Главная страница
Навигация по странице:

  • Хуан Луис (Людовик) Вивес

  • Высшей формой познания является интеллектуальная интуиция

  • Психология детства Задание 1. Задание 1. Область изучения


    Скачать 36.86 Kb.
    НазваниеОбласть изучения
    АнкорПсихология детства Задание 1
    Дата01.01.2023
    Размер36.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание 1.docx
    ТипДокументы
    #870328

    Заполнить таблицу «Вклад античных ученых в исследования по психологии детства».

    Ученый

    Область изучения

    Филипп Ариес


    Изучал само понятие «Детство» как понятийную категорию и изменение отношения к детству как к явлению в разные исторические эпохи.

    В своих суждениях основывался на трудах художников, писателей, представителей научной и философской мысли. Отмечал, что до XIII тема детства не рассматривались в широком смысле и находила свое отражение только в религиозных сюжетах.

    Автор трудов, посвящённых детству, ребёнку и отношению к нему при «старом порядке», преимущественно в XVI—XVIII вв. В своих работах показал, что отношение к детству и восприятие смерти суть важные предметы исторического анализа.

    Гераклит


    Первый ученый предпринявший попытку анализа развития психики. В каждом человеке есть душа, развитие которой он сравнивал с временами года, саму же душу с огнем. Душа ребенка сырая, со временем она высыхает и становится огненной, способной к ясному мышлению. С возрастом душа отсыреваяет и у человека замедляется процесс мышления. Гераклит раскрывал представление о развитии души и связывал его с развитием интеллекта.

    Демокрит


    Автор атомической концепции мира и подхода всеобщего детерменизма. Считал, что душа материальна и также, как и этот мир состоит из атомов. Что наводит нас на мысль, что душа смертна, так же, как и тело. Не удивительно, что его работы не вызывали всеобщий восторг у представителей всех традиционных религиозных учений. Душа – двигатель жизни человека, заряд энергии, импульс. Но зачем-то Демокрит буквально расчленил душу и каждой части определил свою функцию. Разумной части определил расположение в голове, мужественной части – в груди, вожделеющей части в органах печени и чувств.

    Однако Демокрит все же утверждал, что познание имеет две ступени: ощущение и мышление.

    Также разумная мысль содержится в суждении о воспитании, Демокрит считал, что принципы морали, есть результат воспитания, а не врожденные качества. Тут стоит отметить, что все принципы, в том числе и «Аморали», также являются результатом воспитания/недовоспитания/ложного воспитания, а не врожденными качествами личности человека. И хорошему и плохому учатся, с этим не рождаются.

    Сократ


    Ведущую роль в психическом развитии отводил нравственном воспитанию и этическому развитию. В образовании человека Сократ выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. Душа – источник нравственности человека. Душа, в понимании Сократа – это психическое качество, свойственное индивиду. У животного, получается души нет, есть только инстинкты. Нравственность – это благо, которое реализуется в поступках людей и непосредственно связано с разумом. Безнравственность по логике Сократа есть безумие. У животных души нет поэтому животное не может быть ни нравственным, ни безнравственным. Тогда как животное может быть безумным? А безумие животных определенно имеет место быть.

    Однако, Сократ отмечал, что детей необходимо обучать добру, учить находить разницу между добром и злом и уж после этого оценивать их поведение.

    Однако, Сократ считал, что этические нормы уже заложены в душе и взрослый должен помочь ребенку развить то, что уже есть.

    Сократ одним из первых отметил связь между речью и психическим развитием человека и связал мыслительный процесс со словом.

    Продолжение этой мысли мы встретим у Л.С. Выготского «Мышление и речь», что не должно нас удивлять, ведь на факультете юриспруденции философские труды Сократа, Платона, Аристотеля изучали в разных направлениях, не только в качестве пособия для изучения языков.

    Платон


    Платон признавал существование идеального мира. В этом мире расположены идеи вещей, которые и есть души, совершенные недосягаемые образцы, прообразы реальных предметов. Видимо такое буквальное толкование концепции Платона породило целое направление «визуализации желаний» и иных психологических заблуждений, которыми наполнен современный рынок псевдопсихологических практик.

    При этом Платон выделил компоненты души: вожделеющего, страстного, разумного. И только разумная часть может сделать поведение нравственным.

    Платон также выделял познавательные процессы: ощущение, память, мышление.

    Выделение памяти как отдельного мыслительного процесса легло в основу обучения в греческих школах.

    Аристотель


    Концепция Аристотеля, основанная на естественно-научных данных стала первой теорией развития. Душа – форма существования тела. Тело нельзя отделить от души. Душа наделена способностями: растительной, чувственной и умственной.

    В развитии каждого человека повторяются ступени развития органического мира.

    Изучая формирование понятий у детей Аристотель утверждал, что знания как таковые не формируют нравственность, нравственное поведение формируется в нравственных поступках. Ребенка необходимо направлять с раннего детства.

    Аристотель разделял детство на 3 периода: до 7 лет, 7 – 14 лет, 14 – 21 год.

    Если в дошкольном детстве необходимо развивать растительность души через режим дня, гигиену и т.д. до в школьном детстве свойства души: движение, память, ощущения, стремления.

    Общественное воспитание не может заменить семейное и должно сочетаться с ним.


    Заполнить таблицу «Психология детства в исследованиях зарубежных ученых».

    Ученый

    Область изучения

    Августин Аврелий


    Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей.

    Понятие о внутреннем опыте. Учение Плотина оказало влияние на Августина (354-430 гг. н.э.), творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. "волюнтас" – воля).

    По мнению Августина, воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так из "отпечатков", которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминания.

    Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты.

    Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшем трактовка внутреннего опыта, освобожденная от религиозной окраски, слилась с представлением об интроспекции как особом, присущем только психологии, методе исследования сознания.

    Аврелий Августин вводит положение «я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа.


    Ибн Рушд


    Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности - разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение души, связанной с телом. Он считал, что и "потенциальный", и "активный" ум - одна субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души является чувствительность, благодаря которой она воспринимает "нус". Подобно солнцу, действующему на зрение, "нус" освещает индивидуальные души. И в них проявляется ум - и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела и соответствующих ему психических способностей (чувствительность), то, что было приобретено божественным умом в итоге его актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и существует как момент универсального разума, свойственного человеческому роду. Это - некое божественное истечение, эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким образом, отвергается идея индивидуального бессмертия души.

    Доказал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.


    Хуан Уарте


    О необходимости развивать естественно-научный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес.

    Первой работой в области возрастной психологии явился труд Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам». В нем рассматривались индивидуальные различия в способностях с целью профессионального отбора. Уарте сопоставлял способности с темпераментом и с различиями в сферах деятельности. Главными способностями, по его мнению, являются воображение, память и интеллект. Ученый указывал, что зависимость таланта от природы не означает бесполезности воспитания и труда. Но здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия.

    Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию.Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэнсисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

    Ян Амос Коменский


    Коменский считал основными аспектами воспитания и обучения детей природосообразность, воспитывающий характер обучения, связь обучения и реальной жизни. Ученый разработал принципы обучения: принцип сознательности, наглядности, последовательности, систематичности, доступности обучения и прочности усвоения знаний. Коменский – родоначальник классно-урочной системы обучения. Принцип природосообразности требует учета возрастных особенностей ребенка. В трудах Яна Амоса Коменского представлена периодизация психического развития и соответствующая ей поэтапная система образования. Коменский выделил четыре периода психического развития: детство, отрочество, юность и возмужалость. Период детства длится до шести лет. В это время ребенок усиленно физически растет, у него развиваются органы чувств, закладываются основы личности. Ребенок воспитывается в семье, в так называемой материнской школе. Коменский подчеркивал значение материнского воспитания для психического развития ребенка и необходимость владения матерями нужными знаниями и навыками воспитания ребенка. Период отрочества длится от шести до двенадцати лет. Для отрочества характерно развитие памяти и воображения. Ребенку необходимо посещение элементарной школы родного языка, где он осваивает чтение, письмо, арифметику, начала

    геометрии, географии, природоведения, а также знакомится с различными ремеслами. Важное место отводится изучению Священного Писания. Юность длится от двенадцати до восемнадцати лет. В это время развиваются мыслительные способности. Юношам предписано посещать латинскую школу, где они изучают латынь, искусство, естествознание, историю и географию. С восемнадцати лет наступают возмужалость и период университетского образования.

    Фрэнсис Бэкон


    Концепция души. Выделяются два типа души и свойственные им способности.

    1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

    2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.

    Теория познания. Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира. Объективное познание заключается в применении рационального метода к чувственным данным. Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека. Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

    1) идолы рода, которые заложены в самой природе человека;

    2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека;

    3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности и сообщества людей;

    4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных догматов философии.

    Значение психологических идей Бэкона

    1. Завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где главным предметом изучения становится сознание.

    2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт, эксперимент.

    3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой является психология: философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, заложил принцип междисциплинарности наук.

    4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметов и задач, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.


    Рене Декарт


    В своих работах Рене Декарт продолжил изучение психической жизни человека. В философии Декарта материя и мысль представлены в равных частях в качестве двух первооснов мира. Главное свойство души – мышление, тела – протяжение. Декарт считал душу инструментом познания. Он отождествлял психику и сознание и отрицал существование бессознательных процессов. На основе положения, что человек всегда осознает все свои мысли и чувства, Декарт предлагал интроспекцию как объективный метод познания собственной психики. Хотя эти данные должны подвергаться сомнению, Декарт считал, что сомнение есть универсальный познавательный принцип. Душа, по Декарту, главный инструмент познания. Тело обеспечивает движение. Тело движется под воздействием рефлекса. Описывая действия рефлекса и тела, Декарт практически описывал рефлекторную дугу. Действие рефлекса может нарушаться под влиянием ассоциаций и под влиянием страстей. Рассуждая о нравственности, Декарт говорил, что душа никогда не бывает настолько слаба, чтобы не быть способной владеть страстями. Центральной идеей Декарта явилось требование господства над аффектами. Таким образом, учение Декарта заложило основы нового понимания психического развития человека, дало научное обоснование методам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Обоснование Декартом познавательных процессов как предмета психологической науки направило развитие возрастной психологии в этом русле. Наука анализировала познавательные процессы и динамику их становления. Развитие рационалистической теории познания Декарта было продолжено в работах Лейбница и Спинозы.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц


    Работы Готфрида Вильгельма Лейбница были посвящены проблеме объективности формирования знаний о мире. Лейбниц сделал огромный вклад в различные науки, значительное место в его научных интересах занимали и проблемы изучения психического развития. Ученый дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, динамике их

    формирования. По Лейбницу, мир – грандиозный механизм, состоящий из неделимых элементов – монад. Одной из монад является психическая активность. Лейбниц выделил три части души: область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Он обратил внимание на субъективность человеческих знаний. Ученый разделил психические явления и их представленность на уровне сознания, тем самым доказав существование бессознательного в психике. Лейбниц указывал, что психические процессы протекают реально, безотносительно к тому, осознает ли их человек. На основе неповторимости монад Лейбниц обосновал важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

    Бенедикт Спиноза


    Высшей формой познания является интеллектуальная интуиция, посредством которой душа приобщается к Богу и к истине.           Если в понимании природы знания Спиноза консолидируется с Декартом, то в вопросах онтологии он выступает в качестве его оппонента, критикуя, прежде всего, Декартов дуализм.

    В работах Бенедикта Спинозы делался акцент на формировании нравственной личности ребенка. Спиноза считал, что существует единственная вечная реальность – Природа. Душа и тело являются свойствами Природы. Они, в свою очередь, обладают мышлением и протяжением. По Спинозе, душа и тело независимы друг от друга. Целостность человека связывает телесную и духовную сущность и служит основой познания окружающего мира. Спиноза считал, что интуитивное знание является ведущим. Оно позволяет проникать в сущность вещей, познавать общие понятия, осуществлять самопознание. Познавая себя, человек познает и окружающий мир, поскольку законы души и тела одинаковы. Спиноза выделил три ступени процесса познания: знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта; знание о родовых, общих понятиях, которое выводится на основе логических рассуждений; интуитивное знание. Только познание второй и третьей ступеней позволяет отличать истинное от ложного. Спиноза внес вклад в развитие теории о свободе воли и понимании природы человеческих чувств. Ученый провозгласил необходимость понимания человеческих поступков и страстей на основании законов природы. Спиноза выделил три вида страстей: желание, удовольствие и страдание. Все остальные чувства являются

    побочными формами или сочетаниями этих трех. Радостные эмоции помогают человеческому существованию, негативные – мешают. Люди естественным образом стремятся к тому, что приносит удовольствие. Спиноза указывал, что поступки детей в большей степени зависят от эмоций, нежели поступки взрослых. Поэтому нельзя осуждать повышенную эмоциональность ребенка и наказывать его за это, а следует анализировать потребности ребенка. При этом ученый не отрицал возможность воздействия на эмоциональную сферу ребенка, развития волевой регуляции поведения. Мысли Спинозы повлияли на взгляды многих психологов, в том числе и на выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского.

    Джон Локк


    Главная научная проблема, занимавшая Локка, - определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания.           В связи с этим он подвергает критике Декартову теорию "врожденных идей". Ей он противопоставляет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и пределом разума является опыт.           Критике теории врожденных идей Локк посвящает первую книгу "Опыта". Он ставит задачу опровергнуть основной аргумент, используемый для подтверждения наличия врожденных идей - всеобщее согласие. Локк считает, что всеобщее согласие людей по поводу идей, если бы оно даже существовало, можно было бы объяснить и без ссылки на их "врожденность".           Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Факты убеждают, что у маленьких детей и умственно отсталых взрослых людей, дикарей отсутствуют отвлеченные идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравственных принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны человеку от рождения.           Об отсутствии врожденных моральных принципов свидетельствуют случаи аморального поведения отдельных людей и народов, не вызывающие у них мук совести. Более того, разные народы руководствуются различными моральными нормами.

    Он считал, что знание человека имеет опытное происхождение. Локк доказывал, что психика ребенка формируется в процессе жизни. Тем самым он опровергал наличие врожденных предрасположенностей к определенному знанию. Локк утверждал, что сознание ребенка при рождении представляет чистую доску, на которой жизнь пишет свои письмена. На основе данных сравнительной, генетической и этнической психологии Локк аргументированно доказывал, что врожденных знаний не существует. Соответственно, Джон Локк придавал огромное значение именно воспитанию. Оно формирует сознание человека, его взгляды и отношения с окружающими людьми. В нравственном воспитании надо опираться в первую очередь на чувства ребенка, воспитывать у него положительное отношение к позитивным поступкам и отвращение к негативным. Основой познавательного развития является природное любопытство ребенка. Также ученый отмечал важность учета индивидуальных особенностей ребенка. Это позволяет поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения и способствует более быстрому усвоению знаний. Джон Локк выделил два вида чувственного опыта человека: знание о внутреннем мире человека или рефлексия и знание о внешнем мире или ощущение. Локк доказывал, что и знания о классах

    предметов, общих законах природы, нравственности являются результатом логических операций, обобщений тех единичных знаний, которые обеспечиваются опытом. Субъективное знание достоверно только в отношении внутреннего мира человека. Внешний же мир полностью не познаваем. Таким образом, доказывая неограниченные возможности опытного знания, Локк недооценивал значение активности человеческого познания. Тем не менее различные психологические школы используют отдельные положения учения Локка.

    Жан Жак Руссо


    Известный теоретик воспитания Жан Жак Руссо обобщил и изложил знания о природе развития ребенка. Руссо отстаивал идею о природосообразном характере обучения. Но в отличие от его предшественников указывал на необходимость следовать естественному ходу развития внутренней природы ребенка. Требование ученых исследовать индивидуальные особенности детей в трудах Руссо стало практически обоснованным. Знание этих особенностей помогает взрослому строить обучение с учетом естественного хода психического развития ребенка. Руссо принадлежит идея выделения и общих закономерностей психического развития детей, изменяющихся на каждом возрастном этапе. Ученый создал развернутую периодизацию психического развития. Первый этап длится от рождения до двух лет. Это период физического развития. Руссо – противник раннего развития речи. Следующий этап занимает период от двух до двенадцати лет. В это время происходит сенсорное развитие детей. Руссо считал, что развитие ощущений – это основа будущего развития мышления. Он выступал против раннего обучения детей, считая, что систематическое обучение должно начинаться после двенадцати лет. Целенаправленное обучение происходит на третьем этапе – с двенадцати до пятнадцати лет. В это время ребенок может адекватно воспринять и усвоить знания, но только естественных и точных наук, а не гуманитарных. От пятнадцати лет до совершеннолетия развиваются чувства и морали на основе

    накопленного жизненного опыта. Но основания периодизации Руссо достаточно умозрительны и основываются на теории.

    Чарльз Роберт Дарвин


    Труды Дарвина расширили предмет психологии в плане взаимосвязи строения тела и поведения и сознания, адаптации и этапов развития психических процессов. Дарвин поставил задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования – генетического, т. е. метода, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции. Теория эволюции Дарвина позволила на новом уровне осмыслить генетический метод как метод изучения закономерностей самого процесса развития во всех сферах психической жизни.

    Тьерри Вильям Прейер


    Родоначальником детской психологии как самостоятельной науки считается Тьерри Вильям Прейер. Ученому принадлежит первый целостный анализ проблем психического развития ребенка. В 1882 году Прейер издал книгу «Душа ребенка», в которой излагались результаты многолетнего наблюдения за развитием ребенка. Таким образом, объективное наблюдение стало одним из методов исследования психического развития ребенка. Прейер проследил развитие психики на основе выявленной и описанной последовательности отдельных проявлений психического развития. Автор указывал, что в психическом развитии присутствует биологическая наследственность, которая служит основой индивидуальных различий. Прейер осуществил попытку не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. Ученый предложил родителям образец дневника, в котором намечен путь исследования для каждого возрастного периода. После работы Прейера перед учеными обозначился ряд проблем исследования психического развития детей. Это исследование взаимосвязи между отдельными сторонами психического развития, изучение волевого развития, художественной деятельности ребенка.

    Грэнвилл Стэнли Холл


    американский психолог, педагог, один из организаторов психологической науки в США. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии) и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джемсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

    Американский психолог Г.С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался не сколько лет.
    Ученый организовал первую в Соединенных Штатах Америки экспериментальную лабораторию изучения психического развития детей. Также он основал первые профессиональные сообщества американских психологов и организовал издание первых журналов по проблемам возрастной психологии. Холл обратил внимание исследователей

    на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка. Им разрабатывались специальные вопросники, цель которых – изучение различных сторон психики детей. Полученные данные позволили автору составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов, проанализировать проблемы детей.

    Джорж Селли


    Развитие детской психологии в Англии связано с именем Джеймса Селли. Селли считал, что ребенок рождается с предпосылками психических процессов – это ощущение, чувственный тон ощущений, рефлекторные, импульсивные и инстинктивные движения. Сами процессы формируются при жизни. Работы Селли оказали большое влияние на практическую детскую психологию и педологию, так как ученый определил порядок появления ассоциаций в психическом развитии детей. Также Селли заложил основу для выделения этапов познавательного, эмоционального и волевого развития ребенка. На основе работ Селли Мария Монтессори разработала систему упражнений для интеллектуального развития дошкольников. Монтессори основывалась на тренировке ощущений как главного элемента мышления. Работы Марии Монтессори, несмотря на критику, актуальны и востребованы до сегодняшнего дня.

    Альфред Бине


    Французский психолог Альфред Бине занимался изучением патологии личности, развития детских эмоций, педагогической психологией, дефектологией, психологией искусства. Бине принадлежит экспериментальное исследование этапов развития мышления и разработка тестов интеллекта для детей. Результаты исследований привели ученого к тому, что необходимо определение нормативов интеллектуального развития. Тесты Бине используются до сегодняшнего дня. Но они не рассчитаны на детей раннего возраста.

    Заполнить таблицу «Психология детства в исследованиях отечественных ученых».

    Ученый

    Область изучения

    Владимир Михайлович Бехтерев


    Важность психологической концепции В.М. Бехтерева основанной на неврологическом подходе невозможно оценить. «Манипуляторные рефлекторные функции» находят свое продолжение в трудах отечественных психологов и педагогов. Мы слышим отголоски и в трудах Б. Ананьева, и в трудах В.Сухомлинского «Ум ребенка на кончиках пальцев его рук». Надо понимать, что основу для педагогического подхода заложил медик, ученый и выдающиеся личность В.М. Бехтерев и его неврологических подход к изучению психологических аспектов личности человека.

    Заложил основы научной педологии в России, создал сеть научно-лабораторных и научно-клинических педологических учреждений. Методы детской психологии в России в начале XX века строились на основе достижений западных ученых и на базе русской физиологической школы. Этими методами являлись наблюдение, естественный и рефлексологический эксперименты, тесты, анкеты, биографический, статистический и антропометрический методы.

    Иван Михайлович Сеченов


    Иван Михайлович Сеченов подчеркивал роль исследований психического развития детей как для практических потребностей педагогики, так и для психологии. Сеченов считал, что человек – целостное телеснодуховное существо. Ученому принадлежит учение о поведении как рефлекторном активном взаимодействии организма с внешней средой. Открытие Сеченовым центрального торможения предоставило возможность существования новых позиций в отношении сознания и воли как высших

    психических процессов. Сеченов выдвинул гипотезу о том, что из-за задержки двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. На основе этого предположения ученый объяснил социальный генезис человеческого «Я».

    Александр Федорович Лазурский


    Александр Федорович Лазурский разработал основы естественного эксперимента, который позволяет исследовать психические функции и личность в целом.

    Лазурский выпустил книгу «Психология общая и экспериментальная», в которой в общих чертах изложил свое понимание психологии. Он рассматривал психические феномены как реально существующие, а психику считал закономерным этапом эволюции. По его мнению, психологическое и физиологическое — это две стороны единого биологического процесса. Местом, где разворачивается этот процесс, Лазурский считал кору головного мозга. В результате у ученого сложилось собственное понимание психологии. Основу его системы психологии составила биологически обусловленная активность психики, а также принцип рефлекса как способ существования психического.

    Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия «эндопсихики» и «экзопсихики», введенные им в 1916 г. Под эндопсихикой он понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одаренность и темперамент. Экзопсихика — это отношения личности ко внешним объектам и среде в целом. В понятие среды здесь входят природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида.

    После определения этих фундаментальных понятий Лазурский предпринял еще одну попытку классификации личности. В ее основу он положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы.


    Петр Федорович Каптерев


    Первым в России указал на игру как фактор физического и психического развития детей. Он подчеркивал роль воспитания в семье и его значение в психическом развитии ребенка. В

    Петр Яковлевич Гальперин


    Исследовал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что правильно заданная ориентировочная основа действия дает возможность его безошибочного выполнения. Важная роль отводится усвоению контроля над выполнением действия во внутренний план. Гальперин обосновал теорию поэтапного формирования умственных действий. Он описал суть этапов этого формирования. Исследования Гальперина были продолжены Василием Васильевичем Давыдовым, Андреем Ильичом Подольским, Ниной Федоровной Талызиной.

    Даниил Борисович Эльконин


    У любого учителя начальных классов фамилия Эльконин всегда ассоциируется с букварем, точнее с методом звуко-буквенного анализа слов. Метод, который вошел в практику начальной школы еще в 90-е годы нашего столетия.

    Однако, если мы спросим воспитателя детей дошкольного возраста, то скорее всего фамилия Эльконин будет связана с со спецификой детской игры. Ведь Д.Б. Эльконин разработал периодизацию детской игры, ввел понятие «предметы заместители», разработал критерии развития детской игры.

    Исследования Даниила Борисовича Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации развития ребенка. Эльконин определил структуру игровой деятельности, выделив в ней сюжет, содержание, роль, воображаемую ситуацию, правило, игровые действия, игровые отношения. Описал социальную природу ролевой игры дошкольника, выделил ее этапы. Труды Эльконина показали ведущую роль игры в процессе формирования психических функций и личностных качеств ребенка.

    Лидия Ильинична Божович


    Лидия Ильинична Божович (1908-1981) - отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского.

    В основном занималась проблемами детской психологии: развитием личности ребенка, формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.

    Работы Лидии Ильиничны Божович были направлены на изучение формирования личности ребенка. Формирование личности она понимала как развитие независимости от окружающей ситуации, формирование

    внутренней мотивации. Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания Маи Ивановны Лисиной и ее сотрудников.


    написать администратору сайта