Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Понятие и зарождение народных обычаев

  • передает опыт предыдущих поколений

  • 2.Историческая трансформация народных обычаев

  • 3.Обычаи в современном мире

  • регулировали еще и отношения внутри социума.

  • Список литературы

  • Народный обычай. народный обычай эссе (2). Народный обычай происхождение, история, современность Содержание


    Скачать 86 Kb.
    НазваниеНародный обычай происхождение, история, современность Содержание
    АнкорНародный обычай
    Дата17.12.2022
    Размер86 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файланародный обычай эссе (2).doc
    ТипДокументы
    #848984


    Народный обычай: происхождение, история, современность

    Содержание



    1.Понятие и зарождение народных обычаев 3

    2.Историческая трансформация народных обычаев 6

    3.Обычаи в современном мире 8

    Заключение 10

    Список литературы 11


    1.Понятие и зарождение народных обычаев



    Одним из наиболее ярких и показательных явлений в истории человечества выступают народные обычаи, которые сопровождают человека на протяжении всей истории со времен глубокой древности и в процессе эволюции. Обычаи отражают все глубинные процессы развития каждого отдельного народа и поэтому для узнавания и понимания этих процессов на всех уровнях необходимо, в первую очередь, обратиться к истокам и традициям, происходящим внутри этнической группы.

    По мнению исследователей, обычай – это сформировавшийся на отдельной территории свод правил и социальных установок, который определяет поведение индивида при определенных обстоятельствах. Большинство обычаев носит религиозный, этнический, а также демографический характер.

    Практически любой обычай опирается на человеческое мировоззрение со свойственными ему идеями и ценностями. Обычай передает опыт предыдущих поколений, он также регулирует поведение человека в семье и быту. Многие обычаи с течением времени были забыты или утрачены. Но в целом сами по себе они не исчезли. Просто одни обычаи ушли из жизни людей, уступив место новым либо обновленным. Некоторые из них наполнились новым содержанием и получили новые смыслы.

    Обычаи представляют собой определенные формы социального контроля, которые помогают поддерживать определенную модель поведения и уровень дисциплины внутри отдельного общества. Все обычаи относятся именно к общепринятым поведенческим нормам, это своего рода узаконенная массовая привычка, отвечающая устоям конкретного социума.

    Однако норма поведения людей, регулируемая обычаем, не закрепляется в качестве знаковой модели, многое зависит от отдельного вида деятельности или же от конкретной жизненной ситуации.

    В первобытном обществе способность человека к выживанию и удовлетворению текущих потребностей определяло действие, борьба за существование велась не порознь, а группами, путем проб и ошибок, разочарований и потерь. Именно этот общий опыт со способами к преодолению и различными порой противоположными результатами сумел сформировать такое понятие как обычай.

    В этом отношении интересно мнение Уильяма Грэма Самнера, который считает, что в первобытных обществах каждое из действий людей было направлено на удовлетворение отдельных потребностей. Ввиду необходимости постоянного повторения указанных действий рождались привычки отдельного человека, которые становились обычаями для целой группы людей. Такого рода результаты выступают в качестве следствий, но следствий не осознанных, не предвиденных либо непреднамеренных1.

    То есть эти результаты остаются не замеченными до тех пор, пока они не просуществуют в отдельном сообществе продолжительное время. Также требуется некоторое время на их оценку. По мнению названного выше исследователя, народные обычаи создаются людьми непреднамеренно, неосознанно. Они также не относятся к продуктам их умственной деятельности. У.Г. Самнер их сравнивает с результатом естественных сил, который человек на неосознанном уровне взял в обращение, либо же с инстинктивными способами действий животных, полученных из опыта, достигающих окончательной формы при наличии максимального соответствия интересу. Они передаются по традиции и при этом не допускают исключений, либо каких-то вариаций, но одновременно они способны изменяться в случае столкновения с новыми условиями, осуществляясь практически теми же ограниченными методами без какого-либо разумного осмысления либо цели.

    Практически вся жизнь людей на всех этапах развития культуры контролируется большим количеством народных обычаев. Только верхние слои обычаев были подвержены контролю и переменам и изменялись под непосредственным влиянием философии, религии, этики и иных актов разумного осмысления.

    Под регулирование обычаем подпадали практически все человеческие действия, например, подстригание волос, купание, мытье, питание и т.д. Человек от рождения до ухода из жизни функционировал в рамках обычаев, поэтому в его жизни нет ничего первичного, спонтанного. И сегодня практически все люди действуют таким же образом, только с немного большей свободой.

    Так называемые «способы действия» более старых и опытных членов общества имеют существенное влияние практически в любой первобытной группе. Данное влияние У.Г. Самнер характеризует как рациональное. Это влияние приводит к появлению обычаев почтительного отношения к старшим, норм этикета, где старые и пожилые члены общества пользуются особым преимущественным положением. В свою очередь, старшее поколение продолжает традицию, являясь для младшего поколения примером для подражания, также как сами они воспринимали ее от своих предшественников. Можно заключить, что обычаи и традиция переплетаются между собой и становятся особым установлением, направляющим общество именно по пути рода, тем самым отчасти подавляя свободу действия индивидуума. Дети наблюдают, как их родители подчиняются одним и тем же обычаям, лицам, расположенным выше в социальной иерархии и это все становится для них правилом и помогает придать стереотипизированную форму обычаям 2.

    Мнение У. Г. Самнера согласуется определенным образом с позицией Т.А. Колевой. Последняя считает, что народные обычаи прослеживаются в истории любого народа с глубокой древности, и при этом они являются плодом всей его жизни и всего творчества3.

    Таким образом, можно заключить, что обычаи появились в первобытных обществах как продукт деятельности, ориентированной в основном на продолжение рода и его эффективного функционирования в заданных условиях.

    2.Историческая трансформация народных обычаев


    Обычаи по своей сути явление динамичное. История народных обычаев наглядно показывает их развитие от простого к более сложному. Этот процесс обусловлен немалым числом факторов, в первую очередь конкретной ролью обычаев в определенных сферах жизни человека.

    Однако с развитием производительных сил, изменением общественных отношений, развитием человеческого мышления до способности человека к абстрагированию и оперированию абстракциями, вместе с обогащением и расширением знания, с восприятием человеком окружающего мира уже через призму нового мироощущения, наконец, с существенным изменением как социально-бытовой, так и культурно-исторической среды, повседневная деятельность человека и общества становятся разнообразнее и сложнее, и это формирует новые навыки и привычки, которые позднее и становятся обычаями.

    Обычаи стали постепенно превращаться в особую систему духовных ценностей народа, потому что это заложено в потребностях и нуждах человека и его жизни в обществе. Практически всегда народные обычаи проявлялись в определенной среде их носителей, а также исполнителей и были всегда не абстрактными, а именно конкретными, вполне бытовыми явлениями. В связи с этим практически в любую историческую эпоху они выполняли конкретные функции, которые были связаны с разнообразным народным бытом.

    Любая социально-экономическая эпоха в той или иной мере изменяет жизнь народа, однако при этом не уничтожает созданных им культурных ценностей, в их числе и духовных. Кроме этого, жизнь любого поколения протекает в конкретных бытовых рамках, в пределах которых появляются новые формы поведения, навыков и привычек. Возникающие в каждом отдельном случае обычаи входят в уже ранее сформировавшуюся систему традиций и становятся для членов коллектива обязательными. Такого рода процессы могут прослеживаться практически во всех сферах деятельности человека: трудовой, семейной, а чаще всего в праздничной обрядовой сфере.

    По мнению Т.А. Колевой процесс исторического развития обычаев неизменно сопровождается их селекцией, когда происходит отмирание некоторых элементов, вступивших в противоречие со сложившимся мировоззрением определенного коллектива людей - носителей этих обычаев. Было бы неверным полагать, что на практике восстановить можно самую древнюю форму обычая. Некоторые элементы, в основном те, которые были связаны с определенными магическими представлениями, сохраняются только как реликты. Практически никогда обычай не сохраняется в качестве культурно-бытовой системы, потому как ему свойственно непрерывное движение и изменение, предопределенное развитием общества4.

    В истории обычаев отмечается процесс, который выражается в свободном наслоении на старое содержания нового. Это не механическое наслоение, а вполне закономерное явление, суть которого состоит в развитии и в смене поколений носителей традиций и придания обычаям новых выражений и черт.

    До тех пор, пока обычай выполнял свою непосредственную функцию в общественной, хозяйственной, а также религиозной жизни людей, пока от исполнения обряда зависели распространенные в конкретный исторический период убеждения людей - обычай неизменно исполнялся и слабо подвергался изменениям. Если же отдельный обычай переставал выполнять свою непосредственную роль в быту людей, тогда он изменялся или постепенно уходил из установившейся системы обычаев. Одна из особых функций обычаев в историческом аспекте заключалась в том, чтобы человека поставить в некоторую взаимосвязь с сельским и семейным коллективом, закрепить собой отдельные правила и нормы, в том числе поведенческие.

    С течением времени большинство обычаев в той или иной мере переосмысливаются, что наиболее ярко прослеживается в календарных праздниках. Подобное явление объяснить можно тем, что практически каждое поколение, на основе меняющегося мировоззрения и все большими знаниями об общественных и природных явлениях, стремится дать обычаям свое новое объяснение. В связи с этим первоначальный смысл обычаев постепенно начинает забываться, и связываться уже с иными причинами или содержанием.

    3.Обычаи в современном мире



    По мере развития общества обычаи существенным образом изменились вместе с самим социумом и людьми.

    В настоящее время можно столкнуться с тем, что отдельные элементы христианского культа исполняются вместе с обычаями дохристианского происхождения. В этом отношении можно привести современный календарь праздников. Например, Ильин день, Рождество, святки, Пасха, ночь Ивана Купалы и др5. В определенной мере это прослеживается при осуществлении свадебного и погребального обрядов.

    В целом христианские элементы не смогли затмить аграрную магическую обрядность (например, это встреча жаворонков, проведение Масленицы и др.) как в народном календаре, так и в семейных обычаях.

    Сохранение многих обычаев (например, святочных гаданий) путем передачи их из поколения в поколение объясняется в определенной мере тем положительным настроем, который они несут в себе. Это праздничное настроение, некоторая таинственность, чаяния о хорошем и счастливом будущем. Народные обычаи сплачивают, а к сплочению люди стремились во все времена, и современность в этом отношении не исключение. Люди в большинстве своем стремятся к массовым действиям, особенно при таких мероприятиях, как вступление в брак или же погребение.

    Как уже указывалось выше, народные обычаи находят свое яркое выражение в свадебных обрядах. Это, например, выкуп невесты, особенности свадебного наряда, вступающих в брак, особенности организации свадебного пиршества и т.д. И это не случайно, так как свадьбе практически во все времена придавалось важное символическое значение. Она расценивалась не просто как массовое торжество, а прежде всего как акт принятия вступающими в брак молодыми людьми ответственности друг за друга, за создаваемую ими семью. Во многих мусульманских странах и в настоящее время действует обычай выплаты за невесту выкупа (калыма и др.). Это в первую очередь воспринимается как проверка жениха на состоятельность, на его готовность содержать и обеспечивать семью. При этом величина выкупа практически всегда индивидуальна, и она перед свадьбой оговаривается.

    По мнению Л.Н. Лазаревой, на современном этапе имеет место слияние светских и церковных обрядово-праздничных действований, и, одновременно, взаимодействие народно-традиционных и церковных традиций, что становится нормой современного характера празднования.

    Так, например, практически одновременное празднование Пасхи и Вербича, Коляды и Рождества Христова, Русской березки и Троицы заметным образом способствует более углубленному взаимопроникновению разных художественных элементов, а также новому уровню синкретизма6.

    Практика показывает, что на современном этапе набирает свою популярность обычай закреплять узы брака не только на гражданском уровне, но и церковном. Наряду со своей красотой и трогательностью, венчание помогает осознать молодым людям необходимость быть верными и преданными друг другу в горе и радости.

    Как пример видоизмененного древнего обычая уважительного отношения к старшим, можно привести правило, в соответствии с которым молодые люди в общественном транспорте уступают место пожилым. Очевидно это изменившаяся форма обычая, когда молодежь обязательно должна была вставать в присутствии старших.

    Заключение


    Подводя общие итоги, укажем следующее. Формирование обычаев – это весьма продолжительный и сложный социально-исторический процесс, который основан на коллективной деятельности подавляющего большинства людей. Обычаи зародились в глубокой древности и, скорее всего, носили именно прикладной характер, решая при этом вполне практичные задачи преодоления проблем, вызванных агрессивной окружающей средой и при этом, действия при исполнении обычая не требовали осмысления. Также обычаи на всех исторических периодах регулировали еще и отношения внутри социума. Начиная с древних времен обычай играл роль значимого источника поведенческих и нравственных норм.

    Обычай определяет особенность поведения, выполнение отдельного действия, предписывает человеку поступать именно определенным образом, то есть человек может поступить «по обычаю» или «вопреки обычаю». Но в любом случае его поведение соотносится с обычаем.
    Важным является то, что обычаи связывают между собой поколения одного народа, делая при этом культуру отдельного народа устойчивой на протяжении длительного времени. Их тесная связь с народным бытом и культурой заставляет обычаи практически постоянно изменяться, избавляясь от устаревших форм и дополняясь новыми смыслами. Отдельные черты обрядов наших предков в видоизмененной форме, можно встретить и в настоящее время, что, несомненно, обогащает современную культуру любого народа.

    Список литературы


    1. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А.К. Байбурин. – Санкт-Петербург: Наука, 1993. – 253 с. – Текст: непосредственный.

    2. Копева, Т.А. О некоторых вопросах развития обычаев (на болгарском материале) / Т.А. Копева. – URL: http://librus.dobrota.biz/40istoriya/68444-1-materiale-na-bolgarskom-nastoyaschaya-ra60ta-lish-skromniiopit-rassmotreniya-samom-obschem-plane.php (дата обращения: 10.03.2022). – Текст: электронный.

    3. Лазарева, Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие / Л. Н. Лазарева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – 251 с. – Текст: непосредственный.

    4. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным. – Москва: «Книга-Принтшоп», 1990. – Репринт. – 519 с. – Текст: непосредственный.

    5. Самнер, У.Г. Народные обычаи. Исследование социологического значения обычаев, манер, привычек, нравов и этики / У.Г. Самнер. – URL: https://text.3dn.ru/publ/kulturologija/samner_u_obychai_i_nravy/6-1-0-124 (дата обращения: 10.03.2022). – Текст: электронный.

    1 Самнер У.Г. Народные обычаи. Исследование социологического значения обычаев, манер, привычек, нравов и этики. – URL: https://text.3dn.ru/publ/kulturologija/samner_u_obychai_i_nravy/6-1-0-124 (дата обращения: 10.03.2022). – Текст: электронный.

    2 Самнер У.Г. Народные обычаи. Исследование социологического значения обычаев, манер, привычек, нравов и этики. – URL: https://text.3dn.ru/publ/kulturologija/samner_u_obychai_i_nravy/6-1-0-124 (дата обращения: 10.03.2022). – Текст: электронный.

    3 Копева Т.А. О некоторых вопросах развития обычаев (на болгарском материале). – URL: http://librus.dobrota.biz/40istoriya/68444-1-materiale-na-bolgarskom-nastoyaschaya-ra60ta-lish-skromniiopit-rassmotreniya-samom-obschem-plane.php (дата обращения: 10.03.2022). – Текст: электронный.

    4 Копева, Т.А. О некоторых вопросах развития обычаев (на болгарском материале). – URL: http://librus.dobrota.biz/40istoriya/68444-1-materiale-na-bolgarskom-nastoyaschaya-ra60ta-lish-skromniiopit-rassmotreniya-samom-obschem-plane.php (дата обращения: 10.03.2022). – Текст: электронный.

    5 Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным. Москва: «Книга-Принтшоп» 1990. Репринт. С. 7.

    6 Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челябинск, 2010. С. 226.


    написать администратору сайта