Главная страница
Навигация по странице:

  • Спас медовый

  • Спас ореховый

  • Спас яблочный

  • Русские традиции. Русские традиции. Праздники русского мира. Августовские Спасы. Русские традиции. (Выполнила Арина Бердина.)


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеРусские традиции. Праздники русского мира. Августовские Спасы. Русские традиции. (Выполнила Арина Бердина.)
    АнкорРусские традиции
    Дата16.06.2022
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаРусские традиции.pptx
    ТипДокументы
    #596024

    «Русские традиции. Праздники русского мира. Августовские Спасы.»

    Русские традиции. (Выполнила Арина Бердина.)

    Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
    • Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
    • Пасха
    • Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

    Рождество

    • Рождество
    • Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь.
    • Иван Купала
    • Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию.
    • Масленица
    • В старину масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение.
    • Августовские Спасы
    • Ещё есть Августовские Спасы или как его называют густырь - месяц щедрый. Начинается сбор урожая - идет жатва, собирают яблоки, мед. Именно на Август приходятся самые любимые летние церковные праздники - Спасы. Всего их три - 14 августа - Медовый Спас, 19августа - Яблочный Спас, 29 августа - Ореховый Спас.
    • Расскажем про Августовские Спасы подробнее.
    • В августе православные верующие отмечают три праздника в честь Спасителя (три Спаса) - медовый, яблочный и ореховый. В их праздновании тесно переплелись народные и христианские традиции.
    • (Выполнила Елизавета Космачева)

    Спас медовый

    • Спас медовый
    • Первый Спас ("на воде", медовый Спас) приходится на 14 августа и установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.
    • В народе первый Спас больше известен как медовый. Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты
    • С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов. "Первый Спас - первый посев", - говорили наши предки и непременно приносили в церковь семена, а священники перед севом окропляли поля святой водой. Освящали также и колодцы.
    • Спас ореховый
    • Третий Спас (Спас "на полотне", ореховый Спас) отмечают 29 августа. Празднество установлено в честь перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.
    • Третий Спас называется ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревают орехи. В Беларуси орешник (лещина) считается священным растением, он символизирует жизнерадостность и плодовитость.
    • В народе ореховый Спас также прозвали хлебным, так как он означал окончание жатвы и озимого сева - с "дожинками", "досевками", а нередко и "засевками".
    • Спас яблочный
    • Второй Спас (Великий Спас, Спас "на горе", яблочный) отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне - описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками.
    • Великий Спас особо почитали в народе. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника - яблочный. По традиции в этот день все верующие люди пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.
    • Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили "Спас - в достатке хлеба у нас".
    • Яблочный Спас еще называют "первыми осенинами", то есть встречей осени. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки.
    • В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю до Спаса, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная.
    • К тому же этот праздник вдохновлял многих писателей и поэтов(О которых мы рассказываем далее) на написание произведений, посвященных именно ему.

    К.Д.Бальмонт «Первый спас» (Выполнил Василий Захариади.)

    • Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века. Знаменит также своими переводами со многих языков. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
    • Здесь представлено его стихотворение про Яблочный Спас.

    Яблоки, орехи, мёд,

    Это – первый Спас.

    Сколько сладости течёт,

    Сколько свежих нежных вод,

    Сколько ядер лес даёт, –

    Всё для нас.

    Яблонь белая, в цвету,

    Усладила пчёл.

    Сколько пений налету,

    Сколько блесков, не сочту,

    Мир весною в Красоту

    Весь вошёл.

    Если ж Осень подошла,

    Кончен путь Весны,

    Радость первая светла.

    Лето – жарче. Страсть пришла.

    Виден весь узор узла.

    Дышат сны.

    Зреет всё. Осенний час.

    Яблок – плод живой.

    Прежде всех пленил он нас,

    Ядра с ним – в числе прикрас,

    Мёд. Как сладок первый Спас,

    И второй.
    Стихотворение вошло в сборник «Зеленый виноград», вышедший в 1909 году. Оно описывает авторское отношение к религиозному празднику как неотъемлемой части русской народной традиции, части национальной идентичности. Стихотворение описывает полный цикл крестьянского труда – с весны до осени. Сотовый мед – символ подведения итогов, а осеннее яблоко – библейский символ жизни и познания. В начале произведения мы замечаем свет радостной надежды поэта Константина Бальмонта на преобразование политического и экономического строя Российской империи. Это отражается в таких мысле-формах, как "Сколько сладости? Сколько радости? Сколько вод? " , "Сколько пения ? Сколько блесков" зрит народ?" Символ осеннего яблока олицетворяет собой символ новой власти, появлению которой способствовал сам Николай Второй своей бездарной внешней и внутренней политикой. Стихотворение вошло в сборник «Зеленый виноград», вышедший в 1909 году. Оно описывает авторское отношение к религиозному празднику как неотъемлемой части русской народной традиции, части национальной идентичности. Стихотворение описывает полный цикл крестьянского труда – с весны до осени. Сотовый мед – символ подведения итогов, а осеннее яблоко – библейский символ жизни и познания. В начале произведения мы замечаем свет радостной надежды поэта Константина Бальмонта на преобразование политического и экономического строя Российской империи. Это отражается в таких мысле-формах, как "Сколько сладости? Сколько радости? Сколько вод? " , "Сколько пения ? Сколько блесков" зрит народ?" Символ осеннего яблока олицетворяет собой символ новой власти, появлению которой способствовал сам Николай Второй своей бездарной внешней и внутренней политикой.

    Е.А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес..» (Выполнила Селихова Алина)

    • Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) – советский, затем российский поэт, Член Союза писателей СССР, актер. Его номинировали на Нобелевскую премию за литературные достижения.

    Само упало яблоко с небес,


    или в траву его подбросил бес?

    А может, ангел сбил крылом с ветвей,


    или столкнул руладой соловей?

    Ударился о землю нежный бок

    и брызнул из него шипящий сок.

    Прося меня: «Скорее подбери…» —

    чуть зазвенели зернышки внутри.

    Светясь, лежало яблоко в росе

    и не хотело быть оно, как все,

    и отдыхало телом и душой,

    как малая планета на большой.

    А в трещину его, ничуть не зла,

    оса так вожделеюще вползла,

    и, яблоко качая на весу,

    с ним вместе внес я в комнату осу.

    И, вылетев из яблока, оса

    на разные запела голоса,

    как будто золотинка жизни той,

    где жало неразлучно с красотой.

    Но чем больнее времени укус,

    тем вечность обольстительней на вкус.
    • Стихотворение «Само упало яблоко с небес было написано в 1989 году. Это было одно из любимых произведений поэта. В одном из интервью известному журналу Евтушенко попросили прочитать любимое стихотворение. И он с воодушевлением прочитал «Само упало яблоко с небес». Проникновенные строки, волнующие душу, искренность и исповедальность характерны для этого стихотворения. Казалось бы, что речь идет о яблоке. Но нет. В стихотворении кроется глубинный смысл о смысле человеческой жизни и назначении
    • Яблоко – символ бесконечной жизни, молодости. Из-за своей округленной формы оно напоминает бесконечность, совершенство, схоже с землей, вечность. Яблоко в стихотворении Евтушенко сравнивается с планетой. Это всего лишь мельчайшая частица на большой земле. Оно олицетворяет свет, спокойствие, отдых, некоторую умиротворенность. Оно лежало в росе, и сравнивается автором как «малая планета на большой». В произведении рассматривается образ осы. Оса – символ агрессии, Но с другой стороны, оса – символ матриархата. Она хозяйка в доме. Она символ красоты, некоего изящества, любви к труду, к обустройству собственного очага.
    • В стихотворении оса вползла в яблоко и, насытившись его соком, его бессмертием, ощутила в себе новые силы, стремление к другой жизни, вожделение. «Запела на разные голоса», тем самым мы видим, познание новой жизни, где «жало неразлучно с красотой». Последние строки стихотворения имеют философский смысл. Евтушенко пытается строками своего произведения донести читателю свои мысли, свои идеи, причем он выражает их в афористической форме, с тем, чтобы привлечь внимание читателей. Старается внести свежие идеи, неповторимость стиха, построенные на контрасте, сталкивании различных противоположных понятий.
    • Поэт не хотел разрушить ту гармонию мира, которую запечатлел на языке образов в своём стихотворении. Достаточно было упомянуть о том, что реальность сложна, что в ней есть место для укусов, боли, но развивать эту мысль – означает нарушить некий баланс сил, который столь дорог поэту.

    Б.А.Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок.» (Выполнила Космачева Елизавета)

    Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина(10 апреля 1937 – 29 ноября 2010 гг.)

    • Поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века.
    • Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы
    • Поэзия для нее являлась откровением, в котором проявлялось столкновение нового и старого в жизни и творчестве. Даже самые незначительные детали и образы могли зажечь в поэзии Беллы Ахмадулиной дерзкую фантазию, которая рождала на свет новые образы и сюжеты.
    Это стихотворение, написанное в классическом стиле, как бы возвращает нас в пушкинские времена, "времена упаданья яблок" и осеннего великолепия. Поэтесса как бы возвращает прекрасное утраченное время, полное традиций, когда хозяйки в осенние дни достают из затаенных углов кухни свои тазы, чтобы сварить варенье на зиму, когда природа отдает людям свои последние плоды, которые так и падают в протянутый подол. (В стихотворении описывается время Августовского Яблочного Спаса) Это как бы возвращение к классической традиции пушкинского времени, это возвращенье ко всему прекрасному прошлому с его шикарным осенним листопадом и традиционной охотой на птиц в осеннем лесу... В этом и вся сила произведения великолепной поэтессы Беллы Ахмадулиной.

    Е.И.Носов «Яблочный спас» (Выполнил Влад Валкан)

    • В день празднования Яблочного спаса рассказчик, проезжавший на старенькой «Ниве» мимо села Малые Ухнали, вышел к полуразрушенной церкви, где проходила праздничная служба. Затем он решил купить яблок и среди продавцов увидел незаметную старушку, которую все называли бабой Пулей. Пожалев её, он купил ведро яблок и сказал, что готов купить больше.
    • Баба Пуля отвела его в свой сожжённый дом, в котором сохранилось только небольшое помещение с печкой.
    • Оказалось, что по просьбе дочери Симы женщина продала свою часть дома цыганам, а те устроили пожар и уехали. Симе, которая была бухгалтером и подозревалась в растрате, не помогли деньги, она была отправлена в ссылку и погибла на лесоповале.
    • Женщину звали Евдокией Лукьяновной Кузиной, а прозвище баба Пуля ей дали потому, что во время войны она была снайпером. Она воевала, была ранена, потеряла ухо. До Берлина не дошла - выяснилось, что была беременна. Её любимый погиб, на месте его гибели остался только сапог, который женщина хранила всю жизнь. Наград у неё не было - обещанные медали так и не дошли до места назначения. Жизнь полуглухой бабы Пули скрашивал только кот.
    • Рассказчик набрал яблок и отправился через шаткий мост к своей машине.

    Вывод.

    • Мы показали, какое разное представление у различных авторов о Яблочном спасе. Итак, этот праздник сподвигал их на творчество и многих других людей, тем самым, можно сказать, что Спас имеет огромную роль в жизни Российского народа.


    написать администратору сайта