Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — реалистическое произведение

  • Тема

  • Теоретическая часть 1.1 Особенности классицизма как литературного метода в драматургическом произведении. Классицизм

  • Основные черты

  • Эстетические принципы

  • Правила классицизма в литературе

  • Времени

  • 1.2 Особенности романтизма как литературного метода в драматургическом произведении. Романтизм

  • Особенности реализма как литературного метода в драматургическом произведении. Реализм

  • Можно ли считать комедию «Горе от ума» первым реалистическим драматургическим произведением

  • От классицизма к реализму. «От классицизма к реализму в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ум. Теоретическая часть 7 Особенности классицизма как литературного направления 7


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеТеоретическая часть 7 Особенности классицизма как литературного направления 7
    АнкорОт классицизма к реализму
    Дата22.08.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла«От классицизма к реализму в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ум.docx
    ТипРеферат
    #650472

    Содержание

    Вступление 3

    Введение. 5

    1. Теоретическая часть 7

    1.1. Особенности классицизма как литературного направления 7

    1.2. Особенности романтизма как литературного направления 8

    1.3 Особенности реализма как литературного направления 9

      1. Проблема. 10

    1. Практическая часть. 16

    Вывод 17

    Список литературы 18

    Приложение 19

    Вступление

    Комедия «Горе от ума» создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Перед нами образец первой реалистической комедии, которая приобрела оригинальные черты благодаря многим новаторским приемам, используемым автором.

    В ходе изучения, мы обнаружили, что существует несколько версий создания комедии «Горе от ума». Что же толкнуло автора на создание столь смелого для тех лет произведения?

    1. В первую очередь – ограниченность аристократического общества, слепое подражание всему иностранному, состояние своеобразного «застоя» мировоззрения, неприятие нового типа мышления, отсутствие самосовершенствования. Так вернувшись в 1816 году из заграницы в Петербург, молодой Александр Грибоедов был поражен тем, как светская публика на одном из приемов поклоняется перед иностранным гостем. Судьба Грибоедова распорядилась так, что, будучи довольно образованным и умным, он был весьма прогрессивным в своих взглядах человеком. Он позволил себе высказать пламенную речь с недовольством по этому поводу. Общество сразу сочло молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро разлетелась по Петербургу. Это и стало мотивом для написания сатирической комедии. Над творческой историей произведения драматург работал несколько лет, он активно посещал балы и светские приемы в поисках прототипов для своей комедии.

    2. 17 ноября 1820 года в Тавризе Грибоедов, обращаясь к незнакомке, якобы явившейся в звездную южную ночь во сне, записал после своего пробуждения: "Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет - вы досадовали. - Дайте мне обещание, что напишите. - Что же вам угодно? - Сами знаете. - Когда же должно быть готово? - Через год непременно. - Обязываюсь. - Через год, клятву дайте. И я дал ее с трепетом. А дальше, будто в ту же минуту появился невысокого роста человек, произнес слова: "Лень губит всякий талант" и этим человеком, пришедшим во сне, оказался. Катенин!.. "Грибоедов пробудился. Вышел освежиться. Над головой ярко светили звезды. Он зажег свечу и сел писать, помня о своем обещании незнакомке. "Во сне дано, наяву исполнится", - так закончил свое повествование о пророческом сне Грибоедов, в котором пробудилось явное желание вновь заняться поэзией.

    Значительная часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой, потому первые издания и постановки были искажены многочисленными купюрами. Первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году.



    Введение

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — реалистическое произведение

    Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным.

    А.С. Пушкин.

    Тема: «От классицизма к реализму в комедии А. С. Грибоедова «горе от ума».

    Цель: проследить, как происходило становление русской реалистической драмы на примере комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    Задачи:

    - Изучить литературоведческие материалы, связанные с историей развития русской драмы;

    - Изучить основные драматургические особенности, имеющие отношение к классицизму, романтизму и реализму;

    - Исследовать комедию «Горе от ума» на предмет использования в ней особенностей разных литературных направлений;

    - Выявить новаторство писателя в изображении событий и образов, дающее представление о конкретной жизненной ситуации, сложившейся в 20-ых годах 19-го века.

    Гипотеза:

    «Если исследовать комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» как драматургическое произведение, то можно обнаружить в нем новые тенденции, связанные с реалистическим изображением жизни, и выявить новаторство писателя».

    Актуальность

    Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была единственной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на волне устремлений лучших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматургии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем в театре стал Грибоедов.

    Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в истории русской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихотворная форма, меткое русское слово — все это делает комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.

    Драматический род литературы требует от писателя особого искусства — практически без авторского слова, за исключением кратких ремарок, добиваться большой художественной правды. У писателя-драматурга задача построить образ из слов и реплик действующих лиц.

    В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической драматургии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит «Горе от ума» с жанром, характерным для романтизма, называя свое произведение «сценической комедией».

    Чацкий — герой романтического плана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее.

    Главный закон, который был признан Грибоедовым, это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.


    1. Теоретическая часть

    1.1 Особенности классицизма как литературного метода в драматургическом произведении.

    Классицизм — это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма – Николя Буало.

    Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного.

    Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного.

    Эстетические принципы:

    1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не меняется на протяжении повествования)

    2. Герои - носители одной добродетели и одного порока.

    3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания.

    4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них.

    5. Рационализм.

    6. Служение в первую очередь государству и его интересам.

    Правила классицизма в литературе:

    Имеет место быть правило Трех Единств:

    Места (действие происходит в одном месте)

    Времени (действие происходит в течение одних суток)

    Действия (одна сюжетная линия, один конфликт)

    Жанры: комедия, трагедия.

    Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь, только если они повествуют о буржуа.

    1.2 Особенности романтизма как литературного метода в драматургическом произведении.

    Романтизм - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

    Основные черты:

    1. Романтическое двоемерие.

    2. Романтики отвергают окружающий мир.

    3. Деление мира на две части: здесь и там. «Здесь» и «там» (противопоставление).

    4. Романтик находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Этот человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий, с трагической судьбой.

    Основная идея:

    Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности — основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. «Там» и «здесь» — это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей — это их «там».

    Романтический герой — воплощение романтического бунта против действительности.

      1. Особенности реализма как литературного метода в драматургическом произведении.

    Реализм - направление в литературе, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

    Во всяком произведении мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя.

    Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм.

    Основные черты:

    1. В центре внимания - действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями.

    2. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности.

    3. Человек изображается во взаимодействии со средой и достоверных жизненных обстоятельствах, показывает влияние социальной среды на духовный мир человека, формирование его характера.

    4. В произведениях реализма представлены глубокие конфликты.



    1.4 Проблема

    Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало «Горе от ума» явлением литературы: в языке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от «механизма старинной драмы». Однако «Горе от ума» задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сцене. Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его постановке в театре. А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считаться с теми требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене. Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: действия, места и времени.

    Можно ли считать комедию «Горе от ума» первым реалистическим драматургическим произведением?

    Исследование комедии «Горе от ума» на предмет использования в ней особенностей разных литературных направлений будет осуществлено по следующим критериям:

    • Сюжет.

    • Конфликт.

    • Композиция.

    • Система образов.

    • Проблема жанра.

    • Речь героев.

    Сюжет

    Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художественным законам, которые он вырабатывал сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована картина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.

    Грибоедов был одним из первых русских драматургов, обратившихся к реалистическому методу. Это позволило ему аналитически исследовать ситуацию, сложившуюся в современном обществе. И легкий, казалось бы, жанр комедии дал возможность художнику-реалисту коснуться глубочайших проблем общественной жизни и раскрыть их без излишнего пафоса.

    В качестве материала пьесы Грибоедов, взял самую обыденную жизнь: обычный московский дворянский дом, с привычным укладом, со всеми его проблемами и заботами. Но для того, чтобы показать скрытые пружины этой рутинной жизни, ее истинное лицо, нужен взрыв, необходимо появление героя «из иного мира», с иными жизненными принципами. И тогда в доме, где жизнь расчислена по календарю, появляется Чацкий — с его непочтительностью, дерзостью, страстной искренностью. В своей запальчивости он коснется всех, затронет интересы каждого — и вызовет «скандал в благородном семействе», спровоцирует необходимый автору взрыв. Противоречия в образе главного героя — не только противоречия его натуры, но и особенность проявления нового метода в литературе.

    Пушкин видел в «Горе от ума» прежде всего комедию общественную, политическую, сюжет которой строится на противостоянии Чацкого и враждебного ему общества.

    В произведении читатель знакомится с Фамусовым, Софьей, Молчалиным, Лизой, и о Чацком получает некоторое представление, и вот все главные герои сведены вместе, чтобы вступить в те отношения, которые определят сюжетное движение комедии. Кульминацией оказывается последняя сцена, во время которой прозревают и Чацкий, и Фамусов, и Софья и вслед за которой следует развязка: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок» (Чацкий) и «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» (Фамусов).

    Вывод:

    Искусство Грибоедова состояло в том, что, положив в основу сюжета любовную интригу, он сумел создать не сентиментальную драму, в центре которой отвергнутый и страдающий герой, а истинно общественную комедию, где этот отвергнутый и непонятый возлюбленный становится главным обвинителем и обличителем косных и отживших общественных правил.

    Конфликт

    «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. К реалистическим признакам комедии относится построение пьесы на основе двух сюжетных линий. Причем обе составляющие — любовная и общественно-политическая проявляются в характере Чацкого. Этот образ, будучи романтическим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.

    Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии основного конфликта эпохи — столкновения «века нынешнего» и «века минувшего».

    Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», а главное - быть богатым.

    Образ Чацкого, напротив, — это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены, это реалистический образ.

    Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия. Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва.

    В комедии есть и еще один конфликт, ещеодна интрига - любовная.

    И.А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье».

    Вывод:

    Изображение общественного и любовного конфликтов говорит об отходе А.С. Грибоедова от классицизма и является характерной чертой реализма. Если любовный конфликт в своем развитии достиг завершения, то общественный конфликт остался открытым, что дает право читателю самостоятельно предположить его дальнейшее развитие.

    Композиция

    К реалистическим признакам комедии относятся также построение пьесы на основе двух сюжетных линий: любовная и социально-политическая, они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий

    В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин: крупных переломных событий. В «Горе от ума» таким событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений комедии и определяют ход действия.

    В композиции комедии важно отметить не только те очевидные моменты, которые являются классическими: деление пьесы на действия и явления, гибкость и интонационное многообразие поэтического текста, множество вне сценических персонажей, расширяющих пространственно-временные границы комедии, но и своеобразную расстановку действующих лиц, позволяющую говорить об интересе Грибоедова к романтическому искусству. В «Горе от ума» нет противоборствующих групп персонажей, а есть Чацкий и противостоящее ему общество.

    В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешилось бы. Но автор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самим задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии «Горе от ума» трагичен, тем самым Грибоедов «как бы снимает с себя маску драматурга-классика».

    Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие происходит в доме Фамусова). Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным.

    Вывод:

    Это определяющее композицию одиночество героя особо подчеркнул и сам Грибоедов: «Его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих». Поставив в центр комедии одинокого, непонятого молодого человека, вложив в его уста не только пылкие признания в любви, но и резкие обличения в адрес общества, Грибоедов добился той гармонии, того единства, которое, по словам Белинского, «в мире искусства является высшим достоинством художественного произведения».

    Система образов

    Персонажи «Горя от ума» — результат глубоких наблюдений над человеческими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.

    Противоречивость характера и есть тот безусловный признак реализма, который отличает Чацкого от «добродетельных резонеров дидактической комедии». Но в уста главного героя Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы.

    Другое действующее лицо комедии — Лиза. Исполняет поручения своей барышни, ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию («в любви не будет в этой прока»).

    Действующие лица в «Горе от ума» кажутся живыми людьми; прежде всего потому, что в их изображении нет схематизма. Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.

    Герои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что достоверность их не вызывает сомнений. Чацкий «чувствителен, и весел, и остер».

    Фамусов, с одной стороны, является почти олицетворением консерватизма «времен очаковских и покоренья Крыма», но он же хлебосольный, гостеприимный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом и заботливый отец, и добрый барин.

    Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной московской барышней, а с другой стороны, она же способна на самоотверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: «Что мне до них, до всей вселенной?»

    Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свойствами людей.

    Вывод:

    «Характеры и резкая картина нравов», по словам Пушкина, не потеряли своего реалистического звучания даже при соблюдении некоторых внешних требований классицизма. А общая тональность произведения, кроме того, была усилена романтическим характером главного героя. И, может быть, ни в одном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органичного соединения эстетических элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

    Проблема жанра

    Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой. Он затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и важнейшие нравственные вопросы, современные в любую эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают его пьесу истинно художественным произведением.

    Итак, перед нами комедия светской жизни современной Грибоедову Москвы. Какую черту, характерную особенность ее автор постоянно подчеркивает? Мужчины находятся в странной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию — быть главными — и вполне довольствуются жалкой ролью.

    Женская власть — вот, пожалуй, главная комическая тема всей пьесы.

    С точки зрения классической эстетики — это непозволительное смешение жанров сатиры и высокой комедии. С точки зрения читателя нового времени — это удача талантливого драматурга и шаг к эстетике новой, где нет иерархии жанров и один жанр не отделен от другого глухим забором. Итак, по словам Гончарова, «Горе от ума» — «картина нравов, и галерея живых типов — и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, ...какая едва ли найдется в других литературах».

    Вывод:

    Точно определил суть комедии Н. Г. Чернышевский в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности»: комична «...внутренняя пустота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение».

    Речь героев

    Упомянув о «последнем периоде французского классицизма в нашей литературе», Белинский сразу же энергично и страстно перечисляет всё то, что совершил Грибоедов в опровержение классицизма: во-первых, его комедия была написана «вольными стихами, как до того писались только басни»; во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком»; в-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превратился в пословицу или поговорку»; в-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.

    Вывод: В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчайшим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии.


    1. Практическая часть

    С произведением А.С. Грибоедова «Горе от ума» я более подробно познакомилась на уроках литературы. Обсуждая с учителем и одноклассниками стиль произведения, возникали споры, у каждого было свое мнение по поводу того, каким является это произведение. В этот момент я решила провести небольшой опрос среди своих одноклассников и посмотреть, как они поняли сюжет этого произведения. Для этого я составила анкету. (Приложение №1)

    В письменном опросе приняло участие 22 ученика 9 класса. По результатам опроса можно было сделать вывод о том, что большинство моих одноклассников считают, что данное произведение содержит в себе признаки реализма, это 80 %, 15%, отнесли это произведение к классицизму и 5% затруднились ответить. (Приложение №2)


    Вывод

    Комедия Александра Грибоедова, действительно, сочетает в себе признаки двух направлений — классицизма и реализма. Именно это сочетание и позволило писателю наиболее точно и глубоко раскрыть насущные проблемы. Кроме того, оно определило художественное своеобразие, успех его у зрителей и читателей. Проблема, выявленная в комедии, остаётся актуальной и по сей день, об этом говорит ее открытый финал.

    Несмотря на новые черты, характерные для комедии, принципы и законы классицизма играют в ней важную роль. Так, одним из важных признаков классицизма являются говорящие фамилии. И автор не отступил от этого принципа. Например, совсем непростой для понимания является фамилия главного героя — Александра Чацкого. Известно, что своему герою писатель изначально дал фамилию Чадский. Можно догадаться, что эта фамилия происходит от слова «чад».

    Кроме того, в произведении «Горе от ума» можно наблюдать и такие важные законы классицизма, как присутствие преимущественно монологической речи героев, стихотворной формы в драме, а также серьёзного гражданского содержания.

    Отступая от традиционных правил классицизма, писатель нарушает правило трёх единств. Он отказывается от единства действия. В произведении Александра Грибоедова можно заметить наличие двух равноправных конфликтов, что противоречит пьесе в классицистическом стиле. Развязка не носит назидательный характер. Главный герой, который стремится к прогрессу и справедливости в обществе, вынужден покинуть столицу, ведь здесь его никто не понимает. А ведь, если вспомнить основные правила классицизма, то главный персонаж должен не бежать, а победить противника.

    Также в известном произведении «Горе от ума» можно заметить черты реализма. Так, например, в качестве предмета изображения писатель выбрал современную русскую жизнь, а не легенду или историю. В образе своих героев Александр Сергеевич воплотил простых людей среднего достатка, а не выдающихся исторических личностей. Кроме того, автор показал сложные и многогранные характеры. Речь каждого персонажа в комедии «Горе от ума» индивидуальна, что присуще реализму.

    На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что комедия Александра Грибоедова, действительно, сочетает в себе признаки двух направлений — классицизма и реализма.

    Список литературы


    1. А.С. Грибоедов «Горе от ума», 1824.

    2. А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия "Классическая гимназия". Сост. биогр. справки и примеч. А.И. Островской. М. Лайда, 1994.

    3. Влащенко В. Уроки по Грибоедову.// Литература.- 1999

    4. Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997

    5. Социальная энциклопедия «Википедия».

    6. Энциклопедия для детей. Т.9. русская литература. Ч.1./ Глав.ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1999.



    написать администратору сайта