текст по праведникам мира. Николай Яковлевич Киселёв
Скачать 32.92 Kb.
|
Николай Яковлевич Киселёв. Николай Яковлевич Киселёв родился в 1913 году в деревне Богородское, возле Уфы (Башкирия), в крестьянской семье. В 1941 году окончил Институт внешней торговли в Ленинграде и ушел добровольцем на фронт. В том же году в должности политрука воевал в Белоруссии, попал в немецкий плен, бежал из плена, стал членом подполья в деревне Илье, а затем возглавил партизанский отряд «Мститель», который действовал в Вилейском районе Минской области. Киселёв воевал до 1944 года, женился после войны на девушке из партизанского отряда. У Киселёвых родилась дочь. Николай Яковлевич жил в Москве, долгие годы проработал на солидной должности в Министерстве внешней торговли, ездил за границу. Очень любил жену и дочь. Прожил недолго и умер в 1974 году в возрасте чуть более 60 лет. В Долгиново, что на западе Белоруссии, проживало до июня 1941 года 5000 евреев. За считанные дни войны местечко оказалось в глубоком фашистском тылу. 5000 человек были обречены на планомерное, жестокое уничтожение. Эта мука растянулась на целый год. Почему фашисты не истребили всех сразу? Это было бы экономически невыгодно, с точки зрения немецкого командования. В местечке жили пекари, сапожники, портные, кузнецы – ремесленники. Если всех уничтожить, кто будет обслуживать немцев. Поэтому евреев убивали по мере того, как отпадала необходимость в их профессиональных навыках. Тем не менее, через год, в июне 1942 года началось массовое уничтожение евреев. Жители местечка, конечно же, пытались спастись: прятались в вырытых землянках, бежали в леса. Это спасло очень немногих из пяти тысяч – 280 человек. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи и где Киселёв был политруком, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили командование в Москве и получили приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых – старики, женщины и дети. Кроме Киселёва группу сопровождали еще 7 партизан. (слайд 11 фото из фильма «Список Киселёва») Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло – неизвестно. Двух раненых – пожилую женщину и мальчика – пришлось оставить в лесу, но они выжили. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. По воспоминаниям участников группы, родители Берты были в таком отчаянии, что решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Но Николай Киселёв взял ребенка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила. Они вышли в августе 1942 года, пробирались по ночам под носом у немцев. Однажды немцы выследили их, окружили, начали стрелять. Люди бросились врассыпную. В лесу можно спрятаться и деревья прикрывают от пуль. Большая часть группы уцелела, но пришлось оставить раненых, так как с ранеными на руках не было никаких шансов пройти сотни километров и перейти линию фронта. Группа еще несколько раз попадала в тяжелые ситуации, но в октябре Киселев перевел их через линию фронта и 218 евреев были спасены. Подвиг Николая Яковлевича Киселёва. В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось сразу после оккупации Белоруссии. К лету 1942 года в Долгиново в живых осталось 278 человек[9], в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. У партизанского отряда «Месть», к которому прибились уцелевшие евреи и где служил Киселёв, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили командование в Москве и получили приказ вывести евреев через линию фронта[2]. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Кроме Киселёва, группу сопровождали ещё 7 партизан[1]. Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкие засады, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика — пришлось оставить в лесу, но они выжили[8]. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты пришли в такое состояние, что в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта была спасена. После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории Киселёв вывел за линию фронта (через «Суражские ворота»[10]) 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди, в свою очередь, заступились за него, и Киселёва освободили[11]. В Государственном архиве Белоруссии хранится обращение спасённых евреев к секретарю ЦК ВКП(б) П. К. Пономаренко: «На всём протяжении пути, когда к нам явился тов. Киселёв, мы чувствовали его заботу и считаем его своим отцом и просим Вас представить его к правительственной награде». О своем подвиге Киселёв практически никому не рассказывал. Документы о походе Киселёва обнаружила директор Музея истории и культуры евреев Беларуси кандидат исторических наук Инна Герасимова. В архиве Компартии Белоруссии она нашла так называемый «список Киселёва» — его рапорт о выполненном поручении, в котором были перечислены имена и фамилии спасённых[5]. Об этом же документе писал белорусский историк Аркадий Лейзеров. Главным документом, который позволил подтвердить сделанное Киселёвым, стал найденный Инной Герасимовой в Национальном архиве Республики Беларусь приказ Белорусского штаба партизанского движения от 14 января 1943 года о награждении денежной премией (от 400 до 800 рублей) 8 партизан под руководством Киселёва Н. Я. за «вывод из немецкого тыла 210 еврейских семей»[1]. Награды Николая Яковлевича Киселёва. Камень у аллеи Праведников народов мира в Иерусалиме Ещё во время войны Киселёв был представлен к званию Героя Советского Союза, но самолёт с документами был сбит, и Кисёлев не получил награды[6]. В 1948 году был награждён Орденом Отечественной войны I степени[12], а в 1966 году — медалью «За трудовую доблесть»[13]. В 2005 году Николаю Киселёву израильским институтом Яд ва-Шем было присвоено звание Праведник народов мира. Из 218 спасённых им людей к 2008 году в живых осталось всего 14 человек. Его память чтят более 2200 их потомков, которые ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселёва они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ[9]. О подвиге Николая Киселёва в 2008 году был снят документальный фильм «Список Киселёва» (название дано по аналогии со «Списком Шиндлера»). В деревне Долгиново именем Киселёва названа улица[9 мая 2014 года именем Киселёва назван сквер, находящийся на московской улице Новый Арбат и до того бывший безымянным[15][16], а в начале сквера — возле дома № 7 по Новому Арбату — был заложен мемориальный камень в память о партизанском командире[17]. 6 ноября 2015 года в городе Благовещенск (Республика Башкортостан) открыт памятник герою — в парке, носящем его имя близ средней образовательной школы № 5[18]. В будущем одна из улиц Москвы должна будет получить его имя[19]. В августе 2017 года в Тверской области начались съемки полнометражного художественного фильма «Моисей Коля», посвященного подвигу Николая Киселёва. Запланировано, что на экраны фильм выйдет в 2018 году. Так же в 2017 году начнутся съёмки ещё одного фильма о Николае Киселёве, фильм «Большая земля» снимает режиссёр Анна Матисон, в роли Киселёва заявлен Сергей Безруков[20]. Михаил Павлович Зирченко и Павел Сергеевич Зирченко (сын и отец). Михаил Павлович родился на Украине, там же он впервые лицом к лицу столкнулся с немецкими солдатами, которые быстро и внезапно заняли село, пока местные жители не успели даже приготовиться к обороне. Михаилу тогда было 15 лет, он был единственным сыном Павла Сергеевича Зирченко, бухгалтера в колхозе. Незадолго до оккупации села он попытался было бежать и переправиться через Днепр, но понял, что ни единого способа прорвать окружение уже нет, и был вынужден вернуться обратно. Немцы, как вспоминает сам Михаил Павлович, никогда не задерживались в селе надолго: набегали, забирали всю еду, деньги и куда-то уходили, сгоняли народ в колхозы, чтобы кормить армию. Именно поэтому, видимо, в селе остались все его жители, а отец Михаила и вовсе был вынужден продолжить работать в колхозе. Именно в это время в село пришли новые люди: в ноябре 1941-го в село пришло 7 еврейских семей, ровно 32 человека, которые пережили всю войну лишь благодаря смекалке и смелости Михаила и его отца. Так, никто кроме двух человек в селе не знал, что прибывшие были евреями, даже мать Михаила не догадывалась об этом. Конечно, все 32 человека предварительно сожгли свои документы, а без них устроить их рабочими в колхоз было невозможно. После доноса на то, что в селе могут скрываться евреи, у Михаила и отца было чуть больше суток, чтобы придумать выход из этого положения, и они решили сделать поддельные документы. Отец доставал образцы, а Михаил делал печати из картошки, вырезая двуглавого орла, тренируясь сначала на черновиках и лишь после этого ставя печать на сам документ. Имена придумывали самостоятельно, а в графе 'национальность' писали все подряд, но только не правду. Когда в село, наконец, пришли немцы, в колхозе уже числились новые рабочие: несколько татар, русские и украинцы. Даже после многочасового допроса немецкие военные так и не вызнали правду, да и сами односельчане, которые и догадывались о происхождении новых рабочих, не слишком болтали об этом. Несколько лет все семь семей жили в селе, а сам Михаил случайно попал в облаву и вскоре был переправлен в концлагерь. Сам он вспоминает, что даже с семьей попрощаться не успел, только успел схватить кулек из рук матери, а спустя мгновение уже ехал в концлагерь для военнопленных в Лошкаревку. Около месяца он провел там, но после успешной бомбардировки лагеря авиацией бежал и несколько месяцев скитался по лесам, воруя еду или питаясь ягодами и кореньями. Вскоре его поймали и после краткого допроса Михаила решили расстрелять как партизана. Но здесь ему в очередной раз улыбнулась удача: солдат, который случайным образом оказался чехом, дал Михаилу убежать в лес. После возвращения домой Михаил некоторое время лечился, но потом ушел на фронт, служил в Японии, но на этот раз возвратился домой ровно в срок, без каких-либо проблем. Михаил вспоминает о том, как все жили до войны: 'В Днепропетровске до войны жили восемьдесят тысяч евреев — из них спаслось девять человек. А в моем селе спаслись все. Семь семей еврейских после освобождения разъехались, кто куда: кто поехал в Кривой Рог, кто — в Днепропетровск, а кто — в Москву. Уже после войны, году в семидесятом, мы встречались в Днепропетровске со спасенными: еще все были живы, и выпивали мы и гуляли'. Конечно, некоторые из спасенных Михаилом и его отцом 32 человек уже умерли, другие позднее уехали в Америку, Германию или в Израиль. Звание Праведник мира Михаил получил в конце 1990-х после ходатайства его друга, одного из спасенных им евреев, Николая Гонтова. После войны Михаил жил в Ростове-на-Дону, стал профессиональным художником. Ветеран войны и почетных гражданин Израиля; его именное дерево растет в парке при музее Холокоста в Иерусалиме (Jerusalem). Михаил Павлович прожил долгую жизнь, умер в возрасте 92 лет. Мать Мария (Елизавета Скобцова) Русская поэтесса и публицист, эмигрировавшая из России, после смерти дочери в 1926 году решила посвятить себя служению Богу. 16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности. Она организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных. Мать Мария также выдавала евреям фиктивные свидетельства о крещении, помогавшие им выжить. 9 февраля 1943 года мать Мария была арестована нацистами, содержалась в тюрьме, а затем была отправлена в концлагерь Равенсбрюк. Казнена в газовой камере 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря частями Красной Армии. В 1985 году матери Марии было присвоено звание «Праведник народов мира». Стихотворение Е. Ю.Скобцовой. Два треугольника, звезда, Щит праотца, царя Давида,- Избрание, а не обида, Великий путь, а не беда. Знак Сущего, знак Еговы, Слиянность Бога и творенья, Таинственное откровенье, Которое узрели вы. Ещё один исполнен срок. Опять гремит труба Исхода. Судьбу избранного народа Вещает снова нам пророк. Израиль, ты опять гоним. Но что людская воля злая, Когда тебя в грозе Синая Вновь вопрошает Элогим? И пусть же ты, на ком печать, Печать звезды шестиугольной, (слайд 12. Звезда Давида) Научишься душою вольной На знак неволи отвечать. Мать Мария, в миру Елизавета Юрьевна Пиленко, в 1919 году вместе со вторым мужем Даниилом Скобцовым и двумя детьми покинула Россию и вскоре обосновалась в Париже. В 1932 году в возрасте 40 лет она приняла постриг и стала монахиней Марией. Все свое время мать Мария посвящала социальной и миссионерской работе, помогала русским эмигрантам. После немецкой оккупации мать Мария и священник Димитрий Клепинин не смогли равнодушно наблюдать со стороны, каким преследованиям подвергаются евреи: они открыли перед ними двери центра помощи и приюта. Дом по улице Лурмель, 77 стал одним из штабов движения Сопротивления. Отец Димитрий выписывал евреям удостоверения о их принадлежности к русской православной общине, а монахиня Мария активно искала и находила долгосрочные убежища для преследуемых, временно скрывавшихся под ее крышей. (слайд 14 фото отца Димитрия Клепинина) 17 июля 1942-го, на следующий день после массового ареста парижских евреев, она, пользуясь статусом монахини, проникла на стадион Вель д’Ив, где содержались арестованные евреи. Разыскав на стадионе свою знакомую, тоже эмигрантку из России, мать Мария с помощью дворников помогла ее детям, двум мальчикам и девочке, бежать. Вместе с отцом Димитрием они организовали сбор продуктов для русских евреев, содержавшихся в лагере Компьен. Продуктовые посылки передавались в лагерь с декабря 1941 по март 1942 года и спасли многих узников от голодной смерти. В результате доноса в феврале 1943-го отец Димитрий, а также сын Елизаветы Юрьевны Юрий Скобцов были арестованы и депортированы сначала в Бухенвальд, а затем в концентрационный лагерь Дора - Миттельбау, где были уничтожены. О гибели матери Марии в газовой камере концлагеря Равенсбрюк 31 марта 1945 года рассказала Женевьев де Голль 14 января 1985 года Яд Вашем удостоил Елизавету Скобцову (Мать Марию) и отца Димитрия Клепинина почетного звания Праведники народов мира. Фёдор Фёдорович Михайличенко В 1942 году 14-летнего подростка Федю Михайличенко из оккупированного Ростова-на-Дону насильно отправили на работу в Германию. Работавший на военном заводе паренек проявил необычайную смелость — он распространял антифашистские листовки. Когда гитлеровцы уличили его в этом, он был отправлен в детский блок концлагеря Бухенвальд. 8-летний Исраэль Меир Лау по прибытии в Хаифу, 1945 г. 8-летний Исраэль Меир Лау по прибытии в Хаифу, 1945 г. Фото: Public Domain В 1944 году в лагере оказался 7-летний польский еврей Юрчик, которого Фёдор взял под свою опеку. Чтобы спасти малыша, Фёдор крал у немцев картофель, спасая ребёнка от холода, распустил свой свитер и связал ему шапочку. Фёдор укрывал его, выходя на работу за маленького друга. После освобождения Бухенвальда в 1945 году 18-летний Фёдор Михайличенко хотел усыновить спасенного мальчишку, но получил отказ от американской администрации. Им не суждено было встретиться больше. Мальчик, которого на самом деле звали Лелик Лау, впоследствии стал главным раввином Израиля Исраэлем Меиром Лау. Он долго искал своего спасителя, называя его «русским солдатом». Маленькому Лелику его друг казался взрослым. После возвращения на Родину Фёдор Михайличенко поступил в физкультурный техникум в Ростове-на-Дону, а потом на Геолого-географический факультет Ростовского государственного университета (РГУ, ныне ЮФУ). Он стал ведущим научным сотрудником ВНИГРИУГОЛЬ и защитил диссертацию. Михайличенко тоже пытался найти спасенного друга, но не сумел этого сделать. Фёдора Михайличенко не стало в 1993 году. Впоследствии, благодаря архивам и рассказам раввина, историкам удалось идентифицировать загадочного «русского солдата». 25 января 2009 года Фёдору Фёдоровичу Михайличенко было присвоено звание «Праведник народов мира». Пра́ведники наро́дов ми́ра (ивр. חסידי אומות העולם, «хасидей умот ха-олам») — почётное звание, присваиваемое Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем». Признанные получают именную медаль и Почетную грамоту, а их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме. Звание праведников народов мира присваивают неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью. Об этом говорит Закон о создании Яд Вашем, принятый Кнессетом в 1953 году. [1] На 1 января 2017 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 513 человек из 51 страны. Помощь евреям требовала большого мужества и самопожертвования. Нацисты угрожали смертью любому, кто укрывал евреев. Цена, которую пришлось заплатить многим спасителям, отличалась в разных странах. В Восточной Европе немцы убивали не только человека, который укрывал евреев, но также всю его семью. В Западной Европе репрессии были не такими жёсткими, однако и там многие праведники были убиты или погибли в концлагерях. И спасители, и те, кого они спасали, находились в постоянном страхе. Опасность могла грозить не только со стороны немецких властей. Антисемитски настроенные соседи часто доносили на праведников[3]. Литовский лесник Миколас Шимелис в 1945 был убит местными националистами за то, что прятал евреев во время немецкой оккупации[4] . Швейцарский полицейский Пауль Грюнингер был подвергнут уголовному преследованию и уволен без пенсии за помощь еврейским беженцам в нелегальном пересечении границы. В спасении евреев принимали участие люди самого разного социального происхождения — от неграмотных сельских жителей до членов королевских семей. Им помогали представители практически всех профессий: военные, чиновники, священники, рыбаки, рабочие, крестьяне, служащие, деятели науки и искусства, учителя, предприниматели и так далее. В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер — немецкий бизнесмен, спасший более тысячи евреев из лагеря Плашов, устроив их работать на свою фабрику. Первым в списке российских праведников мира эту награду получил в 1979 году старообрядец из русской семьи Амфиан Герасимов, спасавший во время войны евреев в Риге. На 1 января 2017 года звание присвоено 204 лицам, отнесенных «Яд ва-Шем» к России. Критерии присвоения звания «Праведник народов мира» Активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея. Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения или другой компенсации. Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. Все вышеперечисленное подтверждается свидетельствами выживших, тех, кому была оказана помощь, или наличием подходящих документов, подтверждающих факт спасения и его обстоятельства. Критерии были установлены с целью присвоения звания, поэтому они не всегда соответствуют методам научного исследования. В частности, основным требованием для рассмотрения дела в комиссии по присвоению звания является свидетельство спасённого о характере помощи. Всего в нескольких случаях комиссия приняла в качестве обоснования архивные документы как достаточное доказательство. Показания свидетелей являются не только необходимым критерием, но и часто единственным доказательством. Большинство праведников было признано по обращениям самих спасенных, меньшинство по заявкам самих спасителей, историков или иных лиц. Данные о спасителях и спасённых ещё весьма неполны. В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Вопросы для первой группы. Как вы считаете, правильно поступил Н.Киселёв, ведь плач ребёнка мог бы выдать местонахождение отряда? Легко ли ему было решиться на этот поступок? Что заставило его поступить так, а не иначе? Почему спасённые Н.Я.Киселёвым люди сравнивают его с Моисеем? Вопросы ко второй группе. Что сподвигло отца и сына Зирченко на их поступок? Что можно было ещё сделать для того, чтобы спасти евреев от фашистов? Задание третьей группе. Создайте, пожалуйста, рисунок, символизирующий поступок Фёдора Михайличенко. Вопросы к четвёртой группе. Какими были мотивы матери Марии? Почему её канонизировал Константинопольский патриархат? Почему православная церковь не признала её канонизацию? Вопросы к пятой группе Почему евреи присваивают звание праведника народов мира? Выразите ваше отношение этому? |