ЗС-191(1семестр) Киселёв А.И ПОРТФОЛИО. О западниках и славянофилах
Скачать 17.15 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «История, философия и социальные коммуникации» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «ИСТОРИЯ» Анализ исторического источника А.И. Герцен «о западниках и славянофилах» Выполнил: студент группы ЗС-191 Киселёв А. И. Проверил: Глазунова Т.В ________________________ (подпись, дата) Омск 2019 Автором анализируемого исторического документа является Александр Иванович Герцен. Родился он в Москве в марте 1812 года. Основал революционное движение в России, вернее правильнее сказать он скорректировал работу этого движения, объединив его под едиными правилами. Делом всей жизни Герцена стала борьба за освобождение угнетенного народа, создание условий для справедливости и равенства. Библиография Герцен насчитывает огромное количество статей, написанных в России и эмиграции. Но наибольшую известность ему принесли книги, в частности итоговый труд всей его жизни «Былое и думы» (1852-1868) – литературное произведение, написанное Герценом в жанре воспоминаний, оно относится именно к произведениям о жизни реального человека и о событиях подлинного прошлого, былого. Две главы четвертого тома – «Наши» и «Не наши» – Герцен посвятил противостоянию западников и славянофилов. Умер в 1870 г. в Париже. Данный документ является, записями и размышлениями Герцена Александра Ивановича. Отрывок из литературного произведения А.И. Герцена «Былое и думы» В документе повествуется о стремлении Герцена выявить роль обеих концепций в ситуации 1850–х гг. Герцен во многом переосмыслил свое отношение к западничеству, ощутив разочарованность в перспективности европейских начал, скептицизм и двойственность в оценке деятельности прежних единомышленников. В герценовском тексте русский европеизм первой половины XIX в. представлен как явление исторически оправданное и более решительно оппозиционное по отношению к государственному режиму, чем воззрения славянофилов. Вместе с тем нельзя не заметить, что западники интересуют автора не столько как представители западничества, сколько сами по себе, во всей многогранности их индивидуальностей. В историческом источнике оказываются противопоставлены личности юных русских западников, максималистов, которые, в интерпретации писателя, не исчерпываются ни характером повседневных отношений, ни своей концепцией и общественной деятельностью. Концепция западников, в отличие от воззрений славянофилов, построена преимущественно на рациональных основаниях, близких герценовскому мышлению, характеризовалась большей последовательностью и логической стройностью. Диалог Герцена со славянофилами достаточно открыто, активно – неравнодушно, что вызывает ощущение большего «равноправия» «собеседников». Вероятно, тем самым подчеркивается перспективность идей славянофилов в 1850–х гг. Не случайно Герцен хотя и частично, но освещает их позиции. В отличие от западников, у славянофилов не было тяги к цельной философской системе. Герцен видел концепции славянофилов достаточно актуальными. Религиозные устремления славянофилов, как и, в целом, их обращенность к прошлому являлись, по Герцену, их заведомо ошибочным, однако настойчиво отстаивавшимся личным выбором. Разочаровавшись в западнических идеалах и находя в себе мужество открыто признаться в этом, в то же время заметно сближаясь с отдельными славянофильскими воззрениями, писатель все же стремился идейно дистанцироваться от них, настаивая на несовпадении своей и славянофильской историософских позиций. В источнике говориться о том, что и западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Данный документ как исторический источник можно использовать при характеристике социальных и национальных процессов, происходящих в XIX веке. Также развиваемые Герценом культуроличностные идеи представляют не только исторический интерес, но и имеют социально-практическую значимость в современную эпоху. |