план самообразования кл. рук. 6в кл.. мой план самообраз. кл. рук.. Нравственность основа становления личности
Скачать 38.09 Kb.
|
МКОУ «Победовская СОШ» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ______________________________, классного руководителя 6 «в» класса Тема: «Нравственность – основа становления личности» Индивидуальная тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей». Срок реализации: 3 года 2021 г. Индивидуальная тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей». «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» (Свадковский И.Ф.) Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребёнка от мира жестокости и грубости, познакомить ребёнка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребёнка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги. Для реализации необходима программа нравственного воспитания детей, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчётливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из индивидуальности каждого ребёнка. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Многие педагоги справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали, заключается в том, что она ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также воспитателю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы. Знание моральных норм есть предпосылки нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка, только упражняясь в нравственных поступках. Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер. Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребёнку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали и никогда не противоречат истинным этическим нормам. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание – искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь. Он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребёнок этого не переживёт, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаёшь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить воспитанников в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести чёткий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с умеренностью сказать, насколько велико значение этой проблемы. Цель: изучить теоретически и на практике обосновать систему нравственного воспитания воспитанников. Задачи: - на основе анализа теоретических и практических положений обосновать формирование нравственных качеств воспитанников; - экспериментально проверить уровень нравственной культуры воспитанников; - подготовить методический материал и рекомендации по исследуемой проблеме. Гипотеза: Я предполагаю, что особенности формирования качеств воспитания , обусловлены личностными проявлениями. Опора на положительные, сохранные возможности воспитанников способствует успешному формированию у них нравственного воспитания и поведения, комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса способствует формированию у воспитанников нравственных навыков. Актуальность: Происходящее в обществе, резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм отрицательно сказываются на процесс социализации детей с проблемами в развитии. Полноценная социальная адаптация детей с проблемами в развитии невозможна без формирования системы их нравственного сознания и соответствующего поведения. Индивидуальный план педагогического самообразования воспитателя
Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2023г. 1. Диагностический этап Диагностика и выявление уровня сформированности нравственных представлений и поступков у воспитанников. Методы исследования: - наблюдение; - социометрические исследования, - беседы; - проведение диагностических методик. Определения уровня нравственной воспитанности: - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности; - методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002; - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002. изучение представлений детей о нравственных качествах: - методика «Беседа» Ред.и сост. И.Б.Дерманова –СПб., 2002; выявление отношения детей к нравственным нормам: - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995; Проблема: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, отсутствие чувства меры, неспособность предвидеть последствия собственных действий, определить линию поведения- эти особенности характерны детям с ограниченными возможностями в развитии. Изучение литературы по проблеме: 1. Абрамова, Г.С. Практическая психология - Москва, 2004.- 471с. 2. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками - Москва, 2007. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968. 4. Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех. - М.,1991. 5. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.,1998. 6. Дерманова И.Б. «Диагностика эмоционально-нравственного развития.» - СПб., 2002. 7. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».-М.,2007. 8. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания - Москва, 2005.-213с. 9. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика обучения и развития школьников в системе коррекционного обучения: Методическое пособие для учителей коррекционных классов. – М.: 1990. 10. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.-М.,2002. 11. Немов Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов - Москва, 2000.-691с. 12. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности- СПб., 2008-169с. 13. Скоркина Н.М. Нестандартные формы работы. - г. Волгоград.,2001. 14. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения - Минск, 2006.-190с. 15. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника - СПб., 2007. -266с. 16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995. 17. Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника - Москва, 2003.-382с. 18. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005. 19. Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка правилам поведения. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007. 20. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания - Москва, - 2001.-329с.. Сроки: первый год работы по теме самообразования. Результат: собеседование с руководителем МО и заместителем директора. 2. Прогностический этап Цель работы над темой: выявить эффективность внеклассной работы в формировании нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями в развитии. Задачи: - формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника; - развитие навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка; - воспитание уважительного отношения к труду взрослых, чуткого, заботливого отношения к друзьям, товарищам, родным и близким. Система мер направленная на решение проблемы: -коррекционно-развивающие игры, ролевые игры, сюжетные игры, игры- беседы, игры-викторины, игры-путешествия, беседы-диалоги с игровыми ситуациями; -индивидуально-групповые игровые коррекционно-развивающие занятия; -классные часы; - воспитательные занятия, состоящие из игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы; -рассказы, разъяснения, этические беседы; -целевые прогулки, экскурсии; -воспитательные, спортивные мероприятия. Методы и приёмы формирования нравственного сознания: 1.Информационные методы (беседа, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений. 2.Практически – действенные методы (воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность). Эти и другие практически-действенные методы применяла в сочетании с различными информационными методами. 3.Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением. Методы и приёмы формирования нравственного поведения: 1. Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости): - прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок); - требование-просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора); - требование- доверие: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь…»; - требование – одобрение: «Молодец. Вовремя помог товарищу»; - показ положительного действия: «Посмотрите, как нужно…»; - контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю). 2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности). 3. Общественно- полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения): поручения, организация конкретной помощи, одобрение со стороны педагога, организация соревнований. Ожидаемый результат: появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств, формирование воли, характера, отношения к окружающему, активная жизненная позиция. Сроки: первый год работы по теме самообразования. Результат:выступление на заседании МО. 3. Практический этап (2 года) 1 Внедрение системы мер направленных на решение проблемы по теме самообразования. 2 Формирование методического комплекса по теме самообразования: -изучение и использование в коррекционно - развивающей работе средств педагогической диагностики для оценки индивидуальных результатов учащихся; -разработка сценариев внеклассных мероприятий, игровых занятий; -проведение открытых занятий; -накопление дидактического материала по теме самообразования. 3 Отслеживание промежуточных результатов: -участие в благоустройстве школы; - проведение совместных праздников и мероприятий с детьми из других классов ; -подготовка и организация творческих выставок, -участие в фестивалях и конкурсах; -проведение диагностических методик: Определения уровня нравственной воспитанности: - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности; - методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002 - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002. Изучение представлений детей о нравственных качествах: - методика «Беседа» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002; Выявление отношения детей к нравственным нормам: - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995. Ориентировка работы:увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в личности школьника. Повышение уровня воспитанности детей Результат: открытое мероприятие. Выступление на заседании МО. Сроки: первый, второй год работы по теме самообразования. 4. Обобщающий этап Проведение диагностических методик: Определения уровня нравственной воспитанности: - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности; - Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым; - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002. Изучение представлений детей о нравственных качествах: - методика «Что такое хорошо и что такое плохо» методика Г.М. Фридмана. Ред. и сост. И.Б.Дерманова «Диагностика эмоционально- нравственного развития» - СПб, 2002.С.102- 103; Выявление отношения детей к нравственным нормам: - методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995. Оформление результатов работы по теме самообразования написание творческой работы по теме самообразования, составление таблиц, диаграмм по результатам проведённых исследований. Представление материалов наработанных по теме самообразования: проведение открытых занятий, участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства, выступление на МО, педсоветах, , создание персонального сайта, размещение электронного портфолио и публикация статей в социальной сети работников образования nsportal.ru. Сроки: третий год работы по теме. 5. Внедренческий этап работы по теме самообразования Использование наработанных материалов по теме самообразования в ходе дальнейшей педагогической деятельности. Обмен наработками и новыми технологиями. Распространение педагогического опыта: создание индивидуально творческих проектов, публикация в социальной сети работников образования методических разработок, конспектов. Способы организации духовно-нравственного воспитания в процессе учебной деятельности Методики исследования: В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский «Шкала совестливости», М. Рокича «Нравственная проблематика школьников», Кэмпбелл «Диагностика доброжелательности», Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануилов «Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп». Время, в котором мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовно-нравственного становления ребёнка. Современные передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мы дали детям только материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это, в свою очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса. Следовательно, нужно пересмотреть способ общения и изложения материала. В методике литературы средней школы, возможно, ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Когда ребёнок читает книгу, он начинает идентифицировать себя с героями этих историй: сочувствует им, страдает вместе с ними и радуется счастливому концу. Ряд историй подросток готов слушать и читать снова и снова, этот феномен выполняет важную психическую функцию для ребёнка, который знает, что будет дальше, и узнаёт знакомые ситуации. По мере того как он вспоминает о пережитых чувствах, действиях, он извлекает из хаоса окружающего мира нечто знакомое. Функция узнавания освобождает ученика от страха, психических нагрузок и даёт ему уверенность в том, что он способен справиться с проблемами, чувствами, внутренними и внешними конфликтами, как и герои историй. В них он узнаёт самого себя, понимает, что ситуация гнева, зависти, эгоизма, беспомощности свойственны не только ему одному, но и другим детям. Это понимание смягчает его страхи. На этих примерах подросток учится, как себя вести в конкретных жизненных ситуациях. Ценность узнавания заключается в его психоаналитическом толковании, когда желания и беды ребёнка становятся символическими, сознательными. Дети из пассивно переживающих становятся активно действующими, так как получают веру в собственные силы. Семья должна поддержать систему отношений, формируемых в школе, создать условия для их развития. Известно, что семья - основа общества, и от того, как каждая семья, а значит и общество в целом, относится к школе, зависит процесс духовно-нравственного воспитания наших детей. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных и духовных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий: «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности. Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. «Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» . Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных и духовных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий: «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности. Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. «Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания». Показатели заинтересованности родителей к чтению книг
Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательной деятельности Таким образом, формирование духовно-нравственного воспитания у учащихся включает в себя актуализацию эмоциональных переживаний. Прежде чем перейти к реальному переживанию сострадания и милосердному поведению, ребёнок должен научиться распознавать эти переживания на примере персонажей художественных произведений. Детские истории позволяют ему увидеть свои душевные побуждения и при этом не чувствовать себя непосредственно задетым себя лично. Цель опытно-экспериментальной работызаключается в изучении уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся 7 класса в учебно-воспитательной деятельности за один учебный год. Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определение изначального уровня духовно-нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей. 2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем духовно-нравственных представлений. 3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы. Для диагностики и выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование. Влияние семьи на динамику развития духовно-нравственных ценностей учащихся «Детство - важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - говорил В. А. Сухомлинский [8, с. 25]. Именно эта идея («Ребёнок не только готовится к жизни, но уже и живёт») - главная в «Школе жизни» Ш. А. Амонашвили. Ведущий принцип учёного - развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни, «воспитание должно означать питание духовной оси, питание души» [14, с. 46]. Одной из форм отражения мировоззрения, интересов, ценностей учащихся в среднем звене также является рисунок. Он раскрывает духовно-нравственный мир подростка, внутренние переживания, чувства, способствует их более глубокому осмыслению. Ребятам предлагалось нарисовать свою семью. Мы заметили, что чаще других в центре рисунка тот член семьи, который значимее, ближе ребёнку. К продолжению темы предложен тест «Рисунок семьи». Результаты диагностики представлены в табл. 2. Интерпретация теста «Рисунок семьи»
План диагностики
Индивидуальный план педагогического самообразования классного руководителя
Цикл классных часов по нравственному воспитанию
|