Образ жизни Сореля в романе Ф. Стендаля «Красное и Черное». Литература (1). Образ жизни Сореля в романе Ф. Стендаля Красное и Черное
Скачать 32.93 Kb.
|
Содержание
1 Образ жизни Сореля в романе Ф. Стендаля «Красное и Черное» Роман Фредерика Стендаля «Красное и черное» – вершина французского реализма. Роман вышел после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки, бытовавшие до 1789 года. Действие романа происходит в 1820-е годы [1, с. 38]. Роман получил широкую известность в последней трети XIX века как ключевой образчик-предшественник психологического реализма, – направления, которое к тому времени стало преобладающим в европейской литературе. Несмотря на то, как в романе поразительно сочетаются и скрупулезная детализация, и подробно описанные политические, социальные и психологические аспекты того времени, главный герой – Жульен Сорель – всё же принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи обстоятельствах оборачивается трагедией. Прежде всего, стоит упомянуть, что роман основан на реальных событиях. Молодой человек, сын крестьянина, был приговорен к казни. Он решил сделать карьеру и стал гувернером в семье местного богача, но, был уличен в любовной связи с женой хозяина – матерью своих воспитанников. Потом юношу выгнали из духовной семинарии, затем – со службы в парижском аристократическом особняке, где он был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина, и вскоре пытался покончить жизнь самоубийством. Жюльен Сорель – сын плотника из французской провинции. Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, было суждено узнать суровую правду войны и расстаться со своими иллюзиями [2, с. 44]. Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником [2, с. 45]. В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство – то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу. Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека [3, с. 78]. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким. Нельзя не заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому дано править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее плодами, но ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше. Против таких глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость. Порядок реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке. Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути [2, с. 63]. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумел его удержать. Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками. Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив. В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность ж твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда ж везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен – революционер, и с этим согласны его классовые враги – аристократы. Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом – испанским революционером Диего Бустосом [1, с. 51]. В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства. Жюльен, стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим на нее, возвысившись над окружающим миром. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие», является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие – важнейшая черта Жюльена – увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте. Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия – разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру. Основа сложного характера героя – противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления. По словам Роже Вайяна [3, с. 92], Жюльен «вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал». Путь наверх Жюльена Сореля – это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих. Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась. Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя. Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды – честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью. Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела. На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи. Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине [1, с. 94]. Сама история, заложенная в романе – это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть. 2 Анализ пьесы «Оглянись во гневе» Джона Осборна После Второй мировой войны общая картина мирового литературного процесса становится необыкновенно сложной. Зарубежная литература послевоенного периода – это уже не только литература ведущих капиталистических стран мира, но и стран социалистического лагеря, и освободившихся от колониальной зависимости. Для литературы послевоенного периода характерны два основных направления – реализм и модернизм. Здесь особо следует поставить социалистический реализм, который как метод в литературе признавался единственно верным в странах социализма. Этот метод предполагал «правдивое» отображение социалистической действительности, что на практике означало полную поддержку политики правящих партий. В демократических странах мира параллельно развивались два указанных направления, но их нельзя назвать неизменными. Приоритетное место заняла реалистическая литература, в произведениях которой нашли свое отражение все противоречия послевоенного развития мира. В первые послевоенные годы в творчестве многих писателей преобладала антифашистская тематика. В 50-е годы выдвинулась плеяда писателей, получивших название «сердитые молодые люди». Они не составляли единой творческой группы. Творчество каждого развивалось самостоятельно, вне рамок определенной школы [4, с. 89]. Тем не менее в их произведениях есть общие черты, позволяющие говорить о литературном течении «сердитых». Идейно-художественное своеобразие этого течения определилось с выходом в свет романа Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим», романа Джона Уэйна «Спеши вниз», пьесы «Оглянись во гневе» Джона Осборна и романа «Путь наверх» Джона Брейна. Реализм «сердитых» характеризуется эмоциональной силой осуждения общества, но лишен положительной программы. Социальные истоки литературы «сердитых молодых людей» – в крахе обещаний лейбористов создать «общество всеобщего благоденствия». Однако послевоенная действительность оказалась иной. Надежды на существенные перемены не оправдались, они сменились разочарованием целого поколения молодежи, умонастроение которой и отразилось в произведениях «сердитых». Само название этого течения закрепилось после постановки на сцене лондонского театра «Ройял-Корт» пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», имевшей шумный успех [4, с. 92]. «Оглянись во гневе», пьеса английского драматурга и сценариста Джона Джеймса Осборна стала подлинным дебютом писателя, а вместе с тем, рождением английской драмы «новой волны», дата премьеры которой на сцене старинного лондонского театра «Ройал Корт» 8 мая 1956 года вошла в историю британской сцены как начало принципиально нового театрального летосчисления: на смену традиционной английской салонной мелодраме пришла реальная, неприукрашенная жизнь. В центре большинства пьес Осборна личность, не удовлетворенная положением дел в обществе и выплескивающая тотальное разочарование и гнев на окружающих в пространных, полных горечи монологах. Герой пьесы «Оглянись во гневе», интеллектуал, вышедший из рабочей среды, нападает на такие традиционные институты, как церковь, правительство и британская аристократия: «Джимми. Только пусть их великосветские манеры не обманывают вас. Эти люди нанесут вам удар ниже пояса в ту самую минуту, когда вы отдаете служанке шляпу». «Оглянись во гневе» во многом автобиографична. Личная жизнь автора была экстравагантна и направлена против предрассудков. Пьеса основана на фактах жизни Осборна с его первой женой Памелой Лэйн [5, с. 39]. В центре действия пьесы – любовный треугольник, участниками которого являются Джимми Портер, интеллектуал, обладающий вспыльчивым нравом, главный герой пьесы, его жена Элисон и высокомерная подруга жены – Элена Чарльз. Место действия пьесы «Оглянись во гневе» – замкнутое пространство, квартира. Зрительское внимание сосредоточено на диалогах, мыслях, переживаниях главных героев и, в первую очередь, Джимми Портера. Общее впечатление от пьесы формируется на основе отношения главного героя к современной действительности, что подается в виде комментариев к новостям из газет, характеристик окружающих людей, автокомментариев собственных действий. Действие пьесы открывается лишенной конфликта и драматизма сценой, своего рода механикой существования, которой пропитан образ жизни современного обывателя. Джимми и Клиф читают газеты, спорят о том, кто поставит чайник, курят, обсуждают новости, говорят о киоске, в котором работают. Одновременно с этим Элисон – жена Портера – непрерывно стучит утюгом, гладя белье. Условно разделив пьесу на две части, до ухода Элисон от мужа и после того, как ее место занимает Елена, можно увидеть, что порядок вещей и механика взаимоотношений не меняются. В начале третьего действия Елена так же, как и Элисон, стучит утюгом, а Джимми и Клифф читают газеты, обсуждают новости, спорят, кто будет ставить чайник, и так далее. Идиллическая направленность мировидения в произведении подчеркивается, таким образом, самой структурой пьесы, которая строится на мотиве повторения [5, с. 45]. Помимо этого следует отметить сценки, разыгрываемые Джимми Портером в паре с Клиффом. Их тандем включает в себя ряд типизированных ситуаций современности. Например, романтическое знакомство в ресторане («Клифф: Вы часто здесь бываете? Джимми: Только в брачный сезон!»), ситуация брачного союза («Джимми: С милой до свадьбы, вот бы поспать бы» или, «Джимми: Если ты не хочешь, конечно, только в духовном отношении, оставаться в старых девах, – всегда слушайся папочку <...> Ты слишком стараешься угождать. В конечном счете ты превратишься в шоколадный кекс, вроде тех, что любит моя жена»). Наиболее распространенная в тексте драмы ситуация – наставления отца сыну («Клифф: Сам не знаю. Хочу попытать счастья в другом деле. Джимми: Как хочешь, сынок. Твое дело, не мое»). Джон Осборн посвятил «Оглянись во гневе» своему отцу. Тот в тридцатые годы воевал на стороне республиканцев в Испании, а затем долго болел и умирал на глазах у сына, который часами просиживал возле постели больного и терпеливо слушал его рассказы. Идеалы отца Джона Осборна, а также отца Джимми Портера, уже утратили свою ценность в их сознании, но других идеалов у них пока не появилось. Боль и нежность, уважение и настороженность характеризуют отношение самого Осборна и его героя к отцу. Образ отца, обреченного, но несущего в себе тайну непостижимой для нового поколения самоотверженности, проходит через все творчество Осборна, многократно получая отражение в разных его произведениях. Каждая пьеса Осборна – своеобразная драма-монолог. К «Оглянись во гневе» это относится в первую очередь. Ведет действие главный герой. Поток его бурных чувств обрушивается на партнеров и зрителей. Выходец из простой семьи, Портер, хотя и отвергает идеи отца, но при всем том связывает себя с социализмом. Осборн, солидаризируясь с героем, называет свои социалистические пристрастия «экспериментальным стремлением в области чувств». Пьесами он хочет прежде всего «заставить людей чувствовать». Главные враги создателя «Оглянись во гневе» – человеческая нерешительность, ограниченность ума, трусливость и слабодушие. Джимми хочется услышать проникновенный, страстный голос своего современника, возглашающий «Аллилуя!», встретить человека, умеющего восторгаться [4, с. 98]. Во всех помыслах Джимми Портера любовь и ненависть неразрывно связаны. Это характеризует как его отношение к общественной жизни, так и к самому любимому и близкому человеку – жене Элисон. Джимми глумится над ней, не умея простить, что в отличие от него она принадлежит к состоятельным, высокопоставленным кругам общества. Трогательна и забавна игра в медведя и белку, которую начинают Джимми и Элисон каждый раз, примиряясь после очередной ссоры. Лирическая тема прямо следует из социальной, главенствующей в пьесе, определяющей ее развитие, и одновременно полностью подчиняется ей. Спустя несколько лет после завершения «Оглянись во гневе» Осборн, находясь во Франции, направил в Англию своеобразное «письмо ненависти», адресовав его тем гражданам своей страны, «которые осквернили ее», «чьи немощные руки ведут мою слепую, ослабевшую и ими же преданную родину к гибели». Эго письмо вполне можно принять за одни из монологов Джимми. Мироощущение драматурга и его персонажа тут полностью сливаются. Осборн верил, что ненависть поможет ему устоять на ногах, хотел, чтобы она существовала вечно. Протест Джимми Портера, судорожно рвущего воскресные газеты, тиранящего жену и презирающего ларек со сладостями, в котором вынужден торговать после окончания университета, был столь всеобъемлющ, что в этом заключалась и его сила, и его слабость. Герой расходовал свою энергию нерасчетливо, нередко выглядел смешным в своих дурацки-шутовских, детских выходках. Пропитанные желчью и насыщенные острой болью парадоксы и афоризмы в речах Джимми звучат как отклик на абсурдность мира, которую Джимми не может изменить и не в силах разорвать. Он глубоко раним и тщательно скрывает свою ранимость. Целомудренный по убеждению, он не менее тщательно пытается скрыть это целомудрие кажущейся распущенностью; обладая большой душевной тонкостью, он все время прячет ее за внешней грубостью и бездушием. Недаром Хелина, сумевшая многое угадать в Джимми, называет его ребенком, а Клифф, превосходно знающий своего друга, говорит лаконично и веско: «В душе он – законченный пуританин» [5, с. 51]. Мечтая оставить по себе в жизни след, Джимми говорит, что когда-нибудь он создаст книгу «высотой в милю», книгу, написанную «огнем и кровью». Именно так написал свою знаменитую пьесу Осборн, вложив в образ ее главного героя многое из того, что пережил, понял и перестрадал сам. Впоследствии критики не раз обвиняли Осборна в том, что «Оглянись во гневе», в сущности, мало отличается от тех «хорошо сделанных пьес», что писались и ставились до нее. По форме пьеса Осборна достаточно традиционна, однако заложенная в ней страсть, которой, словно динамитом, начинена каждая фраза, сделало пьесу подлинно новаторской и взбудоражившей. «Оглянись во гневе» – это не просто пьеса, это пьеса, ставшая буквально сценическим манифестом умонастроений и чувств не только Осборна, но и ряда английских писателей. Список использованной литературы. Блотский А.С. «Осборн: художественное творчество» / «Художественная литература», М. – 1978 г. – 401 с. Бойко Г.В. Джон Осборн – основатель «сердитых молодых людей». – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 319 с. Жан Прево «Стендаль: опыт исследования литературного мастерства и психологии писателей» / «Художественная литература», М. – 1960 г. – 325 с. Реизов Б.Г. «Стендаль: художественное творчество» / «Художественная литература», М. – 1978 г. – 401 с. Фрид Я. «Стендаль: очерк жизни и творчества» / «Художественная литература», М. – 1967 г. – 195 с. |