Главная страница
Навигация по странице:

  • В чем специфика философской методологии Какие существуют методы в философии

  • В чем особенность поиска субстанции и учения о бытии в ранних формах античной философии

  • Какие черты присущи номиналистической картине мира

  • 6. Какова роль науки в становлении направлений неклассической философии

  • Объективированное мировоззрение Что к нему относится


    Скачать 44.53 Kb.
    НазваниеОбъективированное мировоззрение Что к нему относится
    Дата28.06.2022
    Размер44.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_3_2.docx
    ТипДокументы
    #618113


    Вариант 3


    1. Что такое объективированное мировоззрение? Что к нему относится?



    Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

    Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным.

    Объективное мировоззрение - это способ познания мира посредством изучения фактов и природных процессов, основанный на научном методе. Объективизм не видит отделения интеллекта от природных процессов, а следовательно, не принимает во внимание субъективные взгляды индивида, как истину и не устанавливает догм, которые не возможно обжаловать или опровергнуть.

    Единственным источником получения истины для этого мировоззрения является факты и построение логики или видение определенной модели в соответствии с ними. Таким образом объективизм утверждает, что нельзя принимать за истину ни одно утверждение.


    1. В чем специфика философской методологии? Какие существуют методы в философии?


    Методология (от греческого методос — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов, способов и операций познания и практической деятельности, и от греческого логос — учение, то есть, методология философии — это учение о способах и приёмах познания и выполнения деятельности в философии. Само учение возникло внутри самой философии, что неудивительно. На сегодняшний момент существует методология как самостоятельная наука и в ее поле интересов входят различные методы, классифицируемые по широте и глубине охвата с разной степенью проработанности и конструктивности. Так, например, существует методология науки междисциплинарного уровня, методология конкретных наук, например, философии.

    Философия как форма рационального и структурированного познания мира закономерно сформулировала и комплекс приёмов такого познания — методов теоретического и практического осмысления действительности, устойчивого к критике и максимально достоверного, а также само понятие метод.

    Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода.

    В философии, под определением «метод» понимают способ развития отдельной отрасли философского суждения. Основные методы философии, используемые современными философами, появились в разные исторические периоды и по своей сути противоречат друг другу. Нельзя выделить один правильный метод, поскольку в философии нет единого направления. Она разделена на отдельные категории, и только их совокупность позволяет увидеть полную картину мировоззрения представителей каждой исторической эпохи и национальной культуры.

    Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

    Диалектический метод в философии – это способ поиска истины путем сопоставления двух или более противоположных теорий. Буквально термин «диалектика» переводится с греческого как «искусство спорить». Его изобретатель – Зенон Элейский, изучавший противоречия единства и множества. На основании его выводов развивалось учение элеатов и софистов о несовместимости основных состояний человека:

    *бытия,

    *движения;

    *покоя.

    В Средние века диалектика вошла в состав семи свободных наук, и стала одним из основных методов доказательства и способов классификации.

    Современная философия использует диалектику для изучения человеческой деятельности. Она позволяет разрешать противоречия в гуманитарных науках, в частности, в психологии и социологии. Диалектика не обладает четкой логической структурой, но позволяет всем участникам рассуждения прийти к одним и тем же выводам.

    Метафизика для многих философов – синоним самого определения философии. Ей сложно дать точное определение. Общая метафизика исследует бытие, а отдельные направления исследуют бытие отдельных объектов. Основатель метафизического подхода – Аристотель.

    Различают следующие виды метафизики:

    *античная;

    *классическая;

    *современная.

    Метафизика занимается поиском ответов на вопросы, возникающие перед человеческим разумом в ходе эволюции самосознания: что есть причина, где источник начала, как возникают подобные вопросы.

    Догматизмом называют вид мышления, оперирующий положениями, которые не подвергаются критике – догмами. Понятие «догма» появилось в античной философии. Догматиками называли всех философов, которые выдвигали какое-либо утверждение и отстаивали его. Критики отрицали догматизм, и любую теорию догматиков оспаривали, используя скептическую аргументацию.

    Догматизм, как методика, противопоставляется эмпирическому подходу, и не позволяет основываться на личном опыте, а только на уже существующих убеждениях.

    Эклектизм – метод построения философской системы, при котором несколько положений, взятых из других философских систем, объединяются в одно. Термин «эклектизм» в переводе с древнегреческого означает «избираю». В употребление его ввел философ Потамон.

    Эклектическое направление знаменует собой упадок философской мысли. Его используют, когда общепризнанная идея становится неактуальной и требуется найти новое направление. Софизм появился в эпоху античности, как один из приемов подготовки будущих ораторов. Буквально этот термин переводится как «уловка», «хитрость». Аристотель называл софизм мнимым доказательством, вызванным недостатком логического анализа. Софистику используют в дебатах и во время публичных выступлений, для сознательной фальсификации.

    Софизм допускает три вида ошибок:

    *логические;

    *терминологические;

    *психологические.

    Софизм нельзя назвать классическим методом философии. Это способ развития философского мышления. Задача философа – поиск ошибки в софизме. В современной науке с помощью такого подхода можно находить нестандартные решения сложной задачи.

    Под герменевтикой понимают метод, позволяющий толковать, т.е. понимать и интерпретировать различные тексты. Изначально герменевтика применялась для восстановления частично утраченных и искаженных библейских текстов и произведений древних авторов. Автор первой работы по герменевтике – А. Августин, христианский мыслитель.

    Процесс понимания текста называют герменевтическим кругом. Для глубинного анализа, текст рассматривают в контексте эпохи, в которой он был создан, и личности его автора. Применение герменевтики в философии позволяет рассмотреть явление со всех позиций и прийти к его глубинному пониманию.

    Эмпирический метод – направление познания, признающие источником знания личный опыт индивида. Идеалисты рассматривают опыт, как внутренние переживания субъекта, интуитивное достижение поставленной цели. Эмпирическое познание отображает действительность, основываясь на внешних проявлениях процессов. Создание концепции эмпиризма принадлежит Ф. Бэкону. Существует два вида эмпиризма: имманентный и трансцедентный. Первый объясняет состав познания, как комбинацию отдельных представлений и ощущений. Второй – выражен в форме материализма, он рассматривает индивида с точки зрения его взаимодействия с окружающей материальной средой. Согласно рационализму, человеческий разум является основным способом познания. Создатель рационализма и многих других направлений – Сократ. Он полагал, что душа состоит из двух частей: иррациональной и рациональной. Главная задача философа – объединить две части души в одну и возвыситься над физическим миром.

    В эпоху просвещения рационализм использовали, преимущественно, для изучения математики. Декарт, Спиноза и Лейбниц развивали идею о существовании в мышлении основных принципов, которые подобны геометрическим аксиомам, и позволяют прийти к знанию дедуктивным методом. На основе их подхода Кант развил собственную философию, объединившую основные принципы рационализма и эмпиризма.

    Критический метод позволяет выявлять полезные и вредные свойства рассматриваемого объекта для условно поставленной цели или процесса, а также прогнозировать развитие взаимодействия исследуемого объекта и связанных с ним процессов и явлений;

    Гермевтический метод, развитый Хайдеггером, Куном и другими, позволяет рассматривать знание о чём-либо не только как объективный факт, но и с позиции исследователя, то есть, в контексте исследования. Этот метод получил широкое применение в экзистенциализме при исследовании отношения существования и бытия как осознания и переживания первого.

    В наше время технология прочно вошла в жизнь и бытие каждого, более не являясь лишь необходимостью, участвующей в производстве, технология закономерно вынудила исследовать её как феномен человеческой деятельности, весьма обширный феномен. Поэтому современная методология философии движется в сторону принятия формы специального раздела науки — технология мыслительной деятельности.



    1. В чем особенность поиска субстанции и учения о бытии в ранних формах античной философии?


    Субстанция в философии рассматривается как материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.

    Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли). Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.

    Античная философия: субстанцию понимают как субстрат. Он – первооснова, из которой состоят предметы материального и нематериального мира.

    В переводе с латинского термин «субстанция» буквально обозначает: основа, сущность. В философии она – ключевая категория мышления. Ее используют как обозначение всего сущего, единого начала. Субстрат в философии – близкое к субстанции понятие. Оно обозначает материал – то, из чего все сделано. Оно одновременно означает первооснову всего, единство и однообразие всех предметов, явлений и процессов.

    Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы. Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли. По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.

    Представители милетской школы, Анаксимандр и Анаксимен, были основоположниками становления философского подхода к поиску ответов на вопросы бытия. Анаксимандру принадлежит идея о бесконечности миров. Вещество, из которого состоит Вселенная, он называл айпероном. Согласно Анаксимандру, целое изменяться не может, но его отдельные части изменяются. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух – бесконечная легкая материя, влияющая на процессы, происходящие с вещами.

    Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.

    В упрощенном виде в концепции было три категории:

    субстанция;

    состояние;

    отношение.

    По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.

    Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии - онтология.

    Проблема бытия была сформулирована в период античной философии на самом первом этапе ее существования. Античная философия хочет объяснить тотальность вещей, реальность во всех ее частях. Уже вопрос первого из философов гласит: Что есть начало всех вещей? Бытие как целое открывается через первоначало, то есть первое "почему" всех вещей. Греческие философы приходят к мысли о единстве мира. Целью исследований становится понятие о мировой материи, которая переходит во все вещи и в которую все вещи снова возвращаются при исчезновении их из мира восприятий. Появляются представления о вечном первоначале.

    В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала: они стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита не есть просто источник всего существующего многообразия мира. Не только все происходит из воды, но все также и есть вода в своей сущности. Первоначало есть субстанция - источник всего существующего и его сущность; мир един, несмотря на видимое многообразие. "Воздух", "огонь", "вода" лишены чувственной конкретности, это своего рода "мыслеобразы", метафоры идеи единства. Единое не является непроницаемым для разума, так как оно "саморазумно" или сверхразумно. "Стихии"-первовещества - это не подобие мертвых тел, это идеи единства мира, облеченные в чувственную оболочку, это формы жизни космического разума. После милетцев (философская школа) проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами.

    Философия элейской школы близка традициям спонтанного, стихийного материализма. Несмотря на метафизический подход, философия элеатов выявила ряд проблем, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие философского мышления. Так, в их учении мы можем встретиться со сравнительно четким учением о бытии и определенными принципиальными подходами к вопросу о познаваемости мира.

    Элеаты считали чувства обманчивыми и рассматривали множество чувственных вещей, как простую иллюзию. Единственное истинное бытие - это бесконечное и неделимое "Единое", которое понималось ими не как мы понимаем Бога. Они продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь изменчивость и множественность. Парменид мыслил "Единое" материальным и протяженным, ибо говорит о нем как о шаре. Но оно не может быть разделено, потому что оно в своей целостности находиться всюду.

    Греческим философом Парменидом была сделана попытка осмыслить проблему бытия в ее "первозданности" и чистоте. Он считал, что при определении бытия не может быть места недоговоренности, текучести, многомысленности: нельзя сказать, что-то существует и одновременно не существует. Нельзя быть "немножко живым" или "немножко мертвым". Бытие, существование не возникает и не имеет конца, ибо иначе надо сказать, что в какой-то миг сущее не существует. Пармениду претит представление о бесконечности бытия как постоянном развертывании все новых и новых форм, свойств. Бытие как абсолютная устойчивость должно быть завершенным, определенным, замкнутым в себе, ни в чем не нуждающимся. Поэтому он вводит ставнение бытия с шаром как символом абсолютной замкнутости, завершенности, совершенства. Для Парменида "быть" означает "быть всегда", это выражение абсолютной устойчивости, прочности, отделенной от видимого мира и вынесенной за его пределы, это неопределенная, "чистая" определенность, отделенная от определенных вещей. Соответственно, познать такое бытие можно только непосредственно, с помощью интеллектуальной интуиции, но не посредством изучения мира конкретных вещей.

    Учение Парменида содержит все существенные черты философии элейской школы. Оно восходит к линии стихийного материализма. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию - это вопрос о тождестве бытия и мышления. Он обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. Он утверждал, что бытие - это свет, "увидеть" который можно только "очами" разума. Парменид сформулировал основной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Он считал, что:

    а) бытие неподвижно и неизменно;

    б) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, то есть оно вечно;

    в) бытие - замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность;

    г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

    Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно не возникает и не уничтожается, оно - вся возможная полнота совершенств. Таким образом, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслиться непротиворечивым образом, не существует.

    В последующем ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия.

    Опираясь на мнение Парменида, и развивая его, Зенон в свою очередь, сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира. Следовательно, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокидывания в изменчивость и множественность, то есть, по их мнению, в хаос и небытие.

    Значительное внимание проблеме бытия уделил Платон. Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия - с другой, Платон создает собственную онтологическую систему. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня:

    1) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны;

    2) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей;

    3) бытие предметов искусства.

    По Платону, бытие - это совокупность идей, то есть умопостигаемых форм, или сущностей, отражением которых является все многообразие вещественного мира. Следовательно, по мнению Платона, истинно сущим бытием являются идеи. Таким образом, мир познаваем, хотя и весьма относительно. Процесс познания, по Платону, - это процесс интеллектуального восхождения к истинно сущим видам бытия (которые действительно существуют в мире идей). Платоновские идеи - это не просто субстанциализированные родовые понятия, противостоящие чувственной действительности. Идея вещи - это ее своеобразный принцип, с помощью которого мы можем сконструировать саму вещь, познать ее. Познание есть конструирование. Идея вещи есть некая смысловая модель, которая должна лечь в основу такой конструкции.

    Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идея - некий идеальный объект, чистая сущность, выполняющая по отношению к материальным вещам четыре функции: они являются причинами, образцами, понятиями и целями для вещей. Платон вводит понятие "небытия" как отличного, позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Идею Платон считал бытием, а материю - небытием, поскольку материальную вещь можно испортить и уничтожить, а идею повредить никак нельзя. Идеи вечны, постоянны, неизменны, едины и так далее. Они некий абсолют, первооснова мира. Будучи диалектиком, Платон понимает, что никакой абсолют не будет полным без своей противоположности. Поэтому бытие должно быть дополнено небытием - миром изменчивости, смертности, единичности, вещности, зла и несвободы. Это и есть материальный мир.

    Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей - это, как он считал, бытие по мнению, а не по истине. Идеи упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три составляющие: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исключает становления. Но, в то же время, связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

    Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся, прежде всего, софисты и киники. Философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к соразмерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.

    Существенный вклад о бытии внес Аристотель, который подверг суровой критике теорию идей Платона. Основное возражение Аристотеля заключалось в том, что идеи не имеют независимого существования вне ума. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие - это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, явления, события. Бытие имеет не одно, а много смыслов.

    Поэтому, принимая тезис Парменида об отождествлении бытия и мысли о бытии, Аристотель уточняет это положение, говоря, что бытие само по себе - это лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чего-то, то есть бытие конкретных предметов. Следовательно, соотношение бытия и мышления есть соотношение предмета и мысли о данном предмете. Мир представляет собой реальное существование отдельных материальных и духовных предметов и явлений, бытие - это абстракция, которая лежит в основе объяснений общих вопросов о мире. Бытие - это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире преходяще. Бытие просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. Это, по Аристотелю, - основной закон бытия или "начало всех аксиом".

    Из основного закона бытия Аристотель выводит и принцип относительного существования небытия. Он развивает тезис Парменида, утверждавшего, что небытия не существует, так как оно немыслимо, а если мы мыслим он нем, значит, оно существует, но как бытие. Аристотель полагает, что ничто нам не мешает мыслить о небытии, но это не является обоснованием его существования, а лишь говорит об ином присущем ему качестве (несуществовании). Именно в этом смысле оно может существовать в мысли.

    Кроме того, Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предметом философии являются "предельные основания бытия", то есть то, что существует "сверх природы": сверхчувственные вечные сущности, постигаемы умозрением. В учении о сущности Аристотель стремиться примирить учение об идеях эмпирическим миросозерцанием. Метафизическую реальность надо искать в середине между родовым и чувственным образом, значит - в единичной вещи, определенной через ее понятие. Трудность такого способа он пытается объяснить через исследование отношения материи к форме или возможности к действительности. Впервые реально существующее бытие представлено как единство материи и формы. Форма - это то общее, что не распадается далее на виды и дает вещи самостоятельное существование. Формы вечны и неизменны. Они могут быть внесены в материю, сотворив тем самым вещь. Таким образом, вещь состоит из активной формы и пассивной материи. Материя тоже вечна и тоже необходима для появления конкретной вещи. Кроме того, она придает вещам индивидуальность.



    1. Какие черты присущи номиналистической картине мира?


    Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

    Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического сознания.

    Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

    Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.

    В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ. Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей. Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу.



    1. В чем суть субъективного идеализма И.Канта?


    Основоположник немецкой классической философии – И. Кант (1724-1804). Кант в своем творчестве прошел два этапа: докритический и критический. В докритический период (до 1780 г.) он занимался преимущественно проблемами естествознания. Главными достижениями Канта в этой области стали обоснование зависимости приливов и отливов от положения Луны и гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался ответить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

    Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

    Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны. Вещи, как они существуют в сознании человека, выступают как явления (феномены). То, что они представляют собой вне сознания, человек знать не может и в этом смысле они есть «вещи в себе» (ноумены). По мнению Канта, не предмет является источником знания, а разум человека сам конструирует предмет. Кант утверждал, что у человека нет средств установить связь между явлением и «вещью в себе». Познавательные возможности человека ограничены миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен для науки, однако это не означает, что он закрыт для человека.

    Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого мира природы и умопостижимого мира свободы. В сфере свободы существуют понятия о Боге, бессмертии души, и в этом мире действует не теоретический, а практический разум, который руководит поступками человека. Его движущей силой является не мышление, а воля, которая определяется не внешними причинами, а собственным законом. Этот закон Кант назвал категорическим императивом. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.



    6. Какова роль науки в становлении направлений неклассической философии?

     

    Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе. В конце ХIХ - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались.

    Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.

    Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом. Так как исследователь фиксирует только конкретные результаты взаимодействия объекта с прибором, то это порождает некоторый «разброс» в конечных результатах исследования. Отсюда вытекает правомерность и равноправность различных видов описания объекта, построение его теоретических конструктов. Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами знаний: принцип соответствия, выявление совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не «интуитивная очевидность», а «уместная адаптированность».

    Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций.

    На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики, позволило установить природу химической связи. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза. В области биологии русским физиологом растений и микробиологом Д.И. Ивановским (1864-1920) был открыт вирус и положено начало вирусологии. Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследственности американского биолога Т. Ханта (1866-1945). Хромосомы - структурные элементы ядра клетки, содержащие (ДНК), которая является носителем наследственной информации организма. При делении ДНК точно воспроизводится, обеспечивая передачу наследственных признаков от поколения к поколению. Американский биохимик Дж. Уотсон и английский биофизик Ф. Крик в 1953 г. создали модель структуры ДНК, что положило начало молекулярной генетике. Датским биологом В. Йогансоном (1857-1927) было введено понятие «ген» - единица наследственного материала, отвечающая за передачу некоторого наследуемого признака. Важнейшим событием развития генетики было открытие мутаций - внезапно возникающих изменений в наследственной системе организмов. Хотя явление мутаций было известно уже давно: в 1925 г. отечественный микробиолог Г.А. Натсон (1867-1940) установил действие радиоизлучения на наследственную изменчивость у грибов, в 1927 г. американский генетик Г Д. Меллер (1890-1967) обнаружил мутагенное действие рентгеновских лучей на дрозофил.

    Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции.

    Литература


    1. Программа самостоятельной работы и словарь терминов. Магнитогорск, 2009.

    2. Марков Б.В. Философская антропология. Питер, 2008.

    3. Моторина Л.Е. Философская антропология. М., 2003.

    4. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

    5. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2002.





    написать администратору сайта