рахманинов. Николая Зверева
Скачать 23.26 Kb.
|
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1 апреля (20 марта) 1873) — 28 марта 1943) — русский[1][2] композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано далаему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 годаРахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского[4][5]. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принятна третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагогаНиколая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другиевыдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, АрсенийНиколаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов былпредставлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодогомузыканта. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в класседвоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского началзаниматься композицией. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор сбольшой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) попроизведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы дляфортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известныхпроизведений Рахманинова. Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза[источник не указан 1041 день], древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом. ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890) ор. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890) ор. 3 — Пьесы-фантазии для фортепиано (1892) op. 4 — Романсы (1892) ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1893) ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893) ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893) ор. 8 — Романсы (1894) ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1893) ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894) ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки ор. 12 — Цыганское каприччио (1895) ор. 13 — Симфония № 1 (1895) ор. 14 — Романсы (1897) ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897) ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897) ор. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900) ор. 18 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900) ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано (1900) ор. 20 — Кантата «Весна» (1901) ор. 21 — Романсы (1902) ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902) ор. 23 — Прелюдии для фортепиано (1903) ор. 24 — Опера «Скупой Рыцарь» (1903) ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904) ор. 26 — Романсы (1907) ор. 27 — Симфония № 2 (1907) ор. 28 — Соната № 1 для фортепиано (1907) ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров Мёртвых» (1908) ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909) ор. 31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911) ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910) ор. 33 — Этюды-картины для фортепиано (1911) ор. 34 — Романсы (1911) ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913) ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913) ор. 37 — Всенощное бдение (1915) ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916) ор. 39 — Этюды-картины (1917) ор. 40 — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927) ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928) ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929) ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935) ор. 44 — Симфония № 3 (1937) ор. 45 — Симфонические танцы (1941) Произведения без опуса: Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891) Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891) Опера «Алеко» (1892) 2 струнных квартета (1889, 1896) Хор «Пантелей-целитель» (1899) Фортепианные пьесы и транскрипции, среди которых: Бизе-Рахманинов, Менуэт из «Арлезианки» Крейслер-Рахманинов, «Муки любви» Крейслер-Рахманинов, «Радость любви» Шуберт-Рахманинов, «Куда» Римский-Корсаков-Рахманинов, «Полёт шмеля» Гимн Америки |