Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа /По дисциплине, МДК/ Методика Тема

  • Работа над художественным образом в вокальном произведении. курсовая по методике. О работе над художественным образом в вокальных произведениях


    Скачать 35.98 Kb.
    НазваниеО работе над художественным образом в вокальных произведениях
    АнкорРабота над художественным образом в вокальном произведении
    Дата17.05.2021
    Размер35.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая по методике.docx
    ТипКурсовая
    #205993

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

    «КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.И. ТАНЕЕВА»

    Курсовая работа

    /По дисциплине, МДК/

    Методика


    Тема:

    "О работе над художественным образом в вокальных произведениях"
    Выполнила
    Махрова Ирина Дмитриевна

    студентка IV курса,

    отделения

    «Вокальное искусство»

    Руководитель работы

    Якимова Дарья Евгеньевна

    Оглавление




    Введение 3

    Художественный образ в вокальном произведении. 5

    Работа над художественным образом музыкального произведения 11

    Заключение 16

    Список использованной литературы 17


    Введение


    Тема данной курсовой работы – О работе над художественным образом в вокальных произведениях. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью передачи полной композиции вокального произведения, включая художественный образ. Зачастую на занятиях вокалом уделяется недостаточное внимание работе над художественным образом, поэтому важно понимать, каким образом мы можем самостоятельно осуществлять данный вид работы.

    Работа над художественным образом в вокальных произведениях является неотъемлемой частью общей работы над вокальным произведением. Любое исполнение музыкального произведения должно раскрывать эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, ее эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесен собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придает интерпретации особую неповторимость и убедительность. Это и есть главная цель, на которую должна быть сфокусирована вся работа музыканта над произведением, независимо от уровня и обучения и сложности изучаемых произведений. [2, с.2]

    Объект исследования: художественный образ. Предмет исследования: работа над художественным образом в музыкальном произведении. Целью работы является изучение явления вокального образа, а также выявление способов или правил работы над художественным образом в вокальных произведениях. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

    1. Дать определение понятиям вокальное произведение, художественный образ.

    2. Определить составляющие художественного образа.

    3. Определить роль текста в вокальном произведении.

    4. Определить роль эмоций в исполнении вокального произведения и работе над художественным образом во время изучения вокального произведения.

    5. Разработать ряд правил по работе с художественным образом в вокальном произведении.

    Данная работа состоит из введения, одной главы, вывода и заключения.

    В конце работы представлен список использованной литературы.

    Художественный образ в вокальном произведении.


    Вокальное произведение – это музыкальное произведение, в котором главенствующую роль играет голос. Голос может так же быть равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

    Понятие «пения» есть прежде всего понятие движения, его непрерывности, когда каждый спетый звук подготавливает последующий. Маэстро Умберто Мазетти (учитель пения Антонины Неждановой) постоянно говорил своим ученикам слово «avanti», то есть «вперед». Это значило: двигайтесь голосом вперед, чувствуйте, откуда и куда идете. «Ставить красиво» ноты еще не значит петь. [3, с. 18]. Пение – это непрерывное и логическое движение голоса, определяемое смыслом музыкального произведения.

    Для правильного вокального исполнения необходимо установить связь музыки и слова. Музыка углубляет и расширяет содержание словесного текста, являясь «подтекстом» к слову. Внутренний смысл произведения в музыке и в слове проявляется по-разному. Порой смысловую нагрузку несет музыка, порой слово. Часто смысловая нагрузка их равноценна.

    Работа с любым вокальным произведением подразумевает также и работу нах художественным образом, заложенным в нем. Художественный образ – это довольно сложное понятие, дадим ему определение.

    Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. Художественный образ диалектичен: объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отображение действительности и её субъективную интерпретацию, и оценку автором (в музыке также исполнителем, слушателем). Художественный образ неотъемлем от материального субстрата искусства. Так, смысл и внутреннее строение музыкального образа во многом определяются природной материей музыки – акустическими качествами звука музыкального (высотой, громкостной динамикой, тембром, объёмом звучания и т. п.). В то же время смысл Художественного образа в музыке, как и в других искусствах, раскрывается лишь в определенной коммуникативной ситуации, в зависимости от функций, выполняемых искусством в общественной жизни, и от общей картины мира, складывающейся в общественном сознании той или иной эпохи. Интонация как носитель музыкальной художественной специфики выделяет музыку среди других искусств. Она предполагает опору на принцип ассоциативного сопряжения смыслов, чем определяется, с одной стороны, внепонятийность обобщения, а с другой - эмоциональный характер конкретизации в музыке.

    Какие же компоненты содержит в себе художественный образ? Первое, на что всегда обращается внимание в начале работы над художественном образе это то, что автор пытается передать в своем произведении. Перед певцом всегда открывается какой-либо образ. Под образом мы можем так же понимать любое отражение действительности.

    1. Заключенное в образе обобщение, или свойственное ему типическое значение (гр. typos – отпечаток, оттиск). Если в самой действительности единичное может затемнять общее, то художественные образы призваны быть яркими воплощениями общего, существенного в индивидуальном. Так, собственные имена литературных героев становятся нарицательными. "У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип, для читателя, есть знакомый незнакомец", – писал Белинский.

    2. Художественный образ экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. По силе эмоционального воздействия изображение обычно превосходит рассуждение, даже патетические речи ораторов.

    3. Художественный образ самодостаточен, он является основной формой выражения содержания в искусстве. Это особенно очевидно на фоне образов в структуре научного труда, иллюстрирующих те или иные положения, а также фактографических образов публицистики, документальных жанров, где авторские рассуждения, часто весьма эмоциональные, образуют ряд, параллельный по отношению к рассматриваемым явлениям.

    Образность искусства создает объективные предпосылки для споров о характерах героев, об общем смысле произведения, для различных его интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней. Естественно, при работе над художественным образом в вокальном произведении мы увидим различные интерпретации. Они могут выражаться в акцентировании или же выделении определенных слов из контекста вокального произведения, в добавлении различных украшений в процессе пения, если они уместны. (Интерпретацию вокального произведении я в рамках данной работы производить не будем.) Каждый певец понимает вокальное произведение немного по-своему, даже если существуют определенные каноны исполнения. Пропуская произведение «через себя», прорабатывая его смысловые части, певец вырабатывает собственную интерпретацию вокального произведения.

    Большое значение в передаче музыкального текста имеет и певческое слово. Искусство пения призвано соединить эти два начала и тем самым удовлетворить требованиям авторов музыки и слов, композитора и поэта.

    Жизнь слова, полнота его выражения не ограничивается пределами разговорной или поэтической речи. Новое звучание, новую художественную форму оно приобретает в музыке. В единении музыки и слова заключены неисчерпаемые возможности, поэтому с давних времен певческое искусство считалось не только средством выражения чувств, но также и мысли.

    Перед вокалистами острее встают задачи овладения словесно-речевой формой произведений, раскрытия их содержания, а это в значительной степени зависит от того, насколько ясно слушатели поняли, осознали главную мысль, свободно, без напряжения восприняли каждое слово.

    Деятели вокального искусства в своей практике повседневно сталкиваются с проблемами: «музыка и слово», «слово, его место и значение в вокально-хоровых жанрах». Оттого, насколько правильно решаются эти важные творческие проблемы, во многом зависит степень выявления идейно-художественной направленности исполняемого произведения.

    К сожалению, признание «прав» слова иногда носит несколько отвлеченный, формальный характер. Некоторые педагоги добиваются от учеников ясности произношения без какой-либо дифференцированности в каждом отдельном случае, упуская из виду, что «вычеканивание», скандирование каждого слова и в особенности слога не только не способствует полноте раскрытия художественного образа, а, наоборот, излишне загромождает его, нанося в то же время существенный вред вокальной стороне произведения. В пении, где слова, кроме того, теряют свой естественный темп и ритм, всецело подчиняясь ритму и темпу музыкальных фраз, соблюдение логических закономерностей произношения играет исключительно важную роль. Внимание, уделяемое словам, отвлекает, мешает собственно музыкально-исполнительским средствам, и в первую очередь интонации, звуку. Красивое, полноценное звучание вокальной линии на какую-либо гласную легко разрушается, как только в пение включаются слова.

    Перед певцом — солистом или артистом хора наряду с первостепенной задачей овладения музыкальным текстом возникает задача овладения словесным материалом, цель которой — сделать сюжетную канву произведения, а также главную и второстепенные его мысли предельно понятными, ясно и полно очерченными, не оставляющими у слушателя на этот счет никакого сомнения.

    Однако в процессе работы над вокальным произведением на слова, на их отработку обычно приходится наименьшая часть времени. Причин, по которым именно так строится репетиционная работа, несколько. Прежде всего, знание родного языка сохраняет в нас подсознательное убеждение, что мы уже достаточно владеем ясным произношением, что это не требует особого искусства: ведь в обыденной жизни мы хорошо понимаем окружающих, а они нас. Усвоение нот, составляющих вокальную мелодию, представляет немалый труд даже для певцов, хорошо владеющих нотной грамотой. В искусстве пения н нет ничего механического, что в какой-либо степени освобождало бы певца от постоянного напряжения и мобилизации всех его внутренних сил, душевных и физических. В певческой технике мало таких основ, которые бы покоились на прочных психофизиологических навыках.

    Помимо «ясности» произношения, зависящей главным образом от хорошей дикции, в слове есть еще нечто такое, что находится вне границ этого понятия и что способна выявить более углубленная работа над его выразительностью, осмысленностью.

    Важнейший элемент вокальной техники — активная пластичная артикуляция. Определяющим фактором здесь являются качество звука, фонетическая чистота и четкость произношения. Все участники хора должны пользоваться едиными приемами артикуляции. Слово, сказанное вне конкретного смысла, дает лишь относительное представление о его воздействии. Так, например, слово «человек», простое и понятное каждому, может иметь несколько значений в зависимости от того, с какой направленностью мысли и чувства его произносят. В одном случае можно подчеркнуть все величие и значение человеческой личности, человеческого разума; при этом невольно вспоминается знаменитое горьковское выражение «Человек — это звучит гордо».

    Такое представление о человеке само собою вызывает в голосе сильные, бодрые оттенки, рождает яркие краски. В другом случае, когда конкретно мыслимый нами человек имеет отрицательный облик, когда он мелок, ничтожен, слаб, тогда, хотим мы этого или не хотим, в нашем голосе отразится вся горечь сознания, что данный человек утерял свое высокое предназначение; в голосе зазвучат глухие, расслабленные ноты.

    Иначе говоря, слово всегда должно быть идейно направленным, активным, эмоциональным.

    В исполнительской деятельности выдающихся артистов-певцов синтез художественного содержания и внешнего, собственно артикуляционного воспроизведения слова всегда идеален; чем значительнее артистическая индивидуальность певца, чем глубже, сложнее и красочнее рисующийся его воображению художественный образ, тем менее становится возможным различить границы технического и художественного воплощения этого образа, созданного вокально-речевыми средствами. Так, например, представлять себе покоряющую силу шаляпинского слова как доказательство самой безукоризненной дикции значило бы обеднить, принизить его гениальную способность проникать в сущность художественных произведений и художественных явлений вообще. В каждом слове талантливого артиста мы слышим трепет его сердца. В пении он говорит не чужие, кем-то сочиненные и заученные им слова, а как бы свои собственные. Они выражение его натуры, его личного жизненного опыта.

    Работа над художественным образом музыкального произведения


    Работа над художественным образом в произведении никогда не происходит в первую же очередь. Разберем этапы работы над вокальным произведением, предшествующие работе над художественным образом.

    I. ПЕРВЫЙ ЭТАП - ознакомительный.

    Целью данного этапа является создание первоначального обобщенного представления о произведении, о характере, настроении музыки. Этот этап чрезвычайно важен, и игнорировать его - значит совершать большую ошибку, характерную для многих неопытных педагогов и исполнителей. Первоначальный образ-представление прочно запечатлевается в сознании, и от того, насколько он будет ярким, и, главное, верным, соответствующим авторскому замыслу, зависит во многом эффективность всей последующей работы.

    С особым вниманием и ответственностью следует отнестись к ознакомительному этапу при самостоятельном изучении произведения. Если на занятиях с педагогом первоначальный образ создается в основном с помощью преподавателя - который знакомит ученика с произведением, проигрывает его на инструменте, рассказывает о нем и т.д. - то в самостоятельной работе изучающему произведение приходится рассчитывать только на свои силы. Прежде всего, необходимо охватить произведение в целом, от первой до последней ноты. Надо научиться использовать для этого все имеющиеся возможности.

    Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки быстрой ориентации в нотном тексте, умение читать с листа. При чтении допускается значительное упрощение фактуры, гармонии, пропуск технически сложных элементов. В трудных произведениях можно ограничиться воспроизведением мелодической линии - главного смыслообразующего элемента музыкальной ткани, или, в крайнем случае, внимательным просмотром нотного текста без инструмента.

    После предварительного знакомства с произведением за инструментом (длительность которого может быть разной в зависимости от сложности материала и уровня пианистической подготовленности), полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального образа. Например: "лирико-созерцательный, поэтический, просветленный, мечтательный" - Р.Шуман, Грезы.

    Итак, отметим наиболее важные моменты первого этапа работы:

    - целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного проигрывания;

    - прослушивание звукозаписи;

    - изучение авторских и редакторских указаний;

    - краткая словесная характеристика музыкального образа.

    II. ВТОРОЙ ЭТАП - детальная работа над произведением.

    Основной целью второго этапа является дальнейшее углубление в образный строй музыки, в содержание произведения. По времени это наиболее протяженный период работы, совпадающий с техническим, пианистическим освоением музыкального материала.

    В раскрытии художественного содержания произведения первостепенную роль играет грамотный и всесторонний его анализ. "Лишь тогда, когда станет ясной форма, будет ясным и содержание", - писал Р.Шуман [7,182].

    Основные задачи эмоционально-смыслового анализа:

    а) выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы, характер тематических построений, их выразительное значение; то есть анализ композиционного строения, формы произведения в сочетании с выявлением ее художественных функций;

    б) проследить динамику развития в произведении художественно-содержательных эмоций: определить линии подъема и спада напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения; проследить трансформацию музыкально-эстетического чувства на протяжении всего произведения;

    в) проанализировать используемые в произведении средства музыкальной выразительности - гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии, фактуру изложения, исполнительские штрихи, и т.д. - с точки зрения их эмоционально-смыслового значения, выполняемых ими художественно - выразительных функций, которые могут помочь в создании образа.

    В практической работе можно воспользоваться методом ассоциаций, чтобы предать голосу необходимую окраску. Но этим методом стоит пользоваться с большой осторожностью. Поскольку излишняя образность может навредить звучанию голоса. Вводимый образ, допустим, зрительный, напоминает о той или иной пережитой эмоции (скажем, о гневе); подобная же эмоция определяет и характер исполняемого музыкального отрывка; конкретное и яркое сопоставление "выманивает" нужную эмоцию, которая "переносится" на исполняемый музыкальный отрывок, помогает лучше понять, почувствовать его и стимулирует работу воображения.

    III ЭТАП - завершающий.

    После того, как проведена детальная работа над произведением, оно выучено наизусть и освоено технически, наступает последний - заключительный этап работы, целью которого является формирование целостного музыкально-исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении.

    На основе полученных ранее знаний о произведении должна быть сформирована эмоциональная программа исполнения - то есть достаточно подробная и последовательная цепь эмоций и настроений, которые возникают у вокалиста, исполняющего музыкальное произведение.

    В вокальной музыке, обычно связанной со словами, сам текст подсказывает содержание. Однако он создает часто лишь общую картину, настроение, музыка же является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, главной, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.

    Критерием правильности работы нашего творческого воображения является практика. В соответствии с той деятельностью, которой занимается человек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильное воображение возможно только тогда, когда накоплен достаточный материал, который к тому же активно используется. Для педагогического процесса этот момент очень важен, поскольку позволяет связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звуковедения («звукодуйства»).

    Таким образом, в процессе работы над художественным образом вокального произведения воображение исполнителя способно выполнять следующие функции:

    участвовать в построении перспективного плана исполнения;

    расширять и углублять представления исполнителя о произведении, внося все новые и новые данные, почерпнутые из собственного опыта (музыкального и внемузыкального);

    помогать выбору конкретных исполнительских средств;

    направлять работу над произведением в определенное концептуальное русло.

    Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. Это позволяет проникать в самую суть музыкального произведения, раскрывая природу и внутреннее содержание его художественного образа. Каждый звук при этом становится носителем определенного смысла, подчиняясь общей концепции исполнительского замысла.

    Таким образом, мы можем выявить ряд правил, необходимых для создания художественного образа в произведении.

    1. Сбор внешних данных о вокальном произведении (композитор, автор текста, эпоха, или повод создания, форма).

    2. Подробный анализ вокального произведения, изучение нюансов, средств музыкальной выразительности.

    3. Подготовительная работа с текстом. (Первичное чтение, выявление художественного образа, поиск средств выразительности, дальнейшая отработка четкости слова).

    4. Создание художественного образа (продумывание характера персонажа или образа вокального произведения. Тщательная проработка эмоций, интонации, смены динамики и проч.)

    5. Соединение образа с музыкальной составляющей.

    6. Заучивание произведения наизусть.


    Заключение


    Итак, мы рассмотрели основные принципы и методы создания художественного образа в вокальном произведении. В заключение отметим, что предложенная система предполагает гибкий, творческий подход к ее применению. Неизменными должны оставаться лишь общая последовательность работы, цели и задачи каждого из этапов; в то время как длительность этих этапов, степень подробности работы, выбор тех или иных конкретных приемов могут быть разными: они зависят от сложности произведения, цели исполнения (выступление на концерте или показ в классе), и, конечно, от уровня владения инструментом.

    Кроме того, надо помнить, что художественное осмысление произведения должно сочетаться с его техническим освоением: от замысла до его реального воплощения - немалая дистанция, преодолеть которую можно лишь при условии упорной и тщательной работы в процессе пения.

    Большую помощь в работе принесет также знакомство с методической литературой, с опытом крупнейших педагогов и исполнителей, чтение музыковедческой литературы об изучаемых произведениях.

    Список использованной литературы




    1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: ЕЕ медиа, 2012.

    2. Васина-Гроссман «Музыка и поэтическое слово». - Музыка, 1972

    3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением: Метод, очерк. - 2-е изд. - М., 1960.

    4. Зелёная А. В. Работа над художественным образом вокального произведения в классе сольного пения // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. №1 (56).

    5. М.Л.Ремнёва, Л.В.Чернец, Л.А.Маркина, А.В.Архангельская, В.Б.Семёнов и др. Теория литературы: Анализ художественного произведения. Основные черты художественного образа, - Электронный ресурс, 2009

    6. Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. – М.: Музыка, 2001 – 168 с.

    7. Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М., 1979. - Т. 2-Б.

    8. Электронный ресурс https://kpfu.ru/staff_files/F576108281/Rabota.nad.hudozhestvennym.obrazom....dlya.sajta.pdf дата обращения (16.02.2021)


    написать администратору сайта