Главная страница
Навигация по странице:

  • Многоголосие.

  • Инструменты.

  • Примеры коллективов.

  • Некрас. Некрасовские казаки. Области бытования. Ставропольский край, Краснодарский край. Жанры


    Скачать 17.15 Kb.
    НазваниеОбласти бытования. Ставропольский край, Краснодарский край. Жанры
    АнкорНекрас
    Дата13.02.2023
    Размер17.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНекрасовские казаки.docx
    ТипДокументы
    #935592

    6. Некрасовские казаки.

    Области бытования.

    Ставропольский край, Краснодарский край.

    Жанры.

    Эпические жанры (былины, исторические и

    рекрутские песни, духовные стихи), карагодные и свадебные песни.

    Историческая тема пронизывает почти все жанры музыкального фольклора казаков некрасовцев. Выражая единство духа, исторические песни составляли основу общинных и семейных праздников.

    Карагодные песни были приурочены к календарному периоду от Крещения до Масленицы. Среди сельских песен, встречающихся у некрасовцев, интересен жанр импровизационных припевок, бытовавших на посиделках. Хорошо известный всем зачин предваряет последующую импровизацию, по смыслу и форме не связанную с начальными строками. Такие припевки близки частушкам, и пели их нередко, чередуя турецкий и русский язык.

    Мужская традиция перестала быть ведущей.

    Молитвы, духовные стихи и т.д.

    Многоголосие.

    - Некрасовское пение это хоровое одноголосие и гетерофония.

    - Голоса не контрастируют друг с другом, поэтический текст произносится одновременно всеми голосами, что присуще древнему многоголосию.

    - В фактуре песен тесное расположение голосов, отсутствуют октавные унисоны.

    - Запев и хоровой подхват почти не контрастируют друг с другом, что мало характерно для казачьей традиции. После одноголосного запева следует подхват остальных голосов, часто с середины слова.

    - Манера пения звонкая, с характерным носовым звучанием голосов и острым, прямопосылаемым звуком.

    - В связи с утратой воинского уклада жизни у казаков-некрасовцев

    мужская традиция перестала быть ведущей.

    - На первый план выступает

    неразделимость мужского и женского пения.

    - Мелодика песен казаков-некрасовцев богата мелизматикой (триоли, форшлаги) и пунктирным ритмом.

    - Для двухголосных напевов песен характерна полиритмия.

    - В ладовом отношении преобладают широкообъемные образования мажорного наклонения с использованием одноименной переменности. Некрасовцы, живя в соприкосновении с множеством других культур, не только сохранили основы своей традиции, но и заимствовали многое из других.

    Диалект.

    - мягкая «г»

    - закрытые «ы» и «и»

    - замена «е» на «я»

    - изменение окончаний на «ы»

    - замена «ч» на «щ»

    - внутрислоговые огласовки

    К локальным особенностям диалекта казаков-некрасовцев относится: -

    смягченная согласная «Г»; - замена гласной «Е» на гласную «Я» в середине

    слова (ня видно); - внутрислоговые огласовки «га (я) лу (ю) бу (ю) шка»; -

    изменение окончаний в прилагательных «белыва», «ракитыва»; - изменение

    окончаний в существительных «святощками»; - смягчение гласной «У»

    («чайкю», «редькю»); - замена согласных «Ч» на «Щ» (дощка).

    Инструменты.

    Преобладает акапельное исполнение. Бытует гармошка, губная гармонь

    Костюмы.

    В традиционной одежде казаков-некрасовцев прослеживается органичный сплав с национальной одеждой турецкого народа. Для нарядов казаков-некрасовцев широко использовались домотканные материи. Все ткани обычно были тонкими и легкими, в основном шелковые и хлопчатобумажные, что связано с климатическим условиями данной местности. Для пошива одежды использовалась материя, покрытая цветочными узорами и многочисленными полосами. Вышивка применялась редко (хотя временами ею украшали некоторые штаны и куртки), поэтому было излишней благодаря яркому смешению контрастных цветов: красного, зеленого, желтого, оранжевого, бордового. Пестрота и вычурность в нарядах объясняется исторически сложившимся в Турции поверьем: теплые, яркие цвета, а особенно красный и его оттенки считались «оберегающими» от дурных влияний, сглаза и порчи.

    Оранжевый цвет являл собой жизнь и здоровье; желтый символизировал солнце, круговорот земной жизни; зеленый плодородие и достаток. Долгое проживание казаков-некрасовцев на территории Турции оказало значительное влияние на женскую одежду. В результате слияния двух этнических культур, между нарядами турчанок и женщин казаков- некрасовцев практически не существовало заметных различий. Многие женщины-казачки так же, как и большинство турчанок, носили очень широкие штаны, называющиеся «сальвар» или «шальвар» (шаровары). К шароварам надевались белые рубашки и жилеты, причем последние шились обычно из того же материала и того же цвета, что и шаровары. Вокруг талии повязывался длинный узорчатый пояс с бахромой. Часто вместо жилета надевался жакет с длинными рукавами, длиной до талии, который мог быть как контрастного цвета, так и в тон шароварам. Праздничный жакет покрывала золотая вышивка или тесьма, идущие вдоль нижнего края по спине и на манжетах. Иногда таким же образом украшались боковые швы и передняя часть шаровар. Не менее популярным женским нарядом являлось цветастое платье рубаха с длинными рукавами длиной до икр или лодыжек, под которое надевались нижние длинные панталоны. Иногда подол платья- рубахи заканчивался чуть выше колена и обычно был белого цвета. Его дополнял кроткий узорчатый жакет черного цвета. Подол платья мог заворачиваться кверху и заправляться за пояс. Дополняли костюм казачек многочисленные нагрудные украшения из бисера и морских раковин.

    Мужская одежда казаков-некрасовцев была также подвержена влиянию турецкой культуры. Мужчины в Турции носили штаны различных видов. Мешковатые шальвары, подобные женским, как правило, были синими или черными; не менее часто мужчины носили коричневые, либо черные брюки, называющиеся «зивка». Такие брюки плотно облегали ноги ниже колен, а в области бедер раздувались широкими пузырями, особенно заметными сзади на ягодицах. Другая разновидность штанов была похожа на шальвары, однако эти оканчивались под коленями, а ниже пристегивались своеобразные гетры. Под жилетами или короткими куртками мужчины в Турции обычно носили белые сорочки с длинными рукавами и высоким вырезом. Иногда куртки, называющиеся «кепкен», покрывала вышивка или узорчатая тесьма.

    Кроме сорочек мужчины также носили полосатые рубашки. Неотъемлемой частью мужской одежды является широкий полосатый кушак или пояс, поверх которого иногда дополнительно повязывался также широкий кожаный ремень. За ремнем мужчины носили разнообразное оружие. Головные уборы являлись неотъемлемой частью традиционной одежды казаков-некрасовцев как у женщин, так и у мужчин, потому как религия и традиции турецкого народа запрещали представителям обоего пола ходить с непокрытой головой. Наиболее популярной разновидностью головного убора в Турции всегда была феска, или маленькая круглая шапочка с прикрепленным к ней покрывалом или шелковой вуалью. Концы покрывала завязывались под подбородком или свободно свисали по обе стороны лица.

    Часто феска спереди украшалась золотыми или серебряными монетами. В других случаях вместо фески вокруг головы различными способами повязывались платки. Кроме того, головные уборы у женщин украшались бисером и живыми цветами, что объясняется стремлением человека быть ближе к природе. Обувь как у турок, так и у казаков-некрасовцев была «самодельная». Все «от мала до велика» носили йемени (сандалии), которые шились из телячьей кожи. Сандалии были черного или коричневого цвета. Кроме того, носили мягкие кожаные сапоги черного цвета. Единственными и неизменными вещами в претерпевшей изменения одежде казаков- некрасовцев являются свадебный женский головной убор, называющийся «кичка» и белая мужская рубаха с нагрудной вышивкой. Традиционная одежда казаков-некрасовцев одна из составляющих частей их особой, сложившейся интересным образом культуры, несущая огромную ценность, богатство и прекрасную гамму цветов, находящуюся в абсолютной гармонии с миром и окружающей природой.

    Примеры коллективов.

    Исполнители х. Левокумского

    Анастасия Никулушкина

    Хор поселка Новокумский


    написать администратору сайта