политология. Нурек Владислав фкиС 1 курс. Вку им. Аманжолова Политические взгляды просветителей хіх в. (Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев)
Скачать 0.61 Mb.
|
Нурек Владислав ФКиС 1 курс. ВКУ им. АманжоловаПолитические взгляды просветителей ХІХ в. (Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев).План:
Ч. Валиханов
Чокан Чингизович Валиханов – первый замечательный казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ. Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки своего времени. Он дал массу блестящих работ по географии, этнографии, истории, фольклористике, религиоведению, востоковедению, философии, социологии и т. д. Его научные заслуги были по достоинству оценены виднейшими представителями передовой русской научной мысли. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждения новых, справедливых начал общественной жизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад в передовую социальнополитическую и философскую мысль своего времени. Ыбрай Алтынсарин
Алтынсарин блестяще окончил семилетнюю школу в Оренбурге и стал работать переводчиком. Добившись разрешения на открытие начальных школ для казахских детей, он перешел на учительскую работу, позднее был инспектором народных училищ. В 1876 г. Алтынсарин побывал в Петербурге и Казани, где встречался с передовыми учеными и педагогами. Лучшее будущее казахского народа Алтынсарин связывал с Россией, с великим русским народом Алтынсарин горячо пропагандировал среди казахского народа русский язык и светское образование. «Развивайте среди киргиз (казахов) влияние русского образования. . . Киргизский (казахский) народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем и даже воином под дорогим для него знаменем России» , — писал он. Ибрай Алтынсарин, как и Чокай Валиханов, не смог подняться до уровня революционно-демократических убеждений, до понимания необходимости революционным путем уничтожить эксплуататорский строй, но он горячо верил, что настанет время и его родной народ будет жить свободной и счастливой жизнью. Абай Кунанбаев
Общественно-просветительские взгляды Абая формировались под влиянием демократических традиций казахской и восточной культуры. Решающее влияние на его мировоззрение оказала передовая культура русского народа. Абай горячо любил русский народ. Он много сделал для приобщения своего народа к передовой культуре России. «Помни, что главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза» , — говорил Абай. Абай выступал против феодально-родовых междоусобиц и распрей. За беспощадное обличение баев, волостных управителей и аульных старшин Абай подвергался преследованиям. По доносу волостных управителей в 1903 году семипалатинский полицмейстер произвел обыск в доме Абая и его сыновей. Во время обыска была конфискована вся переписка Абая с друзьями. Однако, защищая интересы крестьян и обличая феодальнобайскую знать, Абай ке смог вскрыть классовую природу феодальной эксплуатации и подняться до понимания революционных путей уничтожения социальной несправедливости. Роль Абая в истории казахского народа исключительно велика. Абай — классик казахской литературы, создатель казахского литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа Вывод:
|