Главная страница

объект и предмет юридичеееского права. Объект и предмет юридического познания проблема соотношения


Скачать 21.63 Kb.
НазваниеОбъект и предмет юридического познания проблема соотношения
Анкоробъект и предмет юридичеееского права
Дата04.12.2022
Размер21.63 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаobekt_i_predmet_yuridicheskogo_poznaniya_problema_sootnosheniya..doc
ТипДокументы
#827247

Объект и предмет юридического познания: проблема соотношения


Введение

Государство и право (или право государства) составляют объект познания юридической науки. Право как регулятор отношений в обществе, учитывая государство, осознается как формальное воплощение идеалов индивидуальной свободы и общественной справедливости в соответствии с конкретно-исторического времени в виде правомерного (правильной) поведения. Государство как организатор отношений в обществе, учитывая право, осознается как организация общества, направленная на обеспечение и реализацию идеалов индивидуальной свободы и общественной справедливости, в соответствии с уровнем материальных возможностей самого общества. Взгляды на государство и право базируются как на реалиях общественной жизни, так и на их интерпретациях. Именно поэтому научные прогнозы представления, выводы о прошлом, настоящем, будущем государства и права, закономерности их развития многоплановые и не всегда однозначны.


Плюрализм в государствопонимании – закономерность развития теоретического знания о государстве

Объект познания - сторона научного познания право государства как явления общественной реальности. Признаки объекта:
1) исходный прием любого научного познания;
2) государство как объект познания воспринимается реальной или объективной субъекте познания;
3) объект предстает перед субъектом в жертвенном (целом) виде.
Предмет познания - имеющаяся информационная сторона научного познания о государстве как явление общественной действительности. Признаки предмета:
1) информация или имеющаяся совокупность сведений о признаках, свойства объекта, который познается (осознание, понимание и суждения);
2) предмет переменный, субъективный, зависящий от состояния и уровня выявленных и установленных характеристик объекта в процессе познания;
3) выявлены, установленные свойства объекта составляют направления познавательных (предметно-практических) действий.
Объект и предмет как стороны познания предстают в виде объективной реальности и субъективной действительности соответственно.
Реальность - познавательная сфера общественного бытия, способная существовать в определенной степени автономно, самостоятельно.
Действительность - проявление реальности во всей ее конкретности как результат проявления воли и сознания субъекта или реальность субъективная.
Предмет познания формируется объектом, который раскрывается перед субъектом познания в виде наличной о себе информации. То есть государство и право, будучи объектом познания, является одновременно предметом познания, опосредованным самим объектом через информацию, которой владеет о нем субъект познания. Информация не означает, что он (объект) именно такой, а не другой. Государство как объективная реальность существует независимо от воли субъекта познания. Его суждения по поводу государства сопровождаются соответствующими образами, понятийным формам, с помощью которых становится возможным конечный результат процесса познания. Сознание субъекта познания непосредственно контактирует не из государства, как объекта, а с имеющейся информации о нем.
Государственно-правовые закономерности означают, что связи регулярные (множественные), а не единичные, отражают глубинные, сущностные свойства государственно-правовых явлений. Множественность однородных связей подается в виде фактов общественной жизни, которые при определенных условиях проявляют собственную необходимость. То есть наступления фактов при определенных условиях может быть предсказуемым. Устойчивость связи, его множественность, позволяет формировать представление о порядке или устойчивые правила, определяющие направления социальной деятельности, то есть формируется представление правильной или неправильной поведения. Закономерные связи характеризуются независимостью от воли и сознания субъекта познания. Хотя эти связи и не существуют вне общества или вне социальной активности членов общества, но способны влиять на сознание и волю людей. Государственно-правовые закономерности воплощают квинтэссенцию развития, его логику, является отражением рационализма времени, эпохи. Государственно-правовые закономерности проявляют собственную природу в определенном времени и пространстве, знание которых позволяет предполагать наступления тех или иных фактов, реализуются через поведение человека, выявляются и осознаются на основе анализа общественной жизни.
Государство и право связывают с управлением и регулированием как исходными элементами характеристики общественной организации. Управление общественное - отношения влияния или взаимовлияния с целью упорядочения, сохранения, совершенствования и развития общества как целого. Признаки общественного управления:
1) субъектно-объектные отношения;
2) сознательное или бессознательное (опосредованное) воздействие на человека или людей со стороны другого человека или людей с целью достижения желаемых целей;
3) прямо или косвенно оказывает правила деятельности людей, связанных с реализацией желаемых для них интересов (Рис. 1).

Рис. 1. Отличие политической от государственной власти
Источник: https://en.ppt-online.org/70207

Особенностью общественного управления является возможность ее реализации, как при наличии субъекта (управления), так и при отсутствии субъекта (самоуправления). Организация как элемент управления фиксирует собой формы должного, желаемого порядка как конечного результата воздействия и взаимовлияния.
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Множественность теорий.
Множественность теорий о происхождений государства и права основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права и объясняется:
1. различными взглядами различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс;
2. различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства и права.
Причины плюрализма в подходах:
1 сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия;
2 неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;
3 преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений;
4 в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами

Образ государства - общественно-чувственные, идеально-стойкие восприятия и представления, которые прямо или косвенно влияют на направления определение понятия, суждения и умозаключения, особенности практической реализации по поводу общественной публично-властной организации. Признаки образа государства:
1) субъектно-идеальное устойчивое явление, которое не имеет собственного материального субстрата;
2) достаточно самостоятельное явление, способное влиять и формировать общественное поведение, опосредованно влияет на управленческие решения и процессы;
3) определяет и формирует направления и содержание политико-правовой проблематики (риторики) общества.
Государство подается в одном из двух образов:
1) в виде публично политического объединения граждан, ассоциации (корпорации) или институциональ- ного образования (неперсонифицированная)
2) в виде отдельного лица (группы лиц), которым подчинены все остальные члены общества (персонифицированная).
В неперсонифицированном (институциональном) аспекте государство, в свою очередь, воспринимается как:
1) союз граждан, способных к политическому общения (Аристотель);
2) правовая организация народа, имеющего собственную, самостоятельную первичную власть (Б.Кистяковский).
В персонифицированном аспекте государство воспринимается преимущественно в русле отношений собственности:
1) персонифицированный
владелец всей территории, населения, власти (фараон, раджа, император и т.д.);
2) абстрактный владелец (империя, доминион и т.д.).
Философский позитивизм способствовал рационализации образа государства.
Персонифицированная или неперсонифицированная государство модернизируется в новые образы, которыми коррелирует положительная или отрицательная государство, соответственно. Основу положительной государства составляют идеи о государстве как организации, заменяет собой общество или находится над обществом:
1) государство как машина в условиях классового общества (В. Ленин) 2) государство как орган, аппарат;
3) государство как совокупность взаимосвязанных, наделенных властью лиц, а также учреждений и организаций, управляющих обществом, и тому подобное.
Отрицательная государство воспринимается как часть общественного пространства:
1) государство как реализация свободы (Гегель);
2) институционально-властная корпорация и тому подобное.
В русле прав человека отстаивается направление идеализации государства или формирования идеальных государственных организаций, которые воплотились в образ государства-слуги или государства-хозяина, а в ХХ в. государство модернизировалась в конструкцию сильного государства.
Тональность современных научных исследований сопровождается утверждениями кризиса государства, неспособность выполнять задачи в таких особых сферах, как экология, культура, информатика, а также в таких традиционных уже сферах деятельности государства, как обеспечение безопасности личности и социума, необходимость поиска новой модели организации общества как целого.


Основные методологические подходы к трактовке понятия и сущности государства: классовый подход, общесоциальный подход, легитимистский подход

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А. Б. Венгеров, проф. В. Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.
Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.
В настоящее время сложились несколько подходов к трактовке сущности любого государства.
Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.
Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др


написать администратору сайта