рассказывают» от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них «рассказывает» о том, как он был деревом, которое потом срубили, распилили на доски и т. д. Другим же детям этот стол смог «поведать» о людях, которые за ним едят, работают, беседуют.

    5. «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Этот прием предложен педагогом М. Карне. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали или сделали на месте героя.

    Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.

    После этого взрослый рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.

    Выделяются следующие характеристики, которые позволяют судить о том, что ребенок, выполняющий задания такого типа, дей­ствительно фантазирует, включен в процесс творчества:

    — ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет;

    — ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы;

    — дает подробное описание содержания и объектов сказки;

    — вводит новых героев;

    — меняет направление развития сюжета;

    — демонстрирует хорошую память;

    — использует жесты и мимику;

    — проявляет высокий уровень речевой активности.

    6. Упражнение «Завершение рассказа». Детям предлагается на­чало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...»

    7. Сочинение сказок, историй. Школьникам предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем — живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшим из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом). Школьник должен придумать, что случится с этим персонажем, о чем мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.

    8. Сочинение рассказа по отдельным словам. Например:

    а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

    б) девочка, дерево, птица;

    в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

    Нужно составить связный рассказ или сказку, используя эти слова. Это задание дети могут выполнять в группе. По результатам его выполнения учитель может узнать об особенностях развития воображения школьников.

    Например, ученикам IV класса предложили написать сочинение на тему «Весна» и дали слова, представленные в пункте «а». Слова наталкивали на традиционное описание весны.

    Многие дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать. Ветерок дует ласковый, а не холодный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы».

    Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы — и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, способствуют созданию и закреплению определенных штампов. Такое «правильное» сочинение должно вызвать тревогу у учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.

    В сочинениях других детей проявлялись и воображение, и личное отношение.

    Например: «Меня разбудило солнце. Я оглянулся, увидел вокруг почерневший снег, увидел, как я сверкаю серебром на этом снегу, и вдруг подумал: «Кто я?» Пока я спал, я забыл об этом. В это время налетел ветер. Я спросил у него: «Кто я?» Но ветер ничего не ответил, только захохотал и полетел дальше. Тогда я спросил у тропинки, которая бежала рядом со мной, но она тоже ничего мне не ответила. В это время пролетавшие птицы приземлились и стали пить мою воду. «Кто я?» — спросил я у них. «Разве ты не помнишь — удивились птицы. — Ты ручеек. Посмотри, вокруг много твоих братьев». Я всмотрелся вдаль и увидел много ручьев. Я быстрее побежал к ним, и мы стали играть». При анализе сочинений важно учитывать:

    — оригинальность, необычность образов воображения;

    — количество интересных идей, предложенных ребенком;

    — эмоциональность, выражение личного отношения;

    — детализированность образов;

    — трудности, испытываемые ребенком при составлении исто­рии;

    — быстроту воображения (сколько времени потребуется ребенку, чтобы придумать самостоятельный сюжет).

    Можно ограничить время выполнения детьми задания — 5—10 мин.

    9. Игра «На что это похоже?». Развитию воображения способствует также развитие у детей умения понимать метафоры и создавать новые. Ведь для того чтобы понять метафору и тем более создать ее, необходимо научиться переносить свойства одного предмета на другой, сопоставлять свойства разных предметов.

    Для развития этого умения ребенку можно предложить объяснить, что означает та или иная метафора, та или иная пословица. Для этого хорошо использовать игру «На что это похоже?». В эту игру может играть несколько человек. Один — водящий. Он выхо­дит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет.

    Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

    10. Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей понима­нию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

    11. Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки). Подобные задания входят в тест творческого мышления Дж. Гилфорда.

    12. Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

    13. Упражнение «Поделки». Сделать поделки, использовав один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, панцирь черепахи, шапочку и т. п.).
    1   2   3


    написать администратору сайта