Смирнов А.В. ВКР (1). Новые и старые свадебные традиции организации свадебного торжества на примере села
Скачать 72.43 Kb.
|
Содержание Введение Глава 1. Новые и старые свадебные традиции организации свадебного торжества на примере села 1.2. Традиционное проведение свадебного торжества 1.3. Рождение и внедрение новшеств в организации свадебного торжества Глава 2. Разработка и организация свадебного торжества в селе Кордюково 2.1 Определение места проведения свадебного торжества: сельский дом культуры или подворье 2.2 Анализ использования свадебных традиций на примере села Кордюково 2.3. Экономические расчеты свадебного торжества Заключение Список литературы и источников Приложения Введение Кажется, нет на свете ни одного более торжественного события, чем свадебный обряд. Свадебный обряд — это начало и венец любви, начало семейной жизни, о которой мечтают многие молодые люди. Свадьбу и видно, и слышно издалека. Трудно найти более красочный и веселый обряд, в котором было бы столько радости и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи. Даже в наши дни, когда все сводится чаще всего лишь к посещению ЗАГСа, нескольких памятных мест и застолью, этот праздник привлекает всеобщее внимание самой своей нарядностью. А уж если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится действом. Свадьба - один из древнейших семейно - бытовых обрядов, в особом смысле священнодействие. Все его атрибуты имели когда-то большое значение, а участники играли особую роль. Большая часть обычаев, которые мы можем наблюдать сегодня, - отголоски далекого прошлого. Но и сегодня несмотря на то, что изначальное значение зачастую уходит, мы соблюдаем старые традиции, которые с некоторыми отступлениями присутствуют в свадебных обрядах во всем мире. Всегда следует помнить, что обычаи, которые мы чтим сегодня, имеют свою предысторию. Независимо от того, что историческую точность очень сложно проследить из-за огромного количества преданий и домыслов, перемежающихся с фактами, социальное значение, которое имеют свадебные традиции и обычаи, громадно. Свадебный обряд одной области России отличался от другой. Каждый народ имеет свои взгляды на свадебные обычаи и свадебный обряд, поэтому они были весьма разнообразны и многочисленны. Свадебный обряд интересен сам по себе. Здесь вы слышите и видите жизнь и веселье, трогающие душу черты народного быта и религиозные обычаи, с которыми связан этот свадебный обряд. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, печальное с веселым. Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов - ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований. Многожанровый свадебный фольклор был органичной и в значительной степени организующей частью свадебного ритуала. Он представлял собой одно из наиболее ярких и красочных явлений устной народно - поэтической традиции. Свадебные обряды можно сгруппировать по трем периодам: предсвадебный период от схода до дня венчания; день бракосочетания - от утра дня венчания до брачной ночи включительно; послесвадебные обряды, выполнявшиеся как непосредственно после свадебного пира, так в какой-то мере и в течение всего года. Сейчас из предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов наиболее известны только свадебные. Но интерес к традициям велик - и вот уже мы слышим старинные величальные песни, прибаутки. Свадьба и сегодня — это традиция, регулирующая важнейшую сторону празднично-обрядовой жизни человека и общества. Она, конечно, обусловлена в своем существовании предыдущими этапами в жизни свадебной обрядности - предыдущими традициями, но эта обусловленность не носит прямой и открытый характер. Современный сельский свадебный обряд — это сложное социокультурное явление, порождаемое взаимодействием двух принципиально различных культур - фольклорной, представляющей собой комплекс традиционной духовной культуры, реализуемой в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях, действиях, коллективно-традиционной, и современной, профессионально-личностной, индивидуально-креативной. Современные свадьбы, запоминаются, как яркое красочное действие, в котором сочетаются свадебные традиции древних славян и современные элементы свадебного обряда. Все это стало основанием для выбора темы моей дипломной работы. Цель работы: разработка и проведение свадебного мероприятия в селе Кордюково. Задачи: - узнать о зарождении, традициях и особенностях русской свадьбы, проследить как «трансформировался» свадебный обряд сегодня; - сравнить особенности проведения свадебного торжества в сельском доме культуры и в подворье; - разработать свадебное мероприятие и рассчитать затраты на организацию торжества. Объектом моего исследования – особенности русской свадьбы, как сохранения обряда Предметом исследования – русское свадьба Тема, заявленная мной, является актуальной, т.к. сегодня требованием времени является возрождение народной праздничной культуры, которая в полной мере отразилась в культуре прошлого. Глава 1. Новые и старые свадебные традиции в организации свадебного торжества Свадебные традиции и обычаи непременно присутствуют на любом свадебном торжестве. Но в одном случае они более ярко выражены, а в другом – менее. Кто-то предпочитает им следовать, а кто-то выбирает для себя и своей свадьбы лишь некоторые из них. В любом случае решать только молодоженам, но ознакомиться с ними все же следует. История свадебных традиций в селе Кордюково Свадьба – это, прежде всего, ритуал. Ритуал – это совокупность обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы. Последовательность и способы поведения в ходе совершения ритуала инвариантны, воспроизводятся традиционно, в соответствии с обычаем или специально разработанными «сценариями». Последние, как правило, со временем приобретают традиционный характер. Важные моменты в жизни человека переживаются и отмечаются не только им самим, но и членами его семьи, родственниками друзьями и т.д. Поэтому ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективные действия. Празднование простонародных свадеб не только различное, но переменчивое. Это зависит от местных привычек и образа жизни. Песни, употребляемые при сватанье, сговорах, на свадьбе, при прощании с родителями и т.п., не везде поются одинаково. Но повсюду главные действующие лица: свахи, сваты, дружка. Ими затевается доброе дело, и ими же оно и оканчивается. Без них нельзя обойтись ни невесте, ни жениху. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчёту часто оказывались счастливыми. В 30-годы XX века свадьбы в селе Кордюково придерживались старых революционный обрядов и состояли из трёх основных циклов: предсвадебного, свадебного, послесвадебного. В свадебном обряде можно выделить три этапа: предвенечный, включавший сватовство и подготовку к венчанию, собственно свадебный и послевенечный. Предвенчальный этап состоял из сватовства, смотрин, сговора или помолвки, девичника и мальчишника, и прощания с «красной красотой» свадебный – венчание и собственно свадебный обряд; послевенчальный – пир, на следующий день вскрывание молодых. Предвенечный этап. Сватовство. В прошедшие столетия сватовство подразумевало своеобразный сбор информации о невесте. Отсюда и забавное высказывание «выяснять породу». Если добытые сведения об избраннице удовлетворяли всех членов семьи жениха, то определяли первый день сватовства. «Выбирай не невесту, а сваху»1 - гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому У русских, в прошлом, проведение сватовства начиналось негласным семейным советом в доме жениха, затем в дом невесты посылали сваху или сватов. В деревнях обычно сватами выступали крестные родители жениха или его ближайшие родственники - дядя, старший брат. В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п. Часто сватовство начиналось в шутливой форме или иносказательно, например так: - Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? - спрашивали сваты. А в ответ слышали: - Есть у нас гусочка, но она еще молоденька". - Да сейчас самый лучший квас, - продолжал сват, - а то перезреет - закиснет. - А жених вон какой: что родом, что телом, что красой, что делом". Иносказательная манера ведения беседы, ведение разговора издалека - все это было необходимо, так как надо было уберечь дела от вмешательства нечистой силы и запутать ее. Традицией было хвалить жениха, его семью и хозяйство, а потом спрашивать согласия хозяев на брак. Родители девушки, даже если они рады сватам, не должны были сразу соглашаться, говоря о ее молодости и нежелании покидать родной дом. Таковы были этикетные нормы. Если родители невесты вовсе не собирались отдавать дочь свою за предлагаемого жениха, то имели туже, как и ныне, отговорку на молодость дочери. При согласии заявляли его тотчас, но все-таки не спешили, по-видимому, ссылаясь на то, что они будут советоваться с родственниками и назначали день решительного ответа. Когда, наконец, давалось согласие, сват или сваха просил дозволения видеть невесту. Смотрины. Обряд смотрин проводился в доме невесты, примерно через неделю после сватовства. Жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг – по обычаю, «запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на который можно было либо согласиться, либо нет. Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и круговой обход стола2. Сговор или помолвка После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в предсвадебном этапе, он носил еще название – помолвки. Не заключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка. В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Кроме родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял жениха и невесту и объявлял о помолвке. Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними» без присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы. Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха. Девичник имел место только у групп населения наиболее близких к крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях. Девичник и мальчишник, прощание с «красной красотой» Накануне свадьбы невеста обязательно звала в гости подруг. Они шли в баню, мылись. Баню топили девушки, подружки невесты, накануне девичника. Невеста кланялась в ноги подружкам и просила истопить баню "парную, не угарную". "Банный" обряд - один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходил под почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или других родственниц. Невеста, причитывая, старалась оттянуть время расплетания косы. Подружки расплетали девичью косу, расчесывали волосы и брали себе ленточки из косы. На девичнике настроение было по большей части минорным. Невеста с распущенными после бани волосами сидела за столом, причитывая по смытой волюшке. Причетами она встречала каждого, пришедшего посмотреть, как будет "красоваться" невеста - прощаться со своей "красной красотой". Красная красота - символ девичества - представляет собой веночек с лентами, надетый на голову невесты (по старорусским записям). Такие причитания слушатели принимали близко к сердцу и тут уж и все плачут, а невеста пуще всех. В момент расплетения косы невеста вырывалась и не давала расплетать косу. Самый напряженно-драматический обряд девичника - прощанье с "красной красотой". В последний раз заплетали волосы девушки в одну косу. А на следующий день после венчания в церкви сваха заплетала уже две косы (символ замужества) и надевала молодой женский головной убор - повойник или кику. Мальчишник же — достаточно поздняя традиция. Древнерусский жених шёл в баню один, и обычай предписывал ему, напротив, молчать. Но постепенно мальчишник тоже стал традицией. Свадебный этап День свадьбы Свадебные сборы На Руси в старину соблюдался обычай - в день венчания жених присылал невесте через сваху или свою тётку "жениховую шкатулку", в которой лежали фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, набор гребёнок, духи, иголки, булавки и т.п. После того как приносили шкатулку, невесту начинали одевать к венцу. Одевала и причёсывала невесту "снарядиха", помогали ей подружки невесты. В дворянских семьях специально для этого приглашали парикмахера. Существовал традиционный обычай, согласно которому невесту обувал "свадебный отрок" (младший брат или другой её близкий родственник). В купеческих семьях невесте вкладывали в туфельку золотой. В богатых семьях свадебный отрок не только обувал собиравшуюся к венцу невесту, но и подовал ей на серебрянном подносе перчатки и фату, провожал до свадебной кареты, нёс за неё шлейф и т.д. К приезду жениха невеста, как правило, была уже одета в свадебный наряд. В доме жениха шли свои обряды: утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своей холостяцкой волей. Чтобы уберечь парня от сглаза, крёстная мать иногда крестообразно вырезала из головы по пучку волос и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. При одевании жениха к венцу сохронялась традиционная роль дяди (по материнской линии). Дядя вкладывал в правый ботинок или сапог жениха монету. Широкое распростронение имел так называемый обряд о пяти приборах. Этот обряд совершался отдельно как в доме жениха, так и в доме невесты. В нём принимали участие только пять человек: мать, отец, жених (невеста), сваха или тётка, шафер (дружка). Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем совершалась обычная церемония: все обходили вокруг стола, после чего приступали к лёгкой закуске. 2 Свадебный поезд и выкуп невесты Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали. Свадебный поезд отправлялся за невестой из дома жениха. После общей молитвы следовал обряд благословения жениха ехать за невестой и затем к венцу. Дружка, иногда сват, подзывал, обращаясь по имени-отчеству, всех присутствующих, начиная с родителей. Каждому благословляющему жених кланялся три раза и благодарил. Отправление поезда сопровождалось обрядами, преследующими магическую цель - предохраниться от нечистой силы и обеспечить в новой семье рождение детей. Отъезжающие пили пиво или вино непременно домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом. Дружка с иконой обходил свадебный поезд и кропил людей и лошадей святой водой. После выполнения положенных обрядов поезд отправлялся к невесте. При въезде в деревню (если жених был из другой) и на пути к дому невесты сельчане загораживали свадебному поезду дорогу и требовали выкупа. Расплачивался всегда дружка. Широко применялось перегораживание улицы на пути жениха бревном, уложенным на специальные козлы. У бревна - богатырская застава: младший брат невесты со своими друзьями и родственниками невесты. Богатырская застава не пропускала свадебный кортеж, заставляя жениха с дружкой показать свою молодецкую удаль, например, за десять минут перепилить бревно. Сыпались шутки, слышался хохот: "Смотри-ка, кажись, жених топор впервые в руки взял, за острие держится, топорищем рубит". Когда бревно было перепилено, не скупились на похвалу, приносили воды умыться, полотенце утереться. Дорога была расчищена, и поезд жениха мчался дальше к дому невесты, где его ждали новые препятствия. Когда жених прибывал к месту назначения, ворота и двери в дом уже были закрыты родственниками и соседями невесты. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом. Жениху и его дружке приходилось долго стучать. Когда жених и дружка оказывались во дворе, там всегда было полно ребятни, и всем им надо было дать выкуп - сладости. И тут на пути вставал старший брат невесты или кто-нибудь из родственников "солидного" возраста. Он задавал жениху загадки. Если раньше испытывались сила и щедрость жениха, то теперь - умственные способности. Загадок обычно загадывали не больше трех. Отгадывать жениху помогал дружка. Если оба испытывали затруднение, всегда находились добрые люди и подсказывали ответ. Жених победно поднимался на крыльцо и входил в дом. Теперь надо было вручить гостинцы всем подружкам невесты. С этим он обычно справлялся легко. Но невесту надо было еще найти. Перед женихом сидели на скамье девицы, покрытые большими одинаковыми платками. Какая из них невеста? Надо было отгадать, не оконфузиться. Бывали случаи, когда жених поднимал платок, думая, что под ним его суженая, а оказывалось - сморщенная старуха. Поэтому жених ходил вдоль ряда, ко всему приглядывался - рост, форма плеч, туфельки на ногах… Когда все преграды были позади, полагалось посадить жениха за стол под образа на княжеское место. Жених должен был выкупать его у того мужчины или мальчика, который сидел подле невесты. Последний, получив несколько монет, уступал свое место, и жених садился подле невесты на одну подушку с ней. Хозяева приглашали гостей к столу. Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица. Венчание Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры. Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается». С приходом христианства народное венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Венчание всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами. Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами, цветами и колокольчиками. Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом. В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого. |