Облака Аристофана. Облака. Облака Аристофана Об авторе пьесы
Скачать 21.61 Kb.
|
«Облака» Аристофана Об авторе пьесы Греки гордились людьми высокого таланта и обширных знаний. Если говорили о театре, они часто упоминали Аристофана (448−386 г. До н. э), называли его «комик». Позднее за ним закрепился титул «отец комедии». Произведения комедиографа были зеркалом общественно-политической жизни Афин. Они отражали множество реалий своей эпохи. Однако в биографии Аристофана многое неизвестно, т.к. современникам как-то не приходило в голову составить жизнеописание популярных жителей античных городов. Когда этим вопросом занялись исследователи, оказалось, что документальных свидетельств осталось очень мало. Об Аристофане известно, что он вышел из семьи земледельца в Аттике. Это объясняет хорошее знание комедиографом труда и быта землепашцев. Он принимал близко к сердцу проблемы тружеников поля, понимал их чаянья и заботы. Анализ тематик и произведений автора убеждает, что он был образован, всестороннее развит и находился в гуще политических событий своего времени. История произведения «Облака» являются одним из одиннадцати сохранившихся произведений афинского комедиографа Аристофана. Их относят к жанру древней аттической комедии. В древних комедиях критиковали политиков, поэтов и других чем-либо примечательных личностей, а также обсуждали злободневные вопросы. Произведения этого жанра художественной литературы состояли из следующих частей: пролога, парода (выхода в орхестру хора и исполнение им песни), агона (наивысшего противостояния), парабасы (поучительной речи хора к зрителям), балаганных сценок (комичные сцены) и эксода (заключительная часть). Впервые была представлена на празднике Великих Дионисий в марте или апреле 423 года до н. э., где получила третье место. Несмотря на неуспех, Аристофан считал «Облака» своим лучшим произведением. До наших дней дошла вторая версия пьесы, написанная между 419 и 416 годами до н. э. Пьеса способствовала закреплению в обществе за Сократом соответствующего образа. Впоследствии философа обвинили в богохульстве и развращении юношества уже не на сцене театра, а в суде. В 399 году до н. э. Сократа приговорили к смерти. Из-за последствий постановки «Облаков» Аристофан неоднократно обвинялся критиками в злонамеренном очернении Сократа. Содержание пьесы Живёт в Афинах мужчина по имени Стрепсиад, у него есть сын, молодой щёголь Фидиппид, который тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями. Тогда Стрепсиад решает сам пойти к Сократу. В мыслильне ученик показывает Стрепсиаду их занятия, что представлены в комическом ключе. Стрепсиад проходит посвящение, ему рассказывают об «облаках», что почитаются здесь вместо богов. Сократ объясняет действие вихрей и облаков на примере человеческого желудка. Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям с посланием от лунной богини Селены. Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать. Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов. Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу сына Фидиппида и на этот раз все же уговаривает сына. Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. К Стрепсиаду приходят кредиторы, от которых он отмахивается по наставлениям Сократа. Хор облаков остерегает Стрепсиада о том, что расплата его близка. По прошествии времени Сократ сообщает Стрепсиаду, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего сына домой. Стрепсиад еще раз отмахивается от кредиторов. Хор вновь предостерегает его. Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе говорит, что «Нет такого закона — отцов колотить!» А наученный Сократом сын отвечает: «Захотим — возьмём и заведём! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?». И только тогда старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец. Анализ комедии Анализ комедии «Облака» Аристофана следует начать с того, что Аристофан изобразил Сократа в своем произведении софистом. А так называют преподавателей ложной мудрости, которые славятся умением обманывать оппонентов в спорах. Простой старик Стрепсиад попадается на эту удочку, отчаявшись когда-нибудь вернуть долги своего сына. В этом произведении отображаются все стилистические и идеологические особенности творчества Аристофана. Он сделал Сократа собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных духовных шарлатанов, от которых реальный Сократ был очень далек. Тогда как исторический Сократ обычно проводил все свое время на афинской площади, ученый обманщик «Облаков» Аристофана занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», доступной лишь посвященным; окруженный «выцветшими» и тощими учениками, он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Из комедии “Облака” мы сразу же понимаем, как относится Аристофан к Сократу. Уже с самых первых страниц мы видим, с каким презрением и злобой говорит Фидиппид о Сократе и его учениках, он пишет о том, что: - Если послушать их, то окажется, что небо – простая железная печка, а люди – угли в этой печке. - Негодяи бледнорожие! Нечисть босоногая! Да плуты! Дурак Сократ и ученик его лучший – помешанный Хэрефонт. И доходит до того, что Аристофан в своей комедии разыгрывает сцену о том, как «ящерка Сократу в рот наклала». Мы сразу понимаем, каким на самом деле является Сократ, а каким его видят представители разных поколений. Например, отец Фидиппида Стрепсиад восхищается мудростью этого философа, ставит его в пример, и считает, что тот поможет избавиться старику от долгов. А сын Стрепсиада – напротив – всячески оскорбляет и ругает философа и, тем самым, он пытается доказать своему отцу нелепость и бессмысленность такого учения. Он словно предвидел то, что с ним произойдет после обучения у Сократа. Говоря об авторской иронии над великим философом, следует, прежде всего, остановиться на внешности мыслителя и его учеников: « ….. Открылась дверь в мыслильню и Стрепсиад увидел других учеников. Были они худы и измождены. Взгляды – направлены в землю. …… О самом главном их качестве не забыл упомянуть – о бережливости, которая проявляется в том, что ни учитель, ни ученики не бреются и не ходят никогда в баню. …. » Именно на таких, казалось бы, на первый взгляд, незначительных деталях и строится комедия Аристофана. На мой взгляд, Аристофан своим трудом как бы предостерегает читателей от тех лжеучений и ошибок, которые он отобразил в своей комедии. Мне кажется, что «Облака» имеют самое непосредственное отношение к нашей сегодняшней жизни. Ведь многое из того, что было описано Аристофаном, актуально и сегодня (мошенники и т.н. инфоцыгане). Кроме проблемы вытягивания денег за непонятные учения, в комедии «Облака» ставятся не менее важные проблемы. Прежде всего, это проблема веры, причем, даже не сколько верования в какие-то божества или силы, сколько проблема нравственности и религиозности. Аристофан изображает Сократа таким безбожником, который уничтожает все светлое и чистое, и только сбивает молодежь с правильного и истинного пути. Но это совершенно не верно, потому что сам Сократ постоянно говорит о том, что служит богам и выполняет предписание богов, и главное для него – это познать истину и воспитать настоящего гражданина. Так же хотелось бы еще раз упомянуть о том, что Сократ был противником софистов и считал, что философия должна служить общему благу. Заключение Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения. Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. |