Исследовательская работа по русскому языку. исследовательская работа. звездин. на дне. О максиме Горьком, Толстом и о том, как Ницше связан с пьесой На Дне
Скачать 34.41 Kb.
|
О Максиме Горьком, Толстом и о том, как Ницше связан с пьесой “На Дне”. (заголовки не читать). Горький и Толстой. Как связана пьеса “На дне” с философией Толстого и Ницше? Ответ прост: напрямую. И сегодня я попробую вам это доказать. Максим Горький хотел познакомится с Толстым еще до того, как хотел стать известным писателем. Но об этом чуть позже. Вернемся к биографии Горького. В 19 лет будущий писатель пытался совершить суицид – стрелял в сердце, но попал в легкое и был спасен. Впрочем, осложнения оставались у него до конца жизни. Этот выстрел для Горького оказался символичным. Из отчаяния, как это часто бывает, родилась надежда. А надежда подпитывалась огромным количеством книг, которые, в тот момент, читал Горький. К слову, одними из любимых были творения Толстого. Горькому уже очень давно хотелось познакомится с автором “Войны и Мир”, но в тот момент в Ясную Поляну приходило так много людей, что у Толстого просто не оставалось времени на Горького. В итоге, писатели познакомились, но произошло это в 1900 году. Именно тогда был придуман замысел “На дне”. К слову, еще до этого, во время своих хождений по России, Горький пытался привить идеи Толстого крестьянам, смешивая их, впрочем, с учением Маркса. За что и был арестован. И оказался под надзором. Но уже после первой встречи со Львом Николаевичем, Горький почувствовал некую отстраненность от учения старшего товарища. Сам он описывал свои ощущения в письме к Чехову так: “Все, чтоонговорил, былоудивительнопросто, глубокои, хотяиногдасовершенноневерно – по-моему, - ноужаснохорошо. Главноеже – простоочень.” Здесь еще просматривается и очень интересная отсылка к будущему образу странника Луки из драмы “На дне”. Действительно, все, что он говорил – очень просто, глубоко, хотя и совершенно неверно. Философия Ницше в пьесе Горького. О том, какое влияние на Горького оказала философия Фридриха Ницше, по-прежнему идет очень много споров, впрочем, те, кто отрицают влияние немецкого философа на Горького, по большей части, руководствуются тем, что в советское время книги мыслителя были под запретом. Его считали идейным вдохновителем немецкого национал-социализма Что же касается книги “Воля к власти”, которая считается чуть ли не библией нацистов, так она была издана только после смерти автора и подверглась значительно редактуре со стороны его сестры, которая, как раз разделяла взгляды Адольфа Гитлера. А в 1930 вступила в NSDAP. Проще говоря, история снова смешала все карты. А вот Горький, знал о философии Ницше еще без “нацистского блеска”. И поэтому, если мы возьмем главного героя – Сатина и сопоставим многие его мысли и реплики с книгой Фридриха Ницше “Антихрист”, то увидим удивительное сходство. О том, как зарождалась пьеса “На дне”. Тут еще нужно отметить и другую важную деталь. Дело в том, что сама пьеса формировалась в сознании Горького очень долго. Он задумался о ней, еще после первого свидания Львом Николаевичем Толстым, который сказал ему, что Горькому удается очень хорошо описывать жизнь босяков. В последствии Станиславский, который вместе с Немировичем-Данченко занимался первой постановкой “На дне” на сцене МХТ вспоминал: “В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берег воротничок от фрачной рубашки – единственное, что связывало его с прежней жизнью В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом ночлежки полицией При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце природа оживала ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти к друг другу.” Первоначальный замысел был романтичным, таким, агитационно-революционным. Ну, как не увидеть в картине, где грязные ночлежники выползают под лучи весеннего солнца отсылки к заглавной строчке интернационала: “Вставай, проклятьем заклейменный” Понятное дело, что такую постановку никто бы не допустил бы до сцены, плюс, она была слишком прямая, говорила слишком в лоб, и поэтому, замысел в голове Горького вызревал очень долго. Понадобилось два года для того, чтобы он основательно взялся за работу. А это произошло в октябре 1901. Картина нежащихся на весеннем солнце, поющих радостных бомжей исчезла без следа. Не случайно одними из первых вариаций названия были: “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне”, “На дне жизни”. И уже, только потом, перед самой постановкой возникла окончательная формулировка “На дне”. Правда на дне. И о чем же говорят на этом дне? Правильно. На этом дне говорят о правде. Хотя, мы и знаем, что правда всегда одна. Однако, ни Ницше, ни Горький так не считали. Немецкий философ вообще утверждал, что действительность бесконечна в своих интерпретациях. И действительно, получается так, что у каждого героя ночлежки в драме Горького есть своя собственная правда. Больше того, социальный конфликт, здесь, в данном конкретном случае, очень условен. Нам нужна ночлежка только для одного – она очищает от всего ненужного. Очищает от всех общественных приличий, того, что, обычно, сковывает человека. Почему? Потому что Горькому нужно показать суть личности. Только настоящего человека – без всякой шелухи. Именно поэтому, ночлежка является моделированием действительности. По-хорошему, в ней отражен весь окружающий мир. А еще интереснее то, что все эти люди, на дне, ведут какие-то странные философские разговоры. Подумайте сами. Часто ли так бывает? Ведь, о чем обычно говорят в ночлежке. Ну, чаще всего о том, как достать водку или как достать что-нибудь поесть. А тут люди говорят о жизни, о правде. Не правда ли, странно? Получается, такой необычный бойцовский-философский клуб, где борьба ведется не на жизнь, а на смерть. Тут и дворяне, и интеллигенты, и работяги, и бывшие успешные коммерсанты, и У каждого из них своя правда. И самое главное: они практически не слышат друг друга. Выделяются только несколько персонажей. И об этом нужно поподробнее. Михаил и Василиса Костылёвы. Начнем с плохишей. Муж и жена – одна сатана. Михаил и Василиса Костылёвы. Они думают, что сила в деньгах. Да, в деньгах. А значит, они могут легко лицемерить. Легко могут менять свои убеждения для того чтобы достичь собственной цели. Кстати, это очередная отсылка. Привет Мольер и его образ Тартюфа. Действительно, если мы рассматриваем с вами человеческое общество, то понимаем, что именно лицемеры находятся на вершине пищевой цепочки. А почему так происходит? Потому что они лучше всего приспосабливаются. Об этом и Дарвин еще говорил. Кто побеждает в эволюции? Тот, кто лучше всего подстраивается под обстоятельства. А для лицемеров, которые легко меняют свои убеждения в угоду новым веяниям в обществе – это, на самом деле, совершенно обычное явление. И нам совершенно ясно, что из всей этой гнусной истории, пожалуй, только и Василиса выйдет сухой из воды. Она, кому нужно, даст взятку, подстроится и снова будет руководить ночлежкой. Сатин и Лука. А вот с образами Сатина и Луки, с их спором, все намного сложнее. Напомню, что Максим Горький сам долгое время был поклонником философии Льва Николаевича Толстого. И, хоть, в последствии в своих письмах он и писал, что Лука – обманщик, но, что говорил по его поводу Сатин, который, между прочим, является рупором авторских идей в пьесе? Открываем и читаем. “Молчать! Вы – все – скоты! Дубье…молчать о старике! (спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты – ничего не понимаешь… И – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Вы тупы, как кирпичи… я – понимаю старика… Да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Я – знаю! Я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь, примиряющая… Ложь, оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… И обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь… Кто слаб душой… И, кто живет чужими соками, - тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин... Кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – Бог свободного человека!” В этом и заключается переход от одного мировоззрения к другому. Ницше действительно оказал на Горького очень большое влияние. Вспоминаем одну из главных цитат Сатина: “Ложь - религия рабов и хозяев”. По сути дела, перед нами переделка известной фразы Фридриха Ницше о том, что христианство – это религия рабов. Открываем его “Антихриста” и читаем: “Я называю христианство единым великим проклятием, единой великой внутренней порчей, единым великим инстинктом мести, для которого никакое средство не будет достаточно ядовито, коварно, низко, достаточно мало, - я называю его единым бессмертным, позорным пятном человечества…” Горький и религия. А все дело в том, что уверение Ницше о том, что Бог умер очень сильно подействовало на Максима Горького. Ведь, действительно, к концу XIX века сложилась такая ситуация, что христианство не то, что изжило себя, но превратилось, скорее, не в религиозный, а в политический институт, который, по большей части, занимался пропагандой, где людям четко втолковывались определенные идеи. И поэтому, многие революционные течения, естественно, связывали свою борьбу, в том числе, с тем, чтобы бороться с религией. Да, учения Толстого тоже, в многом, было оппозиционно. Да, его отлучили от церкви. Да, он опровергал очень многие христианские доктрины. Но не касался самого главного – не касался фигуры Бога. А это, как раз, Горького не устраивало. Ведь, по мнению Фридриха Ницше Бог умер. И на место Бога нужно было поставить что-то еще. В сознании Ницше – это был сверхчеловек. Но и Ницше, и Горький прекрасно понимали одну важную деталь: Путь от человека к сверхчеловеку крайне долог. И для того, чтобы только встать на него, начать этот путь, нужно, сначала, стать человеком. Человеком без всяких религиозных предрассудков, без всего того, что может сбить его с правильной дороги. Именно этим, кстати, и заканчивается финальный монолог Сатина – призывом быть человеком и человеком прежде всего. Человеком, который верит исключительно в правду. Что приносят утешения Луки людям? Ну, а что же Лука? Что же приносят его утешения людям? По факту, на самом деле, ничего хорошего. Да, здесь есть, например, отсылка к идее Толстого о смерти, как о благе. Вспоминаем с вами умирающую жену Клеща Анну. И действительно, тут можно увидеть своеобразный перифраз смерти Ивана Ильича Толстого. Но, так ли все просто? По-хорошему, - нет. Лук, ведь, действительно обманщик и, действительно, лгун. В тот момент, когда понимают, что то, что он говорил не является правдой, разочарование, с которым они сталкиваются их убивает. А все почему? Потому что, у них нет собственного самосознания – они не свободны до конца. Они могут только идти за какой-то идеей и слепо ей следовать, но не могут сами принимать выбор, и самое главное: не могут сами принимать ответственность за то, какой выбор они сделали. И поэтому, получается, что ложь Луки приносит только одни страдания и несчастья. Она никому не помогает. Она только убивает. К слову, подобная тема поднималась и у Фридриха Ницше. Он, вообще, считал, что, на самом деле, единственным и последним христианином был только сам Христос. Причем, он погиб на кресте, и оставил людей разбираться со всеми теми идеями, которые он им принес. Кстати, подобная отсылка есть и у Федора Михайловича Достоевского. Вспоминаем его “Братья Карамазовы” и оттуда притчу О Великом Инквизиторе. Что на само деле представляла из себя христианское учение? Принесло ли оно благо или все было немного иначе? Почему? А потому, что очень часто люди просто не способны быть свободными. Подводим Итоги. Можно сказать, что с этой пьесы начался перелом в сознании самого Максима Горького. Дело в том, что постановка имела огромный успех. Причем, не только в России, но, в том числе, и за рубежом. Авторские отчисления были огромные. Горький, у которого, до этого момента, не было и куска хлеба, теперь жил безбедно. Хотя, кстати, примерно половину своего дохода отдавал на поддержку революционного движения. А еще, начал искать Бога. Да, начал. И причем, знаете, в виде кого? В виде простого рабочего. Чем он уже потом занимался на Капри. Но это уже немного другая история. “На дне” так и осталась самым лучшим произведением Максима Горького. Простым и честным. Но, при этом, очень глубоким философским трактатом, где сталкивались мировоззрения сразу двух миров. Двух эпох. И двух главных представителей. С одной стороны, Лев Николаевич Толстой, с другой стороны – Фридрих Ницше. Сам Горький был убежден, что победу должны были одержать два понятия: вера в правду и вера в человека. Должны были. А ведь, со дна не так просто выплыть. Не правда ли? |