Главная страница
Навигация по странице:

  • Константина Георгиевича Паустовского и Леонида Максимовича Леонова

  • 11 кл 26.04 РЛ. Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм


    Скачать 34 Kb.
    НазваниеНовый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм
    Дата07.12.2022
    Размер34 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла11 кл 26.04 РЛ.doc
    ТипЛитература
    #832255

    26.04
    11 класс
    Тема: Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм

    Цель: расширить знания о литературном процессе середины 20 века
    Задание:
    Познакомьтесь с теоретическим материалом. Составьте краткий конспект
    Закончилась Великая Отечественная война, начался новый этап в жизни нашей страны. Безусловно, в 40-50-е годы происходило осмысление Великой Победы. В литературе звучала трагическая «музыка», ощущался священный смысл войны, передавалась мысль о всеобщем равенстве людей в тылу и на фронте перед бедой. Назовите, пожалуйста, имена писателей, которые в 40-50-е годы досказывали свое слово о войне. Послевоенное время было достаточно суровым, хотя и мирным. Во-первых, надо было восстанавливать экономику страны, во-вторых, началась «холодная война» с бывшими союзниками, явно устрашавшими СССР ядерной бомбой.

    Литературный процесс в это время стал управляемым, руководимым. Так, 14 августа 1946 года вышло партийное постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого А.А.Ахматова и М.М.Зощенко были исключены из Союза писателей. В понимание социалистического реализма вносились недопустимые уточнения. Например, предписывалось учитывать, что в нашем обществе исключена сама возможность противоречий и конфликтов. Стали утверждаться аксиомы полуправды.

    Литература считалась мобилизованной, встроенной во все дела страны.

    Философия патриотизма зазвучала в произведениях Константина Георгиевича Паустовского и Леонида Максимовича Леонова . В 40-50-е годы 20 века К.Г.Паустовский обрел значение ключевой фигуры литературного процесса, связывающей классический период русской прозы и современность. Вспомните, пожалуйста, прочитанные произведения этого писателя.

    В творчестве обоих прозаиков выразилась система взглядов на устойчивые черты русского характера, на взаимосвязь прошлого и настоящего, на роль самой природы России в формировании человеческой души. В 1953 г. вышел роман Л.Леонова «Русский лес», где и звучит философия патриотизма.

    Поэты-«шестидесятники» - Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Дементьев… Они начали свой литературный путь в атмосфере хрущевской «оттепели». В этот период в русской поэзии уже звучали голоса крупнейших художников старшего поколения: А. Ахматова, А. Твардовский, Н. Заболоцкий, М. Светлов, Н. Асеев, В. Луговской. Возродились традиционные поэтические вечера в Большой аудитории Политехнического музея.

    Из воспоминаний Е. Евтушенко: «Мы читали стихи на заводах, фабриках, в институтах, школах, выплескивали поэзию на площади. Мы создали День поэзии… Поэзию нашего поколения называли эстрадной».

    Поэзия могла ответить на насущные, сложные духовные и эстетические запросы, вызванные начавшимися изменениями в стране в связи с решениями XX съезда компартии о «культе личности», переоценкой социальных процессов, стремлением осмыслить обретения и потери на нашем историческом пути.

    В 60-е - 80-е годы XX века поэтов в стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на насущные запросы: учила не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать с пути обновления жизни. Здесь громче всех звучал голос Евгения Евтушенко.

    Андрей Андреевич Вознесенский (род. 12 мая 1933 г в Москве). Стал вождем поэтического авангарда нового времени. Сборники стихов «Парабола», «Мозаика», «Треугольная груша», «Антимиры» позволили говорить о том, что появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым видением проблем.

    По воспоминаниям современников, «придя в поэзию из архитектуры, Вознесенский, наделенный видением живописца и слухом музыканта, соединил краски и звуки в одном празднестве перекликающихся слов. Поэт стал зодчим речи, вобравшей радугу искусств, так что цвет звучал, а звук светился».

    1) Жанры поэзии А. Вознесенского – элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, сатирический портрет, пейзажная картина, репортаж.

    2) Гуманизм, гражданственность, демократизм поэта, исповедальность, темперамент – вот характерные черты поэзии Вознесенского.

    3) Лирического героя Вознесенского, как и у Евтушенко, отличал нравственный максимализм. Он чувствует ответственность за все происходящее в мире, сопрягает современность с прошлым и будущим, национальное с интернациональным, интимно-личное с общественным, реальное с фантастикой, светлое с трагическим, высокое с низменным.

    4) Тема искусства тесно связана с темой труда. Большое место в творчестве поэта занимает тема любви, женского счастья, женской красоты, судьбы.


    написать администратору сайта