Главная страница

[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия. Ноу московский психол огосоци ал ьн ы и институт


Скачать 4.56 Mb.
НазваниеНоу московский психол огосоци ал ьн ы и институт
Дата30.06.2022
Размер4.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#621718
страница7 из 71
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   71

после того, как они принимали неподвижное и внимательное положение.

Очевидно, отсутствие посторонних раздражителей оказывается гибельным для акта

внимания, и то соотношение, установленное физиологами, верно и для психологии,

так как и акт внимания, видимо, требует известных субдоминантных раздражителей,

за счет которых он бы питался. Иначе говоря, внимательным можно быть только

тогда, когда рассеивающие раздражения приведены в подчиненное положение по

отношению к главному занимающему делу, но отнюдь не устранены вовсе из поля

сознания и продолжают на нас действовать.

Психологи давно знают, какое существенное воздействие на общую систему работы

оказывает обстановка, которая по ходу и смыслу занятий может и даже должна

оставаться не замечаемой учениками в процессе работы. Стоит совершенно незаметно

для человека, в то время как он занят и поглощен одним каким-нибудь делом,

разговором, чтением или письмом, переменить цвет стен в комнате с синего

73

на желтый, как сейчас же возникают объективные симптомы происшедших изменений в

характере его работы.

Мейману удалось показать, что процесс заучивания протекает лучше не в абсолютной

и гробовой тишине, но в таких аудиториях, куда доносится заглушенный и едва

слышимый шум. Возбуждающее влияние слабых ритмических раздражителей на наше

внимание установлено практикой уже давно, и Кант по этому поводу рассказывает

примечательный психологический случай с одним адвокатом, который имел

обыкновение, произнося сложную юридическую речь, сматывать длинную нитку, держа

ее все время в руках перед собой. Адвокат противной стороны, приметивший эту

маленькую слабость, перед процессом незаметно утащил нитку, и, по свидетельству

Канта, он столь ловким ходом совершенно лишил своего противника способности

логической аргументации, или, правильнее говоря, способности психологического

внимания, так как, произнося речь, тот перескакивал с одного предмета на другой.

Титченер установил, что произвольное или вторичное внимание возникает из

конфликта непроизвольных или первичных вниманий и из появляющихся при этом

несовместимых моторных положений. Таким образом, механизм борьбы за общее

двигательное поле лежит в основе внимания и всех вообще высших, сознательных

форм поведения, возникающих из биологической необходимости разрешить конфликты

между реакциями и придать единство поведению.

Педагогический вывод, отсюда вытекающий, усложняет еще более заботу учителя и

требует от него организации не только того основного занятия, которое сейчас

поручается ученику, но и всех побочных обстоятельств: обстановки, положения и

одежды ученика, вида, открывающегося из его окна, ибо они, как субдоминантные

возбуждения, оказываются далеко не безразличными в общей работе внимания. Один

из писателей говорил, что у русского человека все зависит от обстановки, он не

может не быть подлецом в кабаке и оказывается совершенно неспособным на подлость

в серьезной и строгой архитектуре. Это, несомненно, наблюдение того же самого

порядка, выраженное только в приблизительной и преувеличенной форме.

РАБОТА ВНИМАНИЯ В ЦЕЛОМ

Для того чтобы охарактеризовать педагогическое значение внимания в целом,

необходимо указать на его интегральный целостный характер. Без преувеличения

можно сказать, что от работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами

мира и самих себя. Чуть измененное внимание в этом отношении сейчас же ко-

74

ренным образом меняет картину, хотя бы не произошло никаких физических изменений

в окружающей нас среде.

Иллюстрировать это положение обычно принято такими фигурами, которые наглядно

обнаруживают существование колебания внимания. Если вообразить себе квадрат

внутри другого квадрата, расположенный так, что вершины обоих соединены между

собой, и смотреть на этот рисунок, фиксируя его возможно долго, мы заметим, что

в зависимости от колебаний нашего внимания рисунок будет представляться нам в

трех разных видах. То будет казаться, что передняя плоскость представлена малым

квадратом и перед нами усеченная пирамида, повернутая к нам узким концом. Но,

сколько бы мы ни старались удержать глаз в этом положении, переключенное

внимание через несколько минут покажет нам ту же картину в обратной перспективе.

Она покажется нам уходящей от нас комнатой или коробкой, причем передним планом

сделается больший квадрат, а меньший будет перетолкован нами как уменьшенная в

перспективе, уходящая вдаль стена. Наконец, третье - вся фигура обернется к нам

со своей истинной стороны, она предстанет на одной плоскости как квадрат,

заключенный внутри другого квадрата.

И если в данном случае мы имеем перед собой естественное колебание внимания и в

зависимости от этого естественные изменения воспринимаемой картины, то то же

самое остается верным и тогда, когда мы искусственно возбуждаем переключение

внимания и в зависимости от этого меняем картину воспринимаемой нами среды.

Посмотреть на ту же вещь с иначе направленным вниманием - значит увидеть ее в

совершенно новом виде.

Чрезвычайно ценное для психологии наблюдение было сделано тогда, когда обратили

внимание на то, какую диковинную и необыкновенную картину представляет привычная

и знакомая нам комната или местность, если взглянуть на нее, опрокинув вниз

голову. Поэтому известный психологический смысл заключен в популярном рассказе о

мудреце, который утверждал, что души человеческие, переселившиеся после смерти в

иные тела, будут жить в другом мире. "Ты видишь один раз мир как купец, - оказал

он своему согражданину, - другой раз ты увидишь его как мореплаватель, и тот же

мир, с теми же кораблями, предстанет тебе как совершенно другой".

ВНИМАНИЕ И АППЕРЦЕПЦИЯ

В результате длительной работы внимания, постоянно идущего в одном и том же

направлении, складывается и формируется весь наш опыт в том же самом

направлении. Это явление и называ-

75

ется апперцепцией. Под данным термином следует понимать все предварительные

элементы опыта, которые мы приносим во внешнее восприятие и которые определяют

собой тот способ, каким новый объект будет нами воспринят.

Иначе говоря, апперцепция означает не что иное, как участие нашего предыдущего

опыта в формировании настоящего. Если, глядя на лежащие передо мной предметы, я

не только вижу и сознаю их чувственные качества, цвет, форму и т. п., хотя они

воздействуют на меня непосредственной силой находящихся передо мной вещей, но

раньше всего отчетливо улавливаю, что это шляпа, портфель и чернильница, то все

проистекает в силу той же апперцепции, т. е. накопленного уже опыта и внимания.

Апперцепцию очень правильно уподобляют стрелке, которая переводит поезд с одних

рельсов на другие. Если течение наших мыслей и восприятие, с одной стороны,

определяются всецело порядком находящихся перед нами предметов, а с другой -

законами наших ассоциаций, то роль тех и других правильно уподобить рельсам,

которые направляют движение нашей психики. Свободная активность нашей

апперцепции и нашего внимания и есть та стрелка, которая позволяет мыслям из

множества существующих путей выбрать один. Таким образом, внимание правильно

определяется как относительная свобода нашего поведения, как свобода выбора и

ограничения.

Апперцепция, таким образом, представляется нам как бы накопленным капиталом

внимания. Но она в свою очередь накопляет и образует особый склад нашего

поведения, который издавна принято называть характером. В этом трехстепенном

образовании опыта мы имеем последовательные ступени: внимание, апперцепция,

характер.

Для учителя это означает не что иное, как еще большую роль внимания в

воспитании, ибо здесь внимание не рассматривается как средство для облегчения

какой-либо воспитательной или учебной задачи, но оказывается чрезвычайно важным,

как цель в себе. Оно никогда не проходит бесследно, всякий раз оставляя по себе

результат. Множество результатов накапливается в апперцепцию, которая стремится

руководить нашим поведением. Множество апперцепции складывается в характер, с

которыми бывают бессильны бороться самые тонкие воспитательные воздействия.

Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию

личности и характера.

А. Ф. Лазурский

НАКЛОННОСТИ, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ВНИМАНИЮ1

Если мы обратимся к психологам с вопросом, что такое внимание, то получим

различные ответы в зависимости от той точки зрения, которой придерживается

каждый отдельный автор. По мнению одних, внимание является самостоятельным

психическим актом, тогда как другие видят в нем лишь известную сторону нашей

душевной жизни, необходимое условие, без которого ни один психический процесс не

может осуществиться. Еще более расходятся взгляды относительно того, в чем

заключается сущность внимания, какой именно из разнообразных элементов, входящих

в состав этого сложного проявления душевной жизни, следует считать наиболее

важным и характерным. Одни склонны отождествлять внимание с сознанием; они

полагают, что единственной постоянной и в то же время наиболее характерной

стороной процесса является "вхождение представления в фиксационную точку

сознания", т.е. приобретение им возможно большей ясности и отчетливости; все

остальные элементы представляются, по их мнению, добавочными, несущественными.

Другие отождествляют внимание с волей, рассматривая его как одну из

разновидностей волевого акта; в зависимости от того, будет ли волевой акт

простым или сложным, сопровождается ли он актом выбора и т.д., следует различать

отдельные виды внимания. По мнению третьих, центр тяжести лежит в ассоциации

представлений, причем особенно важную роль играют те представления, которые

находились в сознании в момент, предшествовавший восприятию; только благодаря

той или иной "констелляции сознания" делается возможным тот факт, что некоторые,

даже незначительные раздражения тотчас же и вполне отчетливо воспринимаются нами

(сосредоточивают на себе наше внимание), тогда как другие, гораздо более

сильные, проходят совершенно незамеченными. Четвертые склонны придавать особенно

важное значение различным чисто физиологическим моментам, как-то: усиленному

раздражению и кровенаполнению известных участков мозговой коры, подготовке

соответствующих органов чувств, усиленному сокращению или, наоборот, задержке

движений в некоторых мышечных группах и т.д.; по мнению этих авторов,

напряжение, испытываемое нами в случаях произвольного внимания, зависит

исключительно от того, что для более успешного сосредотачивания внимания нам

приходится усиленно сокращать некоторые

Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука,

1995, с; 121- 138.

77

из мышц нашего тела, подавляя в то же время, насколько это возможно, все

остальные движения. Наконец, некоторые авторы особенно подчеркивают значение

чувства, считая, что оно играет первенствующую роль во всех случаях так

называемого пассивного внимания.

Едва ли мы, однако, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся

исключительно к объяснению того сложного явления, которое мы называем процессом

внимания, а никак не к его описанию. Что же касается собственно описательной

стороны, то здесь мы почти не встречаем противоречий. Во всяком более или менее

полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы. Разногласие

появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо

считать главными и какие побочными. Если мы оставим на время этот вопрос в

стороне и попытаемся представить по возможности полную (хотя, конечно,

схематичную) характеристику тех сложных проявлений душевной жизни, которые

описываются обычно.под рубрикой "внимание", то получим приблизительно следующее.

В каждый данный момент человек может сознавать только очень небольшую часть тех

раздражений, которые он получает извне и которые возникают в нем самом. Кроме

того, и это небольшое количество принятых раздражений сознается им далеко не с

одинаковой ясностью: некоторые из них выступают чрезвычайно отчетливо, тогда как

другие воспринимаются довольно смутно или даже проходят едва замеченными.

Иногда, в минуты так называемой рассеянности, все содержание сознания

представляется одинаково тусклым и неясным, так как ни одно из представлений не

в состоянии подняться над остальными и занять господствующее место. Затем

благодаря каким-нибудь внутренним переменам или появлению интенсивного внешнего

раздражителя внимание пробуждается, т.е. некоторые представления начинают

занимать фиксационную точку сознания.

Число восприятий или представлений, сознаваемых вполне ясно и отчетливо, может

быть в различные моменты и у разных людей различно. Кроме того, внимание не

может сосредоточиваться чересчур долго на одной и той же группе представлений;

после некоторого более или менее длинного промежутка времени господствующие

представления начинают сознаваться менее отчетливо и, наконец, исчезают на время

или окончательно; фиксационная точка сознания замещается другими представлениями

или же остается незамещенной, т.е. человек снова впадает в состояние рассеяния.

Всякий раз, когда внимание сосредоточивается на каком-нибудь внешнем восприятии,

мы замечаем в сознании или же косвенным путем убеждаемся в существовании группы

других представлений, по своему со-

78

держанию родственных тому, которое становится объектом внимания. Существование

такой группы представлений значительно благоприятствует сосредоточению нашего

внимания на данном объекте. Иногда некоторые из этих родственных представлений

заранее вЬ1двигаются в сознании, подготовляя его к предстоящему восприятию (так

называемое выжидательное внимание, или преперцепция).

Как сосредоточение внимания, так и поддержание его сопровождаются обыкновенно

чувством усилия, активного напряжения, которое некоторыми лицами почти не

ощущается, у других же, наоборот, могут достигать чрезвычайной интенсивности.

Очень часто (однако, по-видимому, далеко не всегда) представление, становящееся

объектом внимания, отличается более или менее значительной эмоциональной

окраской. Наконец, всякое сколько-нибудь значительное сосредоточение внимания

сопровождается сокращением известных мышечных групп, а также задержкой движений

в других мышечных группах. Когда же внимание направлено на внешние восприятия,

то кроме этого требуется также известное приспособление соответствующих органов

чувств.

Вот та схема процесса внимания, которой мы будем придерживаться в дальнейшем

изложении.

ЛЕГКОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ (ВОЗБУДИМОСТЬ) ВНИМАНИЯ

Определение качества. Большая или меньшая наклонность ко вхождению какого бы то

ни было представления в фиксационную точку сознания -вот как можно было бы

определить данное качество. У некоторых людей всякое интенсивное внешнее

раздражение, всякая новая и интересная мысль тотчас же овладевают на некоторое

время сознанием, оттесняя на задний план все остальные мысли и чувства. У других

же, наоборот, требуются особенно благоприятные обстоятельства или чрезвычайно

сильные раздражители для того, чтобы какой бы то ни было объект привлек,

наконец, к себе их внимание. Долго ли продлится такое сосредоточение на одном и

том же объекте, для нас пока безразлично, так как условия, от которых зависит

устойчивость внимания, будут рассмотрены нами ниже. Здесь же мы имеем в виду

только первую часть процесса, а именно - момент привлечения внимания, более'или

менее легкую его возбудимость.

Проявления возбудимости внимания могут быть довольно раз-

°образны, но сущность их всегда сводится к тому, что человек об-

"Руживает признаки усиленного внимания при действии всякого, даже

, мого незначительного, раздражителя. Все происходящее вокруг него

79

он рассматривает с видимым интересом, ко всякому разговору прислушивается,

всякую перемену тотчас же замечает. Одним из наиболее частых и очевидных

признаков того, что внимание человека привлечено каким-либо внешним объектом,

является обращение глаз в сторону данного объекта. Движение это, соединенное

часто с подобным же движением головы, является почти непроизвольным и

чрезвычайно характерно для людей с живым и легковозбудимым вниманием. Если у
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   71


написать администратору сайта