Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины возникновения государства

  • Четыре формы правления и их взаимосвязанность

  • Четыре добродетели идеального государства

  • Справедливость

  • Список использованных источников

  • эссе. Образ идеального государства в диалоге Платона Государство. Основные вопросы причины возникновения государства четыре формы правления и их взаимосвязанность четыре добродетели идеального государства справедливость


    Скачать 37.74 Kb.
    НазваниеОбраз идеального государства в диалоге Платона Государство. Основные вопросы причины возникновения государства четыре формы правления и их взаимосвязанность четыре добродетели идеального государства справедливость
    Дата17.12.2021
    Размер37.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаESSE.docx
    ТипРеферат
    #306739



    ЭССЕ НА ТЕМУ:
    «Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство». Основные вопросы: причины возникновения государства; четыре формы правления и их взаимосвязанность; четыре добродетели идеального государства; справедливость»

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………...3

    Причины возникновения государства…………………………………………...4

    Четыре формы правления и их взаимосвязанность…………………………….5

    Четыре добродетели идеального государства…………………………………..8

    Справедливость…………………………………………………………………...9

    Заключение……………………………………………………………………….10

    Список использованных источников…………………………………………...11

     

    Введение
    Творчество Платона играет огромную роль не только для его современников, но и оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи. Многие ученые и философы признают, что Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней. Учение Платона есть философский идеализм. И Платона по праву считают основателем этого направления в философии. Философский идеализм - это признание первенства идеального по отношению к материальному.

    Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага.

    Цель эссе - объяснить причины возникновения государства; выявить четыре формы правления и их взаимосвязь; определить четыре добродетели идеального государства; узнать, как формируется справедливость.

    Причины возникновения государства
    В своем диалоге с Адимантом Платон утверждает, что государство возникает, когда каждый из людей не может удовлетворить сам себя, но во многом нуждается. «...каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государство...». По мнению Платона, государство может обеспечить себя всем необходимым: «один будет земледельцем, другой - строителем, третий - ткачом».

    Далее Платон рассуждает о том, что в любом государстве существует множество людей, с практической точки зрения оно не имеет никакой необходимости - это художники, поэты, подрядчики, актеры, мастера различной утвари и изготовители различных женских уборов. Поэтому страна станет достаточно мала, чтобы прокормить население. Возникает необходимость в расширении её пределов, чтобы прокормить население, поэтому возникает необходимость захвата соседних территорий. Если соседи, в свою очередь, захотят отхватить кусок от рассматриваемой страны, то враждующие территории могут вступить в бесконечное стяжательство, перейдя границы необходимого. В результате государства могут вступить в войну. «Пока мы ничего не будем говорить о том, влечёт ли война зло или благо, скажем только, что мы открыли причину войны - главного источника частных и общественных бед, когда она ведётся».

    Далее заключает Платон, что придется увеличить государство не на какой-нибудь пустяк, а на целое войско, которое должно выступить на защиту всего достояния, на защиту того, о чем мы теперь говорили, и будет отражать нападение.

    На основании проведённого анализа произведения Платона можно сделать выводы о причинах возникновения государства:

    появление разделения труда и обмена продуктами производства;

    обмен продуктами производства способствовал развитию торговли;

    рост численности населения государства приводит к захвату близ лежащих территорий и формированию военной элиты.

    Четыре формы правления и их взаимосвязанность
    Идеальному (аристократическому) государственному Платон противопоставляет четыре других. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, "извращения" совершенного типа, нарастания «корыстных интересов» в их строе.

    Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. «Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей..., там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще - скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать». В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям.

    Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Платону ненавистны войны, особенно между эллинами.

    У людей уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

    Олигархия. «Строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно -бедняков, другое - богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

    Демократия. «Демократия, на мой взгляд - пишет Платон - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В таком обществе к власти может прийти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

    Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания - наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

    В трактате «Государство» Платон пишет о том, что «идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: 1) мудростью; 2) мужеством; 3) рассудительностью; 4) справедливостью;

    Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты: «...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это есть справедливость». Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование «идеального» государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В «Государстве» все производственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только «варваров», не эллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война - зло, возникающее в порочных государствах «для обогащения», и в «идеальном» государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Однако имеется и второй смысл словосочетания «идеальное государство». Дело в том, что для Платона «идеальное» не только «лучшее», но и то, что является «идеей» предмета. Слово «идея» и близкое к нему «эйдос» обозначает у Платона «сущность», «форму», «вид», «облик» предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что непосредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают в непрестанно движущемся (все течет), неустойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, которая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но и является исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущность и явление. Прежде всего, надо различать: «что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится, но никогда не существует», - писал Платон в диалоге Тимей.

    Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог «Государство», Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения «лучшего» государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его «идея».

    Четыре добродетели идеального государства
    Платон в своих дискуссиях рассуждает о добродетели. Можно ли ей научиться? Или её достичь путём упражнения? А может быть, её не даёт ни обучение, ни упражнение и достигается она человеку от природы либо ещё как-нибудь?

    В своих диалогах Платон определяет три следующие виды души: рассудительность, мужество, мудрость. Мера в вещах, по мнению Платона, если она хоть сколько-то отстает от действительности, уже не будет в надлежащей степени доказательной. Такое впечатление создается очень у многих из-за беспечности.

    Можно идти более долгим путем и, не меньше усилий можно приложить к приобретению знаний, чем к гимнастическим упражнениям, иначе говоря, человек никогда не достигнет совершенства в самом важном и наиболее ему нужном знании. «Там нельзя ничего упустить, всё должно быть завершённым. Разве не смешно, что в вещах незначительных прилагают больше старания, чтобы вышло как можно точнее и чище, а в самом важном деле будто бы и не требуется величайшая тщательность». Идея блага - вот самое важное знание; через неё становится пригодным и полезным справедливость, как и всё остальное. По мнению большинства благодетель состоит в удовольствии, а для людей более тонких в понимании. К этому стремится любая душа и ради него всё совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чём же она состоит.

    По мнению Платона, справедливость и красота, если не известно, в каком отношении они суть благо, не найдут себе достойного стража в лице человека, которому это не ведомо. Автор произведения предвидит, что никто и не может их познать.

    Справедливость
    Справедливо или хорошо, рассуждает Платон, у нас с детских лет имеются взгляды, в которых мы воспитаны под воздействием наших родителей, - мы подчиняемся им и их почитаем. Но им противоположны другие навыки, сопряжённые с удовольствиями. «Когда перед человеком, находящимся в таком положении встанет вопрос: Что такое прекрасное?- человек ответит так, как привычно он усвоил законодательство, однако дальнейшее рассуждение это опровергает. После частых и всевозможных опровержений человек падает так низко, что будет придерживаться мнения, будто прекрасное ничуть не более прекрасно, чем безобразно. Так же случится и с его справедливостью, с благом и со всем тем, что он особенно почитал. После этого, что, по-твоему, станется с его почтительностью и послушанием?».

    Далее рассуждает Платон, что если он перестанет считать всё это ценным и дорогим, как бывало, а истину будет найти не в состоянии. То спрашивается, к какому иному образу жизни ему естественно обратится, как не к то тому, который ему будет лестен. «Разве не будет одной из постоянных мер предрасположенности не допускать, чтобы вкус к рассуждениям появлялся смолоду? Я думаю, что подростки, едва вкусив от таких рассуждений, злоупотребляют ими ради забавы, увлекаясь противоречиями и подражая тем, кто их опровергает, да и сами берутся опровергнуть других, испытывая удовольствие от того, что своими доводами они, словно щенки, тащат и рвут на части всех, кто им подвернётся. Кто постарше, тот не захочет принимать участие в подобном бесчинстве; скорее он будет подражать человеку, желающему в беседе дойти до истины, чем тому, кто противоречит ради забавы, в шутку».

    Заключение
    Идеальное государство, предполагаемое Платоном, должно было стать образом справедливости, чтобы каждый человек, постоянно видя и чувствуя эту справедливость, стремился воссоздать ее в своей душе, строя по образцу и подобию государственного устройства. Идеальное государство как средство воспитания идеального человека - вот конечная цель построений Платона. И не так уж важно, что подобного рода государственного устройства не существует на Земле. Главное, что существует его теоретическая модель, доступная воображению каждого человека. Созерцая мысленным взором этот идеальный образец, человек, может быть, задумается над тем, как усовершенствовать ему самого себя и достичь совершенства и справедливости, столь прекрасно воплощенных в образе идеального государства.

    Список использованных источников
    1. Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.:-Интерпракс,1995,416с. стр.281[10]

    2. (Платон "Филеб, Государство, Тимей, Критий" стр. 6).[1]

    3. Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона"// Платон, собр. соч., Т.1, стр.258)[5]

    4. Платон, собр. соч., Т..3, ч. 1, "Государство" // М, 1971;[7]

    5. Поппер К. "Открытое общество и его враги", Т.1, "Чары Платона", // М, 1992.[6]

    6. Платон "Диалоги" стр. 246).[8]


    написать администратору сайта