Главная страница
Навигация по странице:

  • пейзаж

  • объективно

  • евгений онегин. Образ


    Скачать 27.13 Kb.
    НазваниеОбраз
    Анкоревгений онегин
    Дата17.10.2020
    Размер27.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаевгений онегин.docx
    ТипРассказ
    #143609

    Образ автора

    В романе очень явно присутствует автор, как рассказчик, старый друг Онегина, знакомый его отца. Он много философствует, высказывает своё мнение по поводу каждой значимой ситуации, наполняет эпизоды воспоминаниями и лирическими отступлениями. Главного героя автор называет “верный мой приятель”, признаётся, что молодой человек хорошо знаком ему, они вместе пережили нелёгкий период разочарования в жизни, “сплин”. Автор свыкся с привычкой Онегина язвить, подтрунивать, небезобидно шутить над приятелем. Они вместе даже собирались в путешествие, но у Онегина умер отец и дороги молодых людей разошлись на длительное время. Очень трепетно относится автор к Татьяне Лариной, описывает её с особой любовью. Она искренне симпатична автору, он оправдывает её пылкость, неопытность, бережно хранит письмо, которое она написала Онегину. Оно по какой-то причине находится именно у автора, тот в свою очередь часто перечитывает его, наслаждаясь стилем, слогом, искренностью. В конце романа автор “проговаривается”, что у Татьяны есть реальный прототип – женщина с нелёгкой судьбой. Рассказчик постоянно присутствует в тексте, мотивируя или объясняя некоторые поступки персонажей. Такая манера повествования, от лица знакомого, очень удачна, она придаёт всему происходящему реальность, живость, правдоподобие.

    егин

    Самохарактеристика

    Автор сам упоминает в тексте, что его возраст – 30 лет. Этот возраст, по его мнению, пора утихнуть, оставить юношеские забавы, стать серьёзнее и мудрее. Между делом автор сообщает, что когда-то также жил в Петербурге, но ему не подходит климат (“но вреден север для меня”). Из маленьких картинок-фраз складывается удивительно цельный образ повествователя. Судя по отступлениям от основного повествования он большой любитель красивых стройных женщин, сердцеед и ловелас. Знаток девичьих ужимок, кокетства, манер и лицемерия. Автор прекрасно разбирается в названиях деталей женского туалета, обуви, он наблюдателен и хитер. Он прозрачно намекает, что множество раз примерял на себя роль искусителя. Также сквозь общее повествование прорывается самоирония. Изящно, с юмором, без зазнайства и намёка на собственный талант повествователь даёт характеристику своему роману прямо в процессе его создания. Автор самокритичен и мнимо ленив, он сам себе хозяин, о чём с удовольствием сообщает в начале повествования: “Я кончил первую главу; пересмотрел всё это строго: противоречий очень много, но их исправить не хочу”.


    Глава 5


    Лирические отступления в этой главе расположены в строфах I — VII, XL. В них автор извиняется за столь бурное обсуждение дамских «ножек» (1 глава строфы XXX — XXXII) и возвращается к портрету и мироощущениям Татьяны:

    «Татьяна верила преданьям
    Простонародной старины,
    И снам, и карточным гаданьям,
    И предсказаниям луны.
    Ее тревожили приметы;
    Таинственно ей все предметы
    Провозглашали что-нибудь,
    Предчувствия теснили грудь».

    Глава 6

    Шестая глава начинается со знакомства читателя с Зарецким «Картежной шайки атаман,/Глава повес, трибун трактирный» и с объявления о дуэли двух, казалось бы, друзей «Короткий вызов, иль картель/…/Звал друга Ленский на дуэль». В шестой главе лирические отступления появляются в IV — XI,  XVIII, XXVIII, XXXIII, XXXIV — XLVI.

    Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли, притом, не оказаться трусом в глазах людей:

    «Он мог бы чувства обнаружить,
    А не щетиниться, как зверь;
    Он должен был обезоружить
    Младое сердце…» 

    Автор не забывает упомянуть чувства Татьяны при повествовании о дуэли «Когда б он знал, какая рана/Моей Татьяны сердце жгла!», он уже разделяет ее будущую горечь «Татьяна изнывала тайно»и говорит об ее упущенной возможности примирить друзей «Ах, может быть, ее любовь/Друзей соединила б вновь!».

    Пушкин формулирует тему истинной дружбы, замечая, что Ленский «Убит приятельской рукой!» и в этом виновен не только Онегин, но и общественное мнение «Не разойтиться ль полюбовно?../Но дико светская вражда/Боится ложного стыда.»

    Писатель снова возвращается к своим переживаниям, размышляя о своих печалях в «скорых тридцать лет»:

    «Познал я глас иных желаний,
    Познал я новую печаль;
    Для первых нет мне упований,
    А старой мне печали жаль.
    Мечты, мечты! где ваша сладость?
    Где, вечная к ней рифма, младость?
    Ужель и вправду наконец
    Увял, увял ее венец?»

    Автор в лирических отступлениях часто упоминает читателя «милые друзья», «друзья» и задает ему риторические вопросы:

    «Скажите: вашею душой
    Какое чувство овладеет,
    Когда недвижим, на земле
    Пред вами с смертью на челе,
    Он постепенно костенеет,
    Когда он глух и молчалив
    На ваш отчаянный призыв?»

    Глава 7

    Лирические отступления использованы автором в I — XI, XXIV, XXXIII — XXXVIII, LII, LV строфахБольшое значение в этой главе имеет воспетый Пушкиным пейзажразлука Татьяны с милым краем:

    «Простите, мирные долины,
    И вы, знакомых гор вершины,

    Прости ж и ты, моя свобода!
    Куда, зачем стремлюся я?
    Что мне сулит судьба моя?»;

    Размышления Пушкина, во время посещения Татьяной «барского дома», наполнены неким облегчением:

    «И начинает понемногу
    Моя Татьяна понимать
    Теперь яснее — слава богу —
    Того, по ком она вздыхать
    Осуждена судьбою властной».

    Татьяна не находит себе места и в Москве. Автор с состраданием отражает ее задумчивость и болезненное состояние души «Нигде, ни в чем ей нет отрад,/И облегченья не находит/Она подавленным слезам,/И сердце рвется пополам». Лирические отступления, касающиеся Татьяны, часто выражают авторское волнение о судьбе героини и желание облегчить ее любовную муку «Но здесь с победою поздравим/Татьяну милую мою».

    Также в данной главе звучат авторское прощание с Ленским «Мой бедный Ленский!», размышления поэта на тему жизни и смерти:

    «…за могилой
    В пределах вечности глухой
    Смутился ли, певец унылый,
    Измены вестью роковой,
    Или над Летой усыпленный
    Поэт, бесчувствием блаженный,
    Уж не смущается ничем,
    И мир ему закрыт и нем?..«.

    Автор верит, что за гранью человеческой жизни «глас вдруг молкнет» и теряется вся связь с милыми ранее сердцу людьми «Так! равнодушное забвенье/За гробом ожидает нас».

    Однако тема жизни и смерти, затронутая автором — не последняя. Пушкин продолжает свои философские размышления, затрагивая тему недостатков русской жизни «Теперь у нас дороги плохи,/Мосты забытые гниют,/На станциях клопы да блохи»; делает акцент на прелестях зимней жизни «Зато зимы порой холодной/Езда приятна и легка».

    Глава 8

    Почти вся восьмая глава — это авторское повествование о переживаниях главных героев, об их встрече:

    «Ужель та самая Татьяна,
    Которой он наедине,
    В начале нашего романа,
    В глухой, далекой стороне,
    В благом пылу нравоученья,
    Читал когда-то наставленья,
    Та, от которой он хранит
    Письмо, где сердце говорит,
    Где всё наруже, всё на воле,
    Та девочка… иль это сон?..»

    Лирические отступления использованы в I — XII, XX — XXII, XXVII — XXX, XXXIII, XXXIV, XLVIII — LI строфах.

    Александр Сергеевич также возвращается к теме творчества «Близ вод, сиявших в тишине,/Являться муза стала мне…». Он обозревает собственный процесс создания произведений и ярких афоризмов:

    «Она несла свои дары
    И как вакханочка резвилась,
    За чашей пела для гостей,
    И молодежь минувших дней
    За нею буйно волочилась,
    А я гордился меж друзей
    Подругой ветреной моей».

    Автор задает читателям риторический вопрос, касающийся личности Евгения Онегина в романе «— Зачем же так неблагосклонно/Вы отзываетесь о нем?». Пушкин объективно оценивает главного героя, не испытывая к нему отвращения или слепую симпатию

    » Несносно (согласитесь в том)
    Между людей благоразумных
    Прослыть притворным чудаком,
    Или печальным сумасбродом,
    Иль сатаническим уродом,
    Иль даже демоном моим.
    Онегин (вновь займуся им),
    Убив на поединке друга,
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,
    Томясь в бездействии досуга
    Без службы, без жены, без дел,
    Ничем заняться не умел.»


    В конце главы автор передает терзающие чувства Онегина «В какую бурю ощущений/Теперь он сердцем погружен!» и прощается с читателями » Друг, недруг, я хочу с тобой /Расстаться нынче как приятель».

    В своем романе Пушкин недвусмысленно дает читателю понять, насколько сильно он не принимает положение нравов в столичном дворянстве. Он негативно относится ко многим устоям этого слоя русского общества. Например, Пушкин не принимает домашнего образования. В этом случае обучение происходит поверхностно, человек вырастает в узко ограниченном интеллектуальном пространстве, у него складывается потребительское отношение к жизни, искусству и культуре (например, Евгений позволяет себе в театре зевнуть, не может отличить «ямба от хорея»), закладывается неуважение к труду, неумение работать.

    В романе «Евгений Онегин» жизнь дворянства описывается праздно, но автор дает нелестную оценку таким нравам. Прогулки и обеды, балы и театры выступают как развращение нравов. «Быть можно дельным человеком, а думать о красе ногтей» – пишет поэт, говоря читателю о том, что бессмысленно проживать жизнь, ничего не делая для общества.

    Тем не менее, автор подчеркивает свое уважение к представителям старшей дворянской знати. Он положительно оценивает их ум и образованность, отношение к жизни и благородные нравы. Характеристика старшего звена столичных дворян описана поэтом крайне привлекательно.


    написать администратору сайта