Дубонина Образ Петра 1 в живописи. Образ петра i в изобразительном искусстве
Скачать 2.26 Mb.
|
Дубонина Ангелина Алексеевна, студентка 1 курса ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» Опрышко Наталия Алексеевна, научный руководитель, методист, преподаватель русского языка и литературы ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» ОБРАЗ ПЕТРА I В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Величественен, одинок, Парящий над толпою серой, В России тёмной всё, что мог, Перекроил своею мерой. И буйства мыслей, обратив в дела, Царём являясь многоликим, От Петербурга до села В веках прослыл Петром Великим! В. Макаров Личность Петра – одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Благодаря реформам Петра Алексеевича в государстве "произведена революция", затронувшая и основы политического устройства, все сферы общественной жизни, семейный уклад каждого отдельного жителя российской земли. Реформы, проведенные императором, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя. Изобразительное искусство широко откликалось на эти события, и стремилось обозначить отношение к личности царя-реформатора в самых разных формах. Петр предстает перед потомками в образе царя-реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеального правителя. Таким великий правитель представлен в работах Ж.М. Натье, Каравакка, Растрелли-старшего, П. Фальконе, Г. Кнеллера и др.
При сравнении работ Каравакка и Таннауера можно сделать вывод, что художники по разному подходили к выполнению задачи. Таннауер изображает Петра I как властелина и повелителя, безусловно, сильную личность. Все решения автора направлены на усиление величественности образа. Работы Каравакка, наоборот, сдержаны и просты, его интересует не столько личность Петра как императора, а скорее человека пережившего тяжелую, сложную жизнь. художник портрет скульптура император. На полотнах А.Е. Коцебу, Д.Ю. Пантюхина мы видим мудрого полководца, смелого воина, победителя, героя Полтавской битвы. А.Е. Коцебу. Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года, (1846г) Д.Ю. Пантюхин «Полтавский бой» В творениях И. Никитина, В. Серова, С. Кириллова Петр Великий раскрывается с неожиданной и трогательной стороны - это просто человек, незаурядный, но такой же, как мы, не Полубог, не титан, а просто сильная личность, каким мы видим Петра В. Серов, Петр I на работах. Строительство Петербурга
Искусствоведы несколько раз приписывали и отводили портрет от кисти Никитина: изображение императора сильно отличается от произведений русских художников того периода. Петр изображен на портрете как человек, которого хорошо знает мастер: он прост и аскетичен, при нем нет атрибутов императорской власти. Темный фон и простой камзол подчеркивают выделенное светом лицо властного, волевого и великого человека. На портрете кисти немецкого живописца Годфри Кнеллера мы видим Петра 1 в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая. Портрет написан с натуры и отличается большим сходством. Корона Петра Алексеевича покоится на подушке в нише. А вот в окне можно увидеть корабли. Г. Кнеллер. Портрет Петра, 1698 Личность Пётра Великого сложна и противоречива. Он был яркой индивидуальностью во всём. Личностью, способной сломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями. Благодаря трудоёмкой работе деятелей искусства прошлых веков, потомки Петра Алексеевича знакомы с внешностью великого русского императора. Картина Л.Ф. Лагорио «На берегу пустынных волн...», написанная в 1897 году, отражает замысел художгинка: молодой царь стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра - Санкт - Петербургом. Л.Ф. Лагорио «На берегу пустынных волн...» А на картине Валентина Серова 1907 года Пётр 1, подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, осматривает строящийся город - будущую столицу Российской империи. Всё внимание зрителей приковано к великому реформатору , уверенно и твёрдо шагающему о зыбкой насыпи. Всё в нём символизирует силу и решимость. Валентин Серов. Пётр I. 1907 Серов передаёт атмосферу великой стройки: перемены, начатые великим государем, необратимы. Кисти Иоганна Готфрида Таннауэра принадлежит известное полотно «Пётр Первый в Полтавской битве». Картина решена в европейских традициях изображения участия монарха в батальной сцене. Император изображён на поле боя в момент победы, одержанной над армией Карла 12 и войсками его союзника гетмана Мазепы. То было решающее сражение в Северной войне - Полтавская битва. На картине Пётр 1 изображён верхом на верном коне. Само сражение стало лишь фоном для величавой фигуры победителя - триумфатора, которого венчает лавровым венком крылатая богиня Славы. Именно конный портрет стал впоследствии основой1 монументального образа Петра Великого, исторической памяти о преобразившем Россию монахе. И.Г. Таннауэра «Пётр Первый в Полтавской битве» Композиция картины Шамшина Петра Михайловича «Пётр Великий спасает утопающих на Лахте» посвящена легенде о причинах смерти императора. В окрестностях Петербурга, близ Лахты, находилась усадьба Петра Ближние Дубки. Именно здесь в ноябре 1724 года император спасал попавших в беду моряков. Пётр1 возвращался из Дубков в Петербург и увидел небольшой корабль с солдатами, который сел на мель. Император велел приблизиться к кораблю и сам стал помогать морякам стаскивать бот с мели. Стоя в холодной воде, Пётр простудился и уже оправиться от простуды не смог. Там, где произошло несчастье, впоследствии построили часовню. П.М. Шамшин «Пётр Великий спасает утопающих на Лахте» Утром 28 января 1725 года великий самодержец скончался. Именно тот момент к смертному ложу был призван Никитин, чтобы запечатлеть посмертный образ государя. Художнику пришлось работать в экстремальных условиях, так как времени для написания последнего портрета императора было мало. Автору картины удалось в кратчайшие сроки создать смелый, трагичный и величественный образ Петра 1. Каждый портрет Петра 1 - страница истории. Несмотря на многообразие форм и идей, отображённых на полотнах, образ Петра - это образ выдающейся личности. Изображение такого темпераментного и своеобразного человека весьма не лёгкая задача. Каждый художник пытался это сделать по-своему. Работы зарубежных авторов полны пафоса и торжественности. Они создали образ, аналогичный славным европейский монахам. Петра приняли в Европе, его слава действительно прошла по всему миру. На полотнах русских художников Пётр предстаёт как обычный человек, которому свойственна и мягкость, и усталость, которому необходимо человеческое тепло. Деятелей искусства интриговала исключительная сложность времени Петра, драматический характер его реформаторской инициативы, важен был и тот ореол, который приобрела фигура Петра в контексте русской общественной мысли. Общими чертами в изображении Петра Великого является передача воли, неукротимого характера, величия и силы. Список литературы. Образ Петра 1 в русском искусстве // Вестник МГУ. История, 2009, № 6, с.85-88. Очерки по истории русского искусства / под редакцией Вишнякова Б.В.- М.,1954. Шарандан Н. П. Русская портретная живопись петровского времени. - Ленинград: Художник РСФСР, 1987. Петр I | Портал «Архивы России» https://rusarchives.ru/tegi/petr-i Брикнер А. Иллюстрированная история Петра Великого, т. I-II, С-Пб, 1882 г. Платонов С. Петр Великий. Личность и деятельность. Л. 1926 г. Письма и бумаги императора Петра Великого. — Т.5. — СПб., 1907. Интернет ресурс http://ucrazy.ru/foto/1462027036-russkaya-istoriya...tr-velikiy-1682-1725-gody.html Интернет ресурс https://петр1.рус/галерея/ Интернет ресурс https://www.culture.ru/materials/205263/pyotr-i-biografiya-v-portretakh Интернет ресурс https://spbcult.ru/articles/personalii/obraz-petra-i-v-zhivopisi/ |