Главная страница
Навигация по странице:

  • ПЕРВАЯ ГРУППА

  • ТРЕТЬЯ ГРУППА

  • В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Рассмотрим их: Во-первых

  • Обыденные и научные понятия о культуре


    Скачать 27.8 Kb.
    НазваниеОбыденные и научные понятия о культуре
    Дата07.12.2021
    Размер27.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkulturologia.docx
    ТипДокументы
    #295093

    Обыденные и научные понятия о культуре.



    С научной точки зрения:

    Ученые разбили понятия о культуре на несколько групп.

    ПЕРВАЯ ГРУППА в нее вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

    ВТОРАЯ ГРУППА В нее входят — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.

    ТРЕТЬЯ ГРУППА В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят, как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

    Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками.
    В настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500. Все эти определения Кребер и Клакхон разделили на 6 классов (типов).

    1. Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований.

    2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.

    3. Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение

    4. Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.

    5. Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов.

    6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результате адаптации человеческих групп к среде своего обитания.
    Культуру можно представить как единство пяти ее взаимосвязанных основных элементов:

     

    1 – материальная культура . Это культура труда и материального производства

    2 – духовная культура;

    3 - хозяйственная культура. Технические средства материального производства и его результат

    4 – социальная культура;

    5 – физическая культура.

     

    Духовная сфера культура. Дать определение понятию «духовность» по какому-либо словарю трудно, так как духовность – это понятие и лингвистическое, и герменевтическое. Ни одна дефиниция не имеет однозначного толкования, и интерпретация ее содержания может быть различна. Каждый в понятие духовности вносит что-то свое. На протяжении долгого времени духовность отождествлялась с религиозностью, считалось, что только религиозный человек может быть истинно духовным. В последние десятилетия духовность приравнивали к интеллигентности, считая духовным человека, хорошо знающего литературу, музыку, живопись и т.д.
    У всех существующих определений культуры, есть нечто объединяющее, благодаря которому можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по А.А. Радугину.- Советский и российский религиовед и философ, специалист по религиоведению и истории философии. Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Один из авторов «Атеистического словаря»): Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.
    Единственно, что не вызывает никаких споров и сомнений у исследователей это то, что главной составляющей культуры является человек. Хотела бы привести в пример высказывания великих людей по этому утверждению.

    Один из выдающихся отечественных философов нашего времени В.М.Межуев утверждает: «Мир культуры – мир самого человека». Это значит, что главным и единственным началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек –его особое положение в окружающем мире, его деятельность, продукты этой деятельности – то, что так или иначе связано с жизнью человека в мире природы и в мире людей.

    Известный философ В.В.Сильвестров, разработавший собственную концепцию культуры, поясняет: «Определение культуры невероятно трудно, потому что оно совпадает с определением самого себя. Но определить себя – значит положить себе предел. Сделать самого себя предметом рассмотрения, определить себя можно лишь через другого и в другом. Где же и в чем найти это другое, если культура и есть самое сокровенное, а потому совершенно неотделимая от человека его собственная суть?»
    В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Рассмотрим их:
    Во-первых, самое привычное понимание культуры подразумевают-определенные сферы жизни общества.
    Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
    В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
    В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается

    фиксируемое им отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Первое значение данного термина, как уже говорилось, - возделывание, обработка, уход. Поэтому культура - это и возделывание поля, обработка сада, и уход за растениями и животными, т.е. земледелие и сельское хозяйство. Наиболее привычное для нас значение культуры как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, что и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с обществом.

    «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры» (В. Йегер-Немецкий филолог-классик и историк философии, автор обобщающего труда «Пайдейя: Формирование греческой мысли» (1934).). Далее разберем в чем заключалась «греческая идея».
    Полис - это город со сравнительно небольшим числом жителей. Жители, составляющие ядро полиса, были его гражданами. Они подчинялись законам своего города, защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т.д.), т.е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что греки обозначили понятием «пайдейя».

    Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле -образование, образованность, просвещение, культуру. В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения, прочного овладения профессиональным навыком плотника, корабельщика и т.д., что особой высоты достигает в искусстве . Каждому жителю полиса необходимо было обладать навыками, получаемых во время образования, что делало их истинными гражданами своего города.

    Греки создали уникальную систему образования, которая формирует не

    профессионала в определенной области, а человека как личность, с ясными ценностными

    ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая

    гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал

    человека, выступающий целью культурного процесса. «Без греческой идеи культуры не

    существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира

    культуры» (В. Йегер-Немецкий филолог-классик и историк философии, автор обобщающего труда «Пайдейя: Формирование греческой мысли» (1934).).

    Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило.

    До того как понятие «культура» получило всеобщее признание вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов в понятие «просвещение» включали все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура».

    Интересно, что в европейских языках, как и в Риме(про это было сказано немного раньше)— немецком, английском и французском — слово «культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда оно проникло вместе с переводными книгами, поначалу относилось к сельскому хозяйству.

    В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В

    философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий

    просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры

    человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося

    соотечественника И.Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием.

    В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый — господство над природой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724—1804) и Гегель (1770—1831), почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином-образование, а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.
    Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:

    Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

    В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.

    Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней

    выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня,

    фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

    Зеленов Л.А., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993

    А.И. Кравченко Культурология Учебное пособие для вузов-4-е издание,2003

    Г.В. Драч, В.Е.Давидович, А.Н.Ерыгин, Н.Н. Ефремов, М.В. Заковоротная, Е.В. Золотухина, В.К. Королев, Т.П. Матяш, Л.М. Павкин, В.И. Сороковинкова, О.С. Туманова, Е.А. Чичина, В.А. Шкуратов, Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель Культурология: Учебное пособие, Москва, 2003


    написать администратору сайта